Top.Mail.Ru
бизнес

Карантин в особой экономической зоне

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Резидент особой экономической зоны «Технополис "Москва"» «Ортомода» не останавливала производство даже в период самых жестких ограничений. От их продукции в буквальном смысле зависит здоровье людей — без их ортопедической обуви люди со сложными деформациями стоп просто не могут ходить. Однако падение продаж из-за карантина оказалось очень серьезным. Частично перепрофилировав производство под выпуск средств защиты, во время пандемии компания спасала не только себя. 

Коронавирусная мобилизация

Компания «Ортомода» существует уже 19 лет, но нынешний год — один из самых сложных в ее истории.

«Нам пришлось сделать все возможное, чтобы не допустить полной остановки производства и увольнения сотрудников. Пятая часть из них — люди с ограниченными возможностями, именно так мы понимаем социальную ответственность перед коллективом и клиентами, — рассказывает о самых тяжелых месяцах пандемии генеральный директор компании «Ортомода» Галина Волкова. — В противном случае тысячи нуждающихся в нашей продукции людей (компания обеспечивает медизделиями около 20 тысяч инвалидов в год. — Примеч. «Ко») не смогли бы ее получить, в том числе и бесплатно, по выполняемому нами сейчас госконтракту».

«Все возможное» означало производство средств защиты от коронавируса, которое смогли запустить максимально быстрыми темпами. Необходимое оборудование, а также материал для первой партии у компании уже были, так как одно из направлений «Ортомоды» — пошив специальной (адаптивной) одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Швейный цех был укомплектован дополнительными сотрудниками, работа организована в две смены.

«В конце марта, когда наши сотрудники на себе почувствовали дефицит индивидуальных средств защиты, было принято решение запустить собственное производство многоразовых индивидуальных масок. Вначале это было исключительно реализацией нашей социальной ответственности: важно было обеспечить масками собственные выездные бригады, а также клиентов, находящихся в зоне риска, — вспоминает Галина Волкова. — Вскоре стали поступать заказы от партнеров, в том числе и оптовые. Получая денежные средства от таких заказов, мы имели возможность продолжать бесплатно выдавать маски всем нашим клиентам».

Следующим шагом стало решение шить многоразовые защитные костюмы из непромокаемой ткани, которые можно дезинфицировать различными способами, включая обработку высокой температурой. Эта продукция пользуется большим спросом.

На данный момент, по словам Галины Волковой, компания производит 3000 масок и 1000 костюмов в сутки. Заказчики — город и производственные компании, некоторые из которых также являются резидентами «Технополиса "Москва"». 

В онлайн и на экспорт

Как рассказала Галина Волкова, в марте-апреле спад покупательской активности достиг 70 %: интернет-магазин и розничные салоны приносили почти нулевую прибыль. Чтобы поддержать продажи, компания запустила проект дистанционного заказа сложной ортопедической обуви по индивидуальным меркам. Если раньше для заказа необходимо было посетить салон, теперь — можно не выходить из дома. Первые образцы, сделанные на онлайн-платформе, были доставлены клиентам в разные уголки страны.

«Сейчас с каждым днем чувствуется увеличение продаж и заказов. Родители начинают выбирают правильную обувь своим детям на лето. Новая летняя коллекция обуви уже радует глаз в наших розничных салонах, которые с недавнего времени работают в обычном режиме», — делится радостными новостями Галина Волкова.

Сейчас компания постепенно возвращается к «мирной» жизни.

«Двадцать процентов сотрудников продолжают работать удаленно: эта мера позволяет обеспечить в офисе и на производстве необходимую социальную дистанцию, согласно требованиям Роспотребнадзора, — отмечает Галина Волкова. — Мы успешно проходим все проверки, в том числе благодаря постоянному наличию индивидуальных средств защиты. Отмечу, что в наших масках, с хлопковым внутренним слоем, достаточно комфортно находиться на рабочем месте.

Проветриваем и дезинфицируем помещения и напоминаем друг другу не трогать лицо руками. Что касается выпуска СИЗ, здесь все зависит от внешней ситуации. Будет спрос — будет производство. Но хотелось бы верить, что в скором времени мы все вернемся к привычному режиму и исчезнет необходимость постоянно носить маски». 

Сезон масок и халатов

Скорость, с которой в столице смогли наладить производство защитных средств, впечатляет. Консультационную и организационную помощь бизнесу оказывал экономблок правительства Москвы. Перестроить линии под нужды врачей и жителей многомиллионного города оперативно смогли десятки предприятий. Для компаний это были своего рода меры поддержки, которые позволили сохранить коллектив и зарплаты.

Фабрика балетной обуви «Гришко» перешла на производство одноразовых бахил. «Большевичка» вместо мужских костюмов шила одноразовые халаты. Так же как и производители школьной одежды.

«В марте вопрос о средствах индивидуальной защиты встал ребром. Заказывать эту продукцию где-то и ждать поставок — это был не выход. Медикам требовались маски и одноразовые халаты прямо сейчас. В экономическом штабе было собрано совещание, на которое пригласили практически все столичные компании, работающие в легкой промышленности, с целью выяснить, кто может подключиться к производству защитных средств. На встрече мы сказали бизнесу — город нуждается в вас. Со своей стороны мы готовы поддержать предприятия и дать возможность работать в период всеобщего запрета, — отметил глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров. — Уже на следующий день все те, кто смог изменить линии, найти материал, вернуть людей на работу, приступили к производству — несколько тысяч единиц средств защиты моментально отправлялись в "Коммунарку" и другие больницы города».

Как замечает Александр Прохоров, у «Ортомоды» немного другая история: как резидент особой экономической зоны, компания пользуется широкими мерами поддержки: например, объем отчислений по налогам и другим платежам сокращен до 47 %, также предлагается большой экспортный инструментарий. Так, успешный выход на китайский рынок, который «Ортомода» начала в конце 2019 года, во многом связан с эффективным использованием льгот, которые дает статус резидента столичной ОЭЗ.

Достаточно динамичный выход из эпидемии позволяет менеджменту компании надеяться, что февральские планы на 2020 год по наращиванию продаж на 30 % и выход на иностранные рынки воплотятся в жизнь. «Ортомода», включенная в московский экспортный каталог и получившая помощь для продвижения на международной арене, готова поставлять в страны БРИКС, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ортопедическую обувь и одежду для людей, передвигающихся на инвалидных колясках.

И очень рассчитывает найти новых клиентов на международной торговой онлайн-площадке GlobalRusTrade, к которой подключилась в начале года.

Еще по теме