Top.Mail.Ru
бизнес

Как закрыть ООО: пошаговая инструкция

Фото: Pexels Фото: Pexels

Есть несколько способов, при помощи которых человек может избавиться от общества с ограниченной ответственностью, учредителем которого является. В частности, ООО можно продать. Но у бизнеса могут быть проблемы, которые сделают актив непривлекательным для потенциальных покупателей. Наиболее частый выбор в этом случае — ликвидация ООО.  

Возникает вопрос: как закрыть ООО? Процесс это непростой, занимающий несколько месяцев. Важно понимать, что ликвидировать фирму можно как принудительно, так и добровольно. Остановимся подробнее на последнем варианте.

Добровольная ликвидация ООО

Для того, чтобы по собственной инициативе закрыть организацию, учредителем которой вы являетесь, необходимы следующие шаги:

  • Составить протокол общего собрания участников.

  • Сообщить налоговой о намерении закрыть ООО.

  • Разместить сообщение в СМИ.

  • Уведомить кредиторов.

  • Уволить сотрудников и уведомить о закрытии службу занятости.

  • Снять с учета онлайн-кассу, закрыть расчетный счет.

  • Подать промежуточный и ликвидационный баланс в налоговую.

  • Подать пакет документов на закрытие в налоговую.

  • Сдать документы в архив, уничтожить печать.

Рассмотрим порядок ликвидации ООО подробнее. В обществе с ограниченной ответственностью участников может быть несколько. По этой причине осуществляется ликвидация ООО общим решением. Причем оно должно быть единогласно принято на общем собрании.

Решение о ликвидации ООО с одним учредителем заполняется по образцу. В нем нужно назначить ликвидационную комиссию или ликвидатора, установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Документ необходимо распечатать в двух экземплярах.

Протокол о ликвидации ООО законодательством не унифицирован. Это значит, что форма документа может быть разработана компанией самостоятельно. Однако существуют рекомендации по составлению протокола, выработанные на практике. В частности, в документе следует указать:

  • Дату собрания.

  • Название компании.

  • Имена участников.

  • Повестку собрания.

  • Причину ликвидации.

  • Срок на ликвидацию.

  • Решение о назначении ликвидатора.

  • Имя ликвидатора.

  • Подписи всех участников.

  • Печать организации.

В ряде случаев протокол не придется заверять нотариально. Однако для этого в уставе ООО должно быть указано, что подлинность решения о ликвидации подтверждается наличием подписей всех участников общества.

Кого назначить ликвидатором

Технически это может быть любой человек, назначенный на эту должность решением организации. В частности, выступить в роли ликвидатора может сам учредитель. Однако, если он при этом занимает должность и директора компании, сначала необходимо уволиться.

Уведомление налоговой

Сообщить налоговой о намерении ликвидировать ООО необходимо в течение трех дней с момента подписания решения. Поэтому с проставлением даты в документе лучше не торопиться. Сначала нужно подготовить заявление Р150016. Заверить документ необходимо у нотариуса.

Подписывает заявление ликвидатор. Во время визита к нотариусу при себе у него должны быть паспорт и оригиналы учредительных документов.

Что входит в пакет документов:

  • Последняя редакция Устава ООО.

  • Учредительный договор.

  • Свидетельство ИНН.

  • Протокол решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

Подать заявление без обращения к нотариусу можно. Для этого необходимо направить документ онлайн через сайт госуслуг или ФНС. Однако для подтверждения заявления ликвидатору нужна электронная квалифицированная подпись.

Вместе с заявлением в налоговую необходимо направить оригинал протокола решения о ликвидации и назначении ликвидатора. Важно подчеркнуть, что подавать документы необходимо в налоговый орган, который ранее проводил процедуру регистрации ООО.

Через пять дней учредителю будет передан лист записи из ЕГРЮЛ, подтверждающий, что организация находится в процессе ликвидации.

Сообщение в СМИ и уведомление кредиторов

Следующий шаг — опубликовать сообщение о закрытии ООО в издании «Вестник государственной регистрации». Вам потребуется зарегистрироваться на сайте СМИ, указав:

  • ФИО;

  • логин;

  • адрес;

  • телефон;

  • ИНН.

После регистрации вам понадобится заполнить бланк-заявку на публикацию сообщения и приложить к ней:

  • Доверенность по форме «Вестника».

  • Сопроводительное письмо.

  • Копию листа записи ЕГРЮЛ.

Для загрузки документов через личный кабинет потребуется электронная квалификационная подпись. Важно, чтобы она была оформлена именно на ликвидатора. Если же такой подписи нет, пакет документов придется вести в редакцию лично.

После подачи документов вам выдадут квитанцию на оплату. Оплатить можно с расчетного счета, по карте или наличными.

«Вестник» выходит раз в семь дней. Советуем предварительно ознакомиться с графиком.

В течение двух месяцев с момента выхода заметки о ликвидации ООО к вам могут обратиться кредиторы и предъявить требования.

Вам также потребуется внести уведомление о ликвидации в Федресурс. Для этого потребуется регистрация. Из личного кабинета вы сможете оплатить публикацию и опубликовать заявление о ликвидации.

Кроме того, необходимо письменно уведомить всех кредиторов о намерении закрыть ООО. Это важно на случай, если компании, с которыми вы сотрудничали, не просматривают «Вестник».

Кредиторами считаются юрлица, которым вы задолжали. Например, поставщик, получивший предоплату, но не полную стоимость товара.

Проще всего направить кредиторам письма с уведомлением о вручении. Составить его можно в произвольной форме. Если же вы уверены, что кредиторов на момент ликвидации у ООО нет, никаких письменных уведомлений готовить не потребуется. Но публикация в СМИ все равно обязательна.

