Кампания развития

20.11.200600:00

Все больше фармацевтических иностранных компаний открывают и развивают свой бизнес в России, несмотря на непредсказуемость и нестабильность, ставшими притчей во языцех. «Янссен Силаг» – одна из крупнейших и быстро растущих компаний, определяющих развитие российского фармрынка. Поделиться секретами бизнеса мы попросили Наиру Адамян, генерального менеджера представительства компании «Янссен-Силаг» в России.

 

Россия – одна из немногих стран, если сравнивать со странами Европы, где рост фармрынка происходит стремительными темпами. В 2005 году объем рынка вырос на 47%, в то время как в Европе – не более 5% в год. Покупательский спрос на лекарства увеличивается на 20% ежегодно. Однако в первую очередь это связано с внедрением в 2005 году федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан – ДЛО. Это весьма перспективный сегмент рынка, его доля в фармацевтическом бизнесе России уже сейчас составляет около 30%, а по прогнозам вырастет до 40 – 60% в течение ближайших нескольких лет. И именно успех в этой новой сфере государственного бизнеса предопределил достижения фармацевтических компаний за последние два года. Например, еще в 2004 году компания «Янссен-Силаг» в рейтинге фармацевтических компаний занимала всего лишь двадцатое место. Сегодня же она находится на первом месте по продажам в федеральной программе, и занимает почетное третье место на рынке.

 

 

– Как за короткий срок компании удалось достичь подобных результатов?

 

– Аналитические службы «Янссен-Силаг» постоянно проводили мониторинг ситуации и вовремя приняли стратегическое решение о развитии бизнеса в России. Немногие западные компании торопятся привлекать средства в Россию. Разумеется, европейское руководство рассматривает Россию, Турцию, Индию и Китай в качестве рынков больших инвестиций и больших ожиданий. Но это еще не означает, что компании готовы идти на риск. Только тщательный анализ ситуации и выверенная стратегия, на 99% гарантирующая успех, может убедить Запад в необходимости вложения капитала в российский бизнес. В «Янссен-Силаг» по отношению к России принят так называемый «trigger based подход»: новые проекты и соответственно инвестиции следуют сразу за наметившимися позитивными изменениями. Например, после внедрения программы ДЛО были созданы бизнес-структуры, отвечающие за работу по федеральной программе, приняты на работу новые сотрудники, в том числе и в тех регионах, которые прежде не считались перспективными для нашего бизнеса. В связи с появлением национального проекта «Здоровье» компания разрабатывает план участия и в этом проекте, с новыми препаратами для лечения социально значимых заболеваний, в том числе СПИДа и туберкулеза. В будущем «Янссен Силаг» предполагает активно развивать и госпитальный бизнес – в рамках проекта развития госпитальной и высокотехнологичной медицинской помощи в РФ.

 

 

– Как решается проблема с кадрами?

 

– Разумеется, большие инвестиции направлены на обучение персонала: к сотрудникам в «Янссене» предъявляются особые требования, и не только к их профессиональным качествам. Наш фирменный стиль – подвергать сомнению любое свое достижение с точки зрения поиска возможностей сделать еще лучше, еще больше. Кроме того, у нас не принято говорить «невозможно», зато очень приветствуются слова «я хочу это сделать, я знаю, как это сделать, и я это сделаю».

 

 

– Чем отличаются методы работы в России от других стран?

 

– Конечно, Россия в представлении Западной Европы не является страной со стабильной экономикой. Крупные фармацевтические корпорации со своими инновациями, на разработку которых потрачены десятилетия и миллиарды долларов, не чувствуют здесь себя в безопасности. Однако ждать благоприятных изменений, по нашему мнению, не стоит. Мы активно сотрудничаем со всеми основными участниками рынка, в том числе в вопросах проведения реформы здравоохранения, оптимизации программы лекарственного обеспечения, борьбы с контрафактной продукцией, изменения законодательства по вопросам защиты интеллектуальной собственности. «Янссен-Силаг» способствует обучению сотрудников управления системой здравоохранения в ведущих бизнес-школах международного уровня. Мы используем опыт своих коллег из других стран (Бразилии, Китая), где быстрое развитие рынка лекарств началось немного раньше. Зная о высокой потребности в качественных и недорогих лекарствах, мы переносим часть технологического процесса в Россию, чтобы одновременно способствовать развитию отечественной фарминдустрии и сделать высокоэффективные, но дорогие препараты компании более доступными. Мы также задумываемся о том, как могли бы помочь трансформировать огромный российский научный потенциал и разработки в области фармакологии в производство лекарственных средств в РФ.

 

 

– Вы используете в своей работе опыт российских управленцев?

 

– Одним из важнейших преимуществ нашей компании является доверие европейского менеджмента к российской команде, предоставление ей свободы в принятии решений. Я уверена – изнутри все видней и понятней, и хорошо, что наши руководители тоже придерживаются этого мнения.