Какими будут цены на бензин к лету 2022 года
Цены на бензин и дизтопливо в России к лету могут снизиться из-за затоваривания внутреннего рынка экспортными нефтепродуктами и невозможности быстро снизить объемы добычи переработки нефти, считают опрошенные «Компанией» участники рынка. Но чтобы потом цены опять не поползли вверх, разгоняя и без того рекордную инфляцию, государство должно отменить налоговый маневр, демпфер для нефтяных компаний и снизить акцизы на моторное топливо.
Официальные и неформальные санкции, введенные США и рядом европейских логистических операторов против российских нефтяных компаний, продолжают сотрясать мировой рынок нефтепродуктов. Из-за резкого роста цен на бензин и дизель в ЕС Словения на месяц заморозила цены на топливо, аналогичный шаг обсуждает правительство Франции. Предложения заморозить цены и в России, которые пока только обсуждаются в СМИ, встречают горячую поддержку в регионах, бюджеты которых не зависят от нефтянки.
Правительство от радикальных шагов пока воздерживается, однако министр энергетики Александр Новак на прошлой неделе обсуждал с нефтяниками идею отвязать НДПИ для нефтяных компаний от мировых цен на нефть и курса доллара. Журнал «Компания» обсудил с участниками рынка и экспертами влияние этих событий на цены на АЗС. Государственные телеканалы утверждают, что они уже начали снижаться, однако, по мнению наших собеседников, ситуация может измениться.
Григорий Баженов, член правления Независимого топливного союза, ожидает, что при сохранении текущих тенденций цены могут снизиться на 3-4 рубля из-за затоваривания внутреннего рынка невостребованными экспортными объемами нефти и нефтепродуктов.
«У нас примерно половина нефти экспортируется в сыром виде, половина идет на производство нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, — говорит он. — Бензина мы экспортируем порядка 10% от общего объема производства, а дизельного топлива — около 50%. Основным покупателем бензина и дизтоплива до последних событий была Европа. Сейчас возможности экспорта крайне ограничены, российские товары стали токсичными для европейского покупателя, если их и покупают, то с очень большим дисконтом. Поэтому поставки переориентируются, товарные запасы увеличиваются, топливо нужно сбывать. Возможно, это изменит ценообразование на оптовом внутреннем рынке».
Раньше цена на топливо внутри страны формировалась на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) по принципу «экспортной альтернативы», напоминает Баженов. Иначе говоря, цена была такой, чтобы НПЗ было безразлично, куда поставлять нефтепродукты – на внешний или на внутренний рынок. Сейчас из-за санкций, падения рубля и взлета мировых цен принцип экспортной альтернативы сменился балансом спроса и предложения на внутреннем рынке. А он предполагает, что цены пойдут вниз.
Однако, чтобы цены сохранялись на нынешнем уровне или снизились, этого мало, считает эксперт. «Нужно отменять демпфер, который сейчас очень вырос и ведет к огромным потерям для бюджета на вычетах для нефтяных компаний, — уверен Григорий Баженов. — И нужно снижать акциз, чтобы низкая цена топлива на оптовом рынке сохраняла рентабельность переработки нефти. Если государство это сделает, страна сможет получать моторное топливо по низким ценам и это будет сдерживать инфляцию».
Что такое демпфер на нефтяном рынке РФ
Чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены в России в 2018 году был придуман регуляторный механизм, получивший название демпфер. Он основан на разнице между экспортной ценой топлива и внутренней ценой, которая была закреплена законодательно и подлежала ежегодной индексации на 5%.
Если экспортная цена выше внутренней, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы НПЗ могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности. А если ниже, то уже нефтяные компании должны компенсировать бюджету эту разницу.
Так было, например в 2020 году, когда из-за пандемии COVID-19 мировые цены на нефть упали ниже $40 за баррель.
Правда не факт, что регулятор пойдет именно таким путем, говорит представитель Топливного союза. По его словам, правительство может увеличить маржу для НПЗ путем снижения нормативов реализации топлива на внутреннем рынке. В этом случае объемы производства нефтепродуктов в России упадут, биржевые цены на топливо пойдут вверх и бензин, наоборот, подорожает. Но это произойдет не сразу, сокращение объемов нефтедобычи потребует времени.
Опасаться, что нефтепродукты пойдут в страны ЕАЭС, не стоит, считает Баженов: в том же Казахстане бензин на 3-4 рубля дешевле, чем в РФ за счет более низких налогов. Перенаправить экспорт в Китай тоже непросто: это долго и требует инфраструктуры. Кроме того, такой экспорт вряд ли будет прибыльным, поскольку китайцы наверняка сильно продавят российских продавцов по цене. Поэтому прогнозировать цены на бензин сейчас сложно.
Крупный независимый брокер на рынке нефтепродуктов, пожелавший сохранить анонимность, прогнозирует, что изменение баланса спроса и предложения на внутреннем рынке России снизит цены на моторное топливо на 15-20%.
«Наши мощности по экспорту нефтепродуктов и сырья ограничены, НПЗ стоят, — констатировал он в разговоре с "Компанией". — Их нужно загружать, но спрос на топливо внутри страны сильно ниже выработки. Поэтому цена внутри страны может снизиться на 15-20%, это иранский сценарий. Да, снижение объемов добычи нефти и объемов ее переработки может повысить цены, но это инертный процесс, вы не можете сказать "добыча стой, раз-два!". Перенаправить экспорт нефтепродуктов из Европы в Азию тоже сложно. Так что в среднесрочной перспективе цены скорее снизятся».
Представитель российской независимой нефтяной компании, также на условиях анонимности, предположил, что цены на АЗС снизятся, если правительство отвяжет НДПИ для нефтяников от мировой цены на нефть и курса доллара, а также отменит налоговый маневр и демпфер, которые поставили независимые НПЗ на грань банкротства.
«Рынка нефтепродуктов в России сейчас фактически нет, у нас де-факто мобилизационная экономика, — заявил он "Компании". — У нас проблемы с экспортными контрактами на апрель из-за отказа западных банков и страховщиков сопровождать поставки. Поэтому ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании — Прим. "Ко") сейчас погонят нефть на собственные НПЗ внутри страны, а нам останется поставлять ее только на независимые НПЗ. Но большой вопрос, готовы ли они будут ее принять, потому что государство и лоббисты крупных нефтяных компаний их усиленно добивали.
Собеседник напомнил, что с 2015 года в РФ действует налоговый маневр: НДПИ растет, а экспортная пошлина падает. Это было выгодно крупным экспортерам, а независимые компании, работавшие в основном на внутренний рынок, теряли рентабельность.
«Или возврат акциза, его получали только крупные НПЗ. Демпфер тоже поощрял экспорт нефтепродуктов и был выгоден только НПЗ вертикально интегрированных компаний. А такие заводы, как Антипинский НПЗ, из-за этого фактически банкротились. Кроме того, государство ввело кучу акцизов на не моторное топливо, например печное, на котором независимые НПЗ тоже зарабатывали. Из-за этого переработки стало меньше, частично она ушла в тень», — отметил он.