Капкан для Шереметьева
Между руководством аэропорта Шереметьево и представителями совета директоров назрел конфликт. В минувший понедельник с подачи председателя совета директоров аэропорта – министра экономического развития Германа Грефа было принято решение изменить условия конкурса на управление терминалами «Шереметьево-2» и «Шереметьево-3» (еще не построен). Предполагается, что по итогам тендера все управление «воздушными воротами» будет передано иностранной компании. Нынешний менеджмент Шереметьева во главе с Сергеем Беляевым фактически останется не у дел.
Северному московскому аэропорту необходимо примерно $400 млн на реконструкцию и расширение. Для привлечения инвестора правительство, Шереметьево, а также базирующаяся в аэропорту компания «Аэрофлот» собирались провести конкурс. Победителю (на эту роль прочили зарубежную компанию) должны были достаться 25% минус две акции специально созданного ЗАО «Московский международный аэропорт» (ММА, управляющая компания). Контрольный пакет ЗАО остался бы за Шереметьевом, а блокирующий получил бы национальный авиаперевозчик.
Однако по предложенной в понедельник схеме тендера победитель автоматически становится управляющей компанией и не обязан покупать акции ММА. Такая интерпретация условий тендерного договора сводит на нет всю работу Беляева по подготовке конкурса.
По мнению источника в Минэкономразвития, для смены декораций были все основания. Выбор иностранного оператора гарантирует большую степень управляемости процессом модернизации аэропорта. К тому же деятельность Беляева противоречит правительственным планам реконструкции Шереметьева. В совете директоров, состоящем из госчиновников, обеспокоены чрезмерной самостоятельностью беляевской команды.
Сам Беляев в интервью «Ко» назвал предложение Грефа «неприятным сюрпризом», поскольку прежний пакет документов по конкурсу прошел уже все согласования и был утвержден ранее на совете директоров «Аэрофлота». «Конкурс сорван, все стороны вернулись на исходные позиции. Если условия совета директоров будут приняты, иностранный оператор получит абсолютную власть над аэропортом», – говорит гендиректор Шереметьева. Он предсказывает и более серьезные последствия: «Как известно, любой международный оператор аффилирован с национальными перевозчиками. Немцы будут лоббировать свои интересы, а англичане и французы свои. Непонятно, как мы будем координировать полеты…»
При этом Беляев признает, что до сих пор непонятна реакция государства на действия команды. «Любые мои попытки наладить финансовые и экономические дела в аэропорту постоянно блокируются. Нас упрекают в чрезмерной самостоятельности. Похоже, всех устраивает тот хаос, который еще недавно царил в аэропорту», – заявляет гендиректор. А последние инициативы совета директоров он охарактеризовал так: «Группа чиновников пытается узурпировать власть в аэропорту». Судьба конкурса прояснится на очередном заседании совета директоров, которое состоится в конце июля.