Top.Mail.Ru
архив

«КАНБАН» на ваши головы

«Экономика должна быть экономной» – этот афоризм начала прошлого века незабвенный Леонид Ильич с присущей ему непосредственностью превратил в лозунг, и вся страна дружно начала экономить. Учреждения заполнились плакатами с надписями – от невинных «Уходя гасите свет» до абсурдных  «Не жалеть никаких средств ради экономии». Всемирно известная производственная система компании Toyota (TPS – Toyota Production System) тоже основана на экономии. Но между двумя «экономиями», как говорят в Одессе, есть две большие разницы. Наш генсек призывал к экономному потреблению, и чем это закончилось, знают все. А Toyota примерно в те же годы уже начала пожинать плоды экономного производства. В 1970-е годы компания вышла на автомобильный рынок США, а в 2003-м получила прибыль $8,13 млрд – больше, чем Ford, General Motors и Chrysler вместе взятые.

В начале этого года на прилавках магазинов появились две книги: Тайити Оно, «Производственная система «Тойоты». Уходя от массового производства» и Джефри К. Лайкера, «Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира». Тайити Оно не просто автор книги – он автор самой производственной системы Toyota. Практически все время работы в компании, а точнее, с 1949 года, когда его назначили начальником механического цеха, Оно был занят разработкой и внедрением новых подходов к производству. Подходы эти нехитры, как незамысловато и их изложение в его книге. «Мы анализируем временной промежуток, начиная с момента, когда потребитель делает заказ, до получения оплаты. И мы сокращаем этот промежуток, избегая лишних затрат», – отвечает он на вопрос, чем же занята сейчас Toyota. Именно это делала компания с конца 1940-х до 1970-х годов, когда система обрела законченный вид.

В ее основу с самого начала было положено два принципа: «точно вовремя» и «автономизация». Последний фактически означает ту же автоматизацию, но с элементами интеллекта. Автономизация началась с оснащения станков устройствами автоматического выключения в случае малейшего сбоя, а закончилась системой остановки производственных линий. Книга не зря называется «Уходя от массового производства» – японцам важнее было качество, а не количество, за которым так гнались американские компании. Да, остановка станка замедляет производство. Но она не дает возможности произвести бракованную деталь и, самое главное, позволяет проанализировать причину сбоя и сделать так, чтобы такая ситуация не повторилось. Добавляя к этому принцип «точно вовремя», распространяющийся на все этапы производства, мы и получаем производственную систему Toyota.

Конечно, все не так просто, и система насыщена множеством экзотических элементов, начиная от бумажного листочка под названием «канбан» – информационной карточки, сопровождающей передвижение каждой детали и продукции, и заканчивая «андоном» – электронным табло, расположенным над производственной линией и сигнализирующим как светофор: зеленый свет – все в порядке, желтый – требуется помощь, красный – надо остановить линию.

Книга второго автора – Джефри К. Лайкера – более обстоятельная. Профессор Мичиганского университета сначала долго изучал, затем преподавал, а потом и внедрял японскую систему бережливого производства. Его труд в два раза толще, охватывает историю вплоть до наших дней и, что самое важное, позволяет абстрагироваться от отраслевой привязанности TPS. Насыщенная разнообразными схемами и примерами, книга Лайкера позволяет лучше понять практическую сторону TPS и попытаться хотя бы мысленно применить ее на своем предприятии.

Отсюда и ответ на вопрос, какую из книг предпочесть: если читатель намерен внедрять TPS у себя в компании, – то Джефри К. Лайкера. Если же для общего развития – то Тайити Оно. Несмотря на лаконичность и кажущуюся сухость текста, его аутентичность местами завораживает: «Сегодня белые люди задаются вопросом, какой вклад японский народ внес в современную цивилизацию? Китайцы изобрели магнитный компас. А что изобрели японцы? Японцы – простые подражатели, вот что они говорят». Эти слова отец-основатель Тоyota сказал еще в первой половине прошлого века. Теперь «белые люди» пишут книги о том, как правильно копировать вклад японского народа в современную цивилизацию.

Еще по теме