Увольнение сотрудников

Важно понимать, что уволить сотрудников «одним днем» у вас не получится. Всех их нужно предупредить о грядущей ликвидации компании за два месяца до увольнения. Уведомление должно быть письменным. Каждый отдельный сотрудник должен прочитать его и подтвердить это, подписав документ.

Кроме того, не менее чем за два месяца до увольнения сотрудников необходимо предупредить службу занятости. Такое уведомление заполняется по специальному шаблону. Заявление направляется в центр занятости по месту регистрации ООО.

Для оформления увольнения работника потребуются приказ и записка-расчет. В трудовой книжке необходимо указать, что расторжение трудового договора производится в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (при ликвидации компании). В соответствии с законодательством такая причина позволяет уволить даже сотрудников, находящихся в отпуске, на больничном или в декрете.

Уволенным работникам необходимо выдать:

  • Трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности.

  • Справку о заработке за текущий и два предыдущих года.

  • Справку о доходах и суммах налога физического лица за текущий год.

  • Выписку из СЗВ-СТАЖ.

  • Выписку из СЗВ-М за последний месяц.

  • Выписку из реестра ДСВ-3, если за работника перечисляли дополнительные пенсионные взносы.

  • Копию раздела 3 отчета РСВ за последний квартал.

За сотрудников потребуется сдать отчетность в налоговую и Социальный фонд России. Указанные в документах страховые взносы необходимо уплатить в течение 15 календарных дней со дня подачи расчетов.

Закрытие расчетного счета

На следующем этапе вам необходимо снять с учета онлайн-кассу и закрыть расчетный счет.

Подать заявление о снятии кассы с учета можно в налоговую, приложив к нему отчет о закрытии фискального накопителя. Впрочем, этот пункт не является обязательным. Налоговая в любом случае снимет кассу с учета после того, как зарегистрирует прекращение деятельности компании.

Расчетный счет закрывается в банке, с которым вы сотрудничали. Для этого необходимо подать заявление в финансовую организацию.

На балансе расчетного счета могут остаться средства. Их можно потратить на возвращение долгов кредиторам.

Можно ли закрыть ООО с долгами? Нет. Если денег на погашение не хватает, ликвидационная комиссия может продать имущество ООО на торгах. Если же задолженность слишком велика и общество не может ее выплатить, ликвидатор вправе запустить процедуру банкротства.

Ликвидационный баланс

Существует промежуточный ликвидационный баланс и итоговый. Баланс при ликвидации ООО включает в себя информацию об имуществе общества, требованиях контрагентов-кредиторов и результатах их рассмотрения.

Специальной формы промежуточного ликвидационного баланса нет. Главное, чтобы в документе были отражены все сведения, указанные выше. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс решением. При его составлении важно учитывать, что дата принятия решения должна совпадать с датой составления самого промежуточного ликвидационного баланса.

При этом решение не является обязательным документом для налоговой. Однако ведомство должно знать о факте утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Подача документов в налоговую

Итоговый пакет документов, которые ликвидатор должен направить в ФНС, выглядит следующим образом:
  • Промежуточный ликвидационный баланс.

  • Заявление по форме Р15016 с кодом причины «4 — составление промежуточного ликвидационного баланса».

  • Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

  • Последние отчеты по налогам. Форма документа будет зависеть от системы налогообложения, выбранной вами ранее.

  • Заявление по форме Р15016 с кодом причины «7 — завершение ликвидации юридического лица».

  • Итоговый ликвидационный баланс.

  • Решение об утверждении ликвидационного баланса.

  • Квитанция об оплате госпошлины за закрытие ООО (не требуется, если документы поданы в электронном виде и подписаны ЭКП).

Получив документы, налоговый орган выдает ликвидатору расписку, в которой будет указана предварительная дата решения. В среднем процесс занимает пять рабочих дней с момента подачи документов. После этого выдается свидетельство о прекращении деятельности и уведомление о снятии с учета.

Финальный этап

Документы, появившиеся у компании в процессе деятельности, необходимо сдать в архив. Речь идет бумагах, касающихся трудовой деятельности работников. В частности, сдавать в архив необходимо:

  • Приказы по личному составу, о приеме, об увольнении, о переводе, о поощрении.

  • Трудовые договоры, договоры подряда с физлицами, акты к ним.

  • Личные карточки Т-2.

  • Лицевые счета или расчетные ведомости.

  • Оригиналы личных документов, которые не забрали сотрудники (трудовые книжки, дипломы).

  • Договоры страхования работников от несчастных случаев, если они были.

Для того, чтобы документы правильно заархивировали, потребуется предъявить устав ООО, решения, протоколы о создании и ликвидации организации, смене адреса и т. д., а также свидетельства ОГРН, ИНН, КПП, ЕГРЮЛ.

Специальных требований к уничтожению печати нет. Однако сделать это необходимо, чтобы в будущем печатью не воспользовались мошенники. Убедитесь, что ее печатающая поверхность испорчена.

Срок ликвидации ООО

Закрыть фирму за несколько дней у вас не получится. Все описанные выше этапы требуют времени. И срок их реализации иногда исчисляется месяцами. В идеале на ликвидацию ООО вам потребуется не менее двух месяцев, поскольку именно такой срок необходим для уведомления сотрудников об увольнении. Столько же времени есть у кредиторов на предъявление требований, после публикации уведомления в «Вестнике государственной регистрации».

На практике же прохождение всех этапов занимает около 3-4 месяцев. За это время можно внимательно и без спешки произвести все необходимые процедуры.