Top.Mail.Ru
архив

Как юанем намазано

Вслед за "Русалом", который на прошлой неделе начал road show на Гонконгской бирже, размещением на этой площадке заинтересовались и другие российские коммерческие структуры. Еще одной компанией, вышедшей на IPO в Гонконге, может стать "Норильский никель". Азия накопила огромные сбережения и, в отличие от Европы или Америки, более охотно вкладывается даже в рискованные активы.

Впервые Гонконгская фондовая биржа (HKEx) презентовала свою площадку для потенциальных претендентов на IPO из России еще в 2007-м. Тот год был весьма "урожайным" на крупные размещения, вспомним хотя бы SPO Сбербанка и IPO ВТБ. Естественно, одна из крупнейших азиатских бирж - Гонконгская не могла оставаться в стороне от такого ажиотажного спроса со стороны эмитентов, тем более что традиционные площадки - Лондон и Нью-Йорк постепенно теряли свою привлекательность из-за постоянного ужесточения требований к кандидатам. HKEx всегда славилась своим либеральным отношением, и поэтому на призыв размещаться в Китае откликнулись многие крупные отечественные компании.
   В середине 2007-го "Ко" сообщала, что остались считанные месяцы до момента появления первых российских эмитентов на Гонконгской бирже. Имена тогда не назывались, консультанты ограничивались лишь формулировками "крупный государственный банк", за которым легко угадывался ВТБ, и "одна из крупных металлургических компаний". Учитывая, что в то время представительства в Гонконге имели лишь Магнитогорский металлургический комбинат и "Норникель", эксперты предполагали, что вторым претендентом на деньги тамошних инвесторов будет кто-то из них. Однако радужным планам получить выход на широкие рынки азиатского капитала не суждено было сбыться: через год грянул кризис. К лету 2008-го потенциальных желающих разместиться в Гонконге набралось уже достаточно много, вспоминает заместитель председателя Торговой палаты Гонконга, управляющий партнер Eurasia Strategics Сергей Мэн, но уже в середине августа - в сентябре 2008-го, когда волна кризиса накрыла Россию, оказалось, что им вовсе не до IPO. "Не говоря о том, что с сентября 2008-го в Шанхае CSRC (аналог ФСФР) объявила, что приостанавливает любые размещения, хотя формально Гонконг (SFC - аналог ФСФР в Гонконге) не останавливал размещения, - отмечает руководитель управления корпоративных финансов ИК "Финам" Алексей Курасов. - Но с учетом того, что основным локомотивом для Гонконга были именно компании из материкового Китая, рост интереса к размещениям начался только в сентябре 2009-го, когда были сняты ограничения в "красном" Китае и начался новый бум размещений как в Шанхае, так и в Гонконге".
   

