Top.Mail.Ru
архив

Капитализм с характером

В этом году Стокгольмская школа экономики выпустила новую книгу знаменитых авторов «Бизнеса в стиле фанк» Йонаса Риддерстрале и Кьелла Нордстрема – «Караоке-капитализм». Готовьтесь услышать новую оду индивидуализму! Захватывающее, провоцирующее чтение для тех, кто готов и жаждет предъявить свою индивидуальность миру, в котором господствует подражание.

В караоке-капитализме, обществе имитации и мимикрии, «от тех, кто принимал правила игры, власть переходит к тем, кто их устанавливает и нарушает».  Мир презрел вековые нормы и ценности, диктуемые церковью и государством, и жонглирует ими по своей прихоти. Понятие личности тесно связано с потреблением, а деньги заместили собою смысл жизни. Самовыражение личности реализуется в приобретении, а объединение индивидуумов давно прорвало культурные и географические границы.

«Бизнес стал первым традиционным институтом, вынужденным приспособиться, или как минимум принять изменившиеся ценности». Канул в небытие мир монохромной нормальности, побеждают те, кто умеет мыслить аномально. Золотой середины больше нет, двойная экономика породила двойные стандарты и торжество крайностей. Но отклонение от нормы требует силы воли.

Все мы – участники глобальной гонки на выживание, и попытка сойти с круга равносильна краху. В караоке-мире каждый обладает выбором, но многовариантность выбора пьянит и тревожит. Все труднее определиться со своими предпочтениями. Для победы авторы предлагают нам единственную жизнеспособную стратегию – сохранение собственной уникальности. 

В мире караоке-капитализма, где конкурируют компетенции, успех определяется талантом, а не мускулами. «Богатство создается при помощи мудрости», – утверждают гуру менеджмента. А значит, привлечение и удержание талантов в ближайшем будущем станет главной стратегической задачей. «Власть сегодня переходит от владельцев финансов к тем, кто контролирует интеллектуальный капитал». Компании, попадая в зависимость к таланту, вынуждены соглашаться с его требованиями. Но это еще не все. Авторы прогнозируют им битву на два фронта, где один враг –  компетентные личности с их растущими запросами на самовыражение и компенсацию, а другой – воинствующий потребитель, диктующий спрос и цену на товар. «Чтобы выжить в таком мире, компаниям необходимо научиться извлекать пользу из компетенции и создавать новых потребителей» вместо того, чтобы продолжать делать вид, словно капитал и дешевая рабочая сила все еще наиболее важные факторы.

Исследования показывают, что успешные фирмы имеют свойство меняться прежде, чем будут принуждены к этому. Как говорили индейцы: «Если обнаружится, что вы скачете на мертвой лошади, лучшая стратегия – сойти с нее».

Итак, нам предрекают победителей, оказавшихся способными «в эпоху инновационного безумия эксплуатировать рыночные изъяны и использовать несовершенства человека». Другими словами, чтобы преуспеть, необходимо быть приспособленным и сексуальным, – сочетая форму и содержание, функциональность и стиль, «чтобы преуспеть, надо перестать оглядываться на других. Мы соревнуемся сами с собой. Имитация ведет в никуда».

В безумном многоголосии желающих перепеть чужие песни будущее принадлежит тем, кто готов отказаться от имитации, отвергнуть любые ограничения и принять участие в «написании истории будущего, не удовлетворившись ролью наблюдателя будущего истории».

Еще по теме