Как зять помог Эрдогану дронами
По итогам армяно-азербайджанского конфликта в 2020 году Турция безапелляционно заявила о себе как о новой сверхдержаве в сегменте военных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или дронов. Драйвером глобальной по значимости экспансии стала частная семейная компания Baykar Makina, которой руководят отец и три сына. Один из них, правда, зять президента Турции.
Некоторые специалисты идею беспилотных летательных аппаратов приписывают авторству Леонардо да Винчи. Гения Возрождения захватила идея полета человека с помощью конструкций, напоминающих крылья, а также возможность полета аппарата без человека. Примерно в 1490-е годы Леонардо да Винчи размышлял над возможностью использования в качестве источника энергии для движения крыльев сжатого с большой силой лука. По мысли Леонардо, мощный лук мог придать достаточный, хотя и очень кратковременный импульс, чтобы поднять конструкцию в воздух.
В конце XVIII века благодаря братьям Жозефу-Мишелю и Жаку-Этьенну Монгольфье над землей зависли воздушные шары, которые поначалу поднимались в воздух без людей и вполне могут считаться протодронами. В 1849 году зафиксировано первое использование воздушных шаров в военных целях — без людей, но со взрывчаткой в корзине, а в ходе Гражданской войны в США северяне пытались атаковать позиции южан при помощи воздушных шаров, оснащенных зажигательными бомбами, надеясь на то, что сила ветра отнесет-таки эти шары от их собственных позиций. В XX столетии дело пошло стремительно, беспилотники стали применяться для поиска, наблюдения, доставки товаров и, конечно, в военных целях. Промежуточный итог: по расчетам немецкой страховой компании Allianz, к 2020 году рынок коммерческого использования БПЛА должен был вырасти до $127 млрд.
Военные дроны — конечно, особая и довольно закрытая статья, но и здесь налицо яркая динамика. Мировым лидером специалистами признаются США, но кинувшиеся в погоню игроки сокращают разрыв. Ранее это были Китай и Израиль, до некоторой степени Великобритания, и вот на наших глазах в этот элитный клуб вломилась Турция, начинавшая в 1995 году с покупки нескольких военных дронов у американской General Atomics и в итоге стремительно и успешно преодолевающая технологическое отставание.
Стать своим
Собственное производство военных дронов Анкара запустила в 2004 году, отдав контракт компании Turkish Aerospace Industries. БПЛА Anka от Turkish Aerospace Industries взлетел 30 декабря 2010 года, но новогоднего подарка не получилось: дрон рухнул через 15 минут полета. О причинах можно только гадать, но в 2013 году власти всё тому же производителю-неудачнику заказали 10 аппаратов Anka, и еще три года спустя Anka продержался в полете четыре зачетных часа.
А в это время некий Сельчук (в иной транскрипции Сельджук) Байрактар уже обивал пороги турецких учреждений, ведомств, комиссий, комитетов и министерств, пытаясь заинтересовать чиновников собственной разработкой, можно сказать, домашнего производства. Действовал он, впрочем, не как одержимый кустарь-одиночка, а как представитель отцовской компании Baykar Makina, основанной в 1984 году и занимавшейся до того, насколько можно понять, тракторами и производством комплектующих для нужд машиностроения. Фирма за пределами узкого круга заинтересованных лиц была неизвестна, и уж точно о ней не знали и знать не хотели среди принимающих решения. Хотя в 2000-м в компании была создана специальная группа по разработке БПЛА, это все же была больше мечта, чем реальная стратегия: как пишут некоторые западные источники, в то время в Турции госконтракты раздавались по степени известности и лояльности, а не по реальному качеству продукции. Однако для Baykar Makina это не означало, что не стоит и стараться.
Амбиции, дипломатия, свадьба
В 2005-м 26-летний Сельчук, окончивший к тому времени Стамбульский технический университет, получивший одну степень магистра в Университете Пенсильвании и вторую — в Массачусетском технологическом институте, собрал-таки группку чиновников на демонстрацию возможностей своего дрона. На презентации после полета аппарата Сельчук развернул перед присутствовавшими картину светлого будущего Турции в сегменте военных дронов силами Baykar Makina при условии получения госконтрактов. По его расчетам, до триумфа нужно было подождать пять лет. Но его не услышали.
Однако в 2006 году Baykar Makina так или иначе все же получает свой первый военный подряд, совсем не на дроны, и начинает обрастать нужными связями. В 2007-м Сельчук возвращается в Турцию окончательно и принимает на себя руководство всеми технологическими вопросами, а в 2010-м на руку Baykar Makina сыграла международная обстановка. Турция разругалась в пух и прах с Израилем, резко ухудшились ее отношения с США, и оказалось, что, как прежде, получать от них дроны и запчасти к ним Анкаре все более проблематично и нужно импортозамещение.
Почему акцент оказался именно на дронах? Не в последнюю очередь из-за интереса к ним со стороны бывшего тогда премьером Турции Реджепа Эрдогана. А тут как раз Байрактары — уже на тот момент хорошо известные оборонные подрядчики со своими дронами. И наконец в 2015 году, на пять лет позже изначально намечавшегося Сельчуком Байрактаром срока, дрон Bayraktar TB2 успешно поразил ракетой мишень с высоты около 5 км. Шум вышел большой и полезный для бизнеса. Хотя, может, и не такой большой, как в связи с последовавшей в мае 2016 года женитьбой Сельчука Байрактара на дочери президента Эрдогана — Сумейе — в присутствии 6000 гостей.
Революция беспилотников
Дроны Baykar Makina ясно показали в Нагорном Карабахе, что беспилотная эволюция привела к революции в военном деле. И теперь уже почти все в мире бросаются вдогонку за Турцией, как когда-то догоняла лидеров она. По данным ресурса RoboTrends.ru, турецкие аппараты Bayraktar TB2 налетали около 95 тыс. часов (а теперь уже и больше), экспортируются в Катар, Тунис, Азербайджан, на Украину. Переговоры об их закупке имели место с представителями Сербии, Египта, Саудовской Аравии, Пакистана. После событий в Нагорном Карабахе само название Bayraktar уже даже стало в русском языке нарицательным существительным, как ксерокс, например, хотя Bayraktar TB2 — не единственные выпускаемые в Турции военные БПЛА.
А самый знаменитый на сегодняшний день военный подрядчик Турции — это все так же сугубо просто и прямолинейно устроенный семейный бизнес, в котором отец возглавляет правление, один сын занимает пост CEO, второй курирует технические вопросы, а третий занимается финансовым менеджментом. В компании работают 1100 человек, которые, судя по данным ее сайта, занимаются не только БПЛА Bayraktar TB2, да и вообще не только дронами, так что, возможно, стоит ждать новых прорывов. Революция беспилотников вызвала к жизни новые сопутствующие рыночные сегменты — например, антибеспилотные технологии. По прогнозам ResearchAndMarkets, с 2019 по 2025 год их мировой рынок вырастет в среднем на 29 % в год, или на 2,4 млрд $. Значительную часть прироста — 1,3 млрд $ — составят лазерные технологии по борьбе с дронами.