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

   "Первопроходцем" из России в Гонконге стала компания "Русал", на прошлой неделе начавшая road show. Она планирует привлечь $1,9 - $2,6 млрд, которые будут направлены на частичное урегулирование задолженности. Однако, как это часто бывает, первый блин вышел слегка комом: в ходе IPO "Русал" не сможет продавать акции частным инвесторам. "Это второй известный мне случай, когда к покупке акций в Гонконге не допускают розничных покупателей. Около года назад так размещался холдинг PCCW, у которого также (как и у "Русала". - "Ко") была серьезная долговая нагрузка. Это в рамках правил биржи", - поясняет Сергей Мэн. Как говорится в известном анекдоте: "Серебряные столовые приборы мы нашли, но осадок-то остался". "Конечно, не самая лучшая идея проводить первое размещение российских активов под грифом "особо рискованные", - соглашается Алексей Курасов. - Помимо этого, вместо привычного для Гонконга публичного размещения (в Гонконге нет отдельного сектора для "особо опасных" активов из России, как, например, в Лондоне (OIB), куда допущена только определенная группа инвесторов для совершения непубличных сделок) проводится техническое размещение (листинг) с фактическим частным размещением среди узкого круга инвесторов". По его словам, у многих инвесторов есть вопросы - зачем вообще разрешать это псевдо-IPO.
   Для основного владельца "Русала" Олега Дерипаски ответ очевиден: ему требуются деньги. Что касается HKEx, то там рассчитывают, что по проторенной "Русалом" тропинке на эту площадку пойдут и другие российские эмитенты. Как оказалось, эти ожидания не напрасны. О намерении разместиться в Гонконге уже публично заявила компания "Ильюшин Финанс". Но это лишь начало, уверен Алексей Курасов: "Китай заинтересован в ресурсах, поэтому компании, которые занимаются нефтью и газом, добычей металлов, химией, инфраструктурные компании (геологоразведка, транспорт природных ресурсов и т. п.) будут поддержаны китайскими властями и инвесторами в Гонконге. Если называть их, то это, конечно, "Газпром нефть", "Транснефть", "Роснефть", "Сибур", "Совкомфлот", РЖД". "Ко" удалось выяснить, что весьма активную позицию по данному вопросу занимает "Норникель". Как сообщил источник, еще в конце 2009-го там начала формироваться команда, которая должна была начать подготовку листинга "Норникеля" на Гонконгской бирже. Эту информацию в самой компании категорически опровергают. Между тем еще один источник утверждает, что также знаком с планами проведения "Норникелем" листинга в Гонконге. По его словам, "Норникель" рассматривал возможность выхода на Гонконгскую биржу еще несколько лет назад, но сначала этому мешало местное законодательство, которое ограничивало возможности компаний из России размещаться в Гонконге, а впоследствии планы пришлось скорректировать из-за финансового кризиса. Источник "Ко" уверен, что намерение "Норникеля" провести размещение в Гонконге никак не связано с IPO "Русала". "Да, теперь компании будет легче, но данный регион является стратегическим для "Норникеля", поэтому размещение акций в Гонконге - это лишь вопрос времени, по всей видимости, оно настало", - рассуждает собеседник "Ко". Сбербанк и РЖД также рассматривают возможность размещения там, но уже бондов. Запросы "Ко" в Сбербанк и РЖД остались без ответа, но, по словам источника "Ко", этим вопросом заинтересовался лично глава "Сбера" Герман Греф, а в РЖД тема размещения бондов в Гонконге якобы курируется на самом высоком уровне.
   

ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ

   Чем же так интересен Гонконг, и почему отечественные компании вспомнили о нем именно сейчас? "Во время кризиса компания (речь идет о "Русале". - "Ко") столкнулась с дефицитом заемных средств. Выход на биржу поможет их привлечь и погасить долги. И в данный момент IPO является более верным решением, чем банковские кредиты", - поясняет инвестиционный консультант Росэнергобанка Тимур Турлов. "Европа и США в одночасье превратились из добрых бездонных кошельков в скупердяев, которые требуют больше гарантий и дисконта. Российские фирмы, как и компании из других стран, ищут альтернативные пути привлечения капитала. Лондон и Нью-Йорк еще не скоро восстановят свои позиции. Остается Азия, прежде всего, наиболее открытый и ликвидный Гонконг", - добавляет Алексей Курасов. "Гонконг исторически является экономическим центром этого региона, кроме того, более либеральные требования, чем в материковом Китае или в Сеуле, привлекают сюда большее количество компаний", - соглашается Тимур Турлов. По его словам, перспективы наших компаний в Гонконге очень высоки. Азия накопила огромные сбережения и, в отличие от Европы или Америки, более охотно вкладывается даже в рискованные активы. "Когда начался кризис, стало понятно, что значительное количество активов в Америке и Европе обесценится. Поэтому международные финансовые институты стали выводить активы из американской и европейской экономик и переводить их в Гонконг, как ближайший к растущему Китаю финансовый центр", - подтверждает Сергей Мэн. При этом повышенная ликвидность объясняется не столько огромным количеством азиатских денег, сколько перетоком их из США и Европы. Ведь ни для кого не секрет, что КНР имеет все шансы в ближайшей перспективе стать крупнейшей экономикой в мире. Руководство Гонконгской биржи в данном случае опять же продемонстрировало прозорливость, ему удалось "заточить" свою площадку под проведение мега-IPO. "Получилось это у них благодаря близости Китая с его государственными холдингами - монстрами, нуждающимися в миллиардах СКВ вне зоны действия валютного контроля и финансового мониторинга Поднебесной, а также довольно высокой планке минимального размещения в 25% от капитала компаний, стоимость которых менее $1 млрд", - отмечает Сергей Мэн. Резюмируя, можно сказать, что Гонконгу, с одной стороны, помогла близость к Китаю, с другой - значительная независимость от континентальных норм права. Это наиболее яркое проявление эффективности принципа "одна страна - две системы", который на протяжении последних 12 лет после присоединения Гонконга проповедует Пекин.
   

НЕ ДОРОСЛИ

   Если сравнивать Гонконг и Лондон, то условия листинга на основной площадке Туманного Альбиона формально привлекательнее. В частности, для листинга на HKEx требуется не менее 3-х лет непрерывного владения эмитентом и его менеджмента, наличие спонсора (финансового института, содействующего в заявлении на листинг), 25% акций в свободном обращении. В свою очередь AIM не предъявляет формальных требований к капитализации и free-float срокам существования фирмы. На практике же на AIM ни один инвестиционный банк не размещал за последние три года компанию с капитализацией меньше $100 млн. При этом, если говорить про основной рынок, то сделки меньше $100 млн - $150 млн (капитализация от $400 млн) просто не интересны главным участникам рынка в Лондоне и их представителям в Москве. "В то же время в Гонконге представительства тех же инвестбанков готовы работать со сделками от $30 млн, а обладая собственным расчетным центром, инвесторы могут производить расчеты напрямую в долларах США", - поясняет Алексей Курасов.
   Если сравнивать Гонконг с другими "азиатскими тиграми", например, с Сингапуром, то последний сильно проиграл Гонконгу за последние 10 лет. "Как только Гонконг перешел под политическую юрисдикцию КНР, отменилось светлое будущее Сингапура, связанное с возможностью листинга крупных китайских компаний. Биржа так и осталась площадкой для микролистингов, где довольно неплохо себя чувствуют нефтехимические, транспортные и девелоперские бизнесы", - отмечает Сергей Мэн. За всю историю там не случилось ни одного размещения металлургических активов. На Сингапурской бирже котируется всего одна угольная компания, и она попала туда случайно: ее приобрела уже на тот момент публичная транспортная группа. Что касается листинга в континентальном Китае, то его еще не проходила ни одна иностранная фирма. Потенциальное размещение в Шанхае или Шэньчжэне (китайский аналог Nasdaq) оправдано только в том случае, если у эмитента есть бизнес в самом Китае и дополнительные финансовые ресурсы ей нужны для дальнейшей экспансии в КНР. "Идея IPO в КНР сама по себе абсурдна, если вам не на что потратить полученные при размещении юани внутри Китая. В то же время абсолютно логичными будут выглядеть первые китайские IPO таких сильных международных брендов, как Coca-Cola, McDonald's и Wall-Mart, о чем активно заговорили еще летом прошлого года", - рассказывает Сергей Мэн. Что касается отечественных компаний, то им до размещения в континентальном Китае еще очень далеко, да и нужно ли, если есть Гонконг?
   

   СЕРГЕЙ МЭН,
   УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР EURASIA STRATEGICS:
   "В КНР очень жесткий валютный контроль, финансовый мониторинг, высокие налоги на дивиденды и прирост капитала. Ничего подобного в Гонконге нет. Я не шучу, в Гонконге существует только один корпоративный налог (на прибыль), а все операции с ценными бумагами и дивиденды не облагаются никакими налогами. Полученные при размещении в Гонконге местные доллары в этот же день можно перевести в любую валюту и послать куда подальше, не спрашивая на это разрешения у Центробанка (его в Гонконге тоже нет)".