Top.Mail.Ru
архив

Карьера телефониста

Нынешнее первое лицо гиганта мирового автопрома General Motors Эдвард Уитэйкр нисколько не боится во всеуслышание заявлять, что ничего не понимает в автомобилях.

 Как и о том, что, например, он понятия не имеет, где именно в штаб-квартире GM находится его кабинет. Иногда даже кажется, что Уитэйкр бравирует положением человека, оказавшегося "за рулем" General Motors без вообще какого-либо опыта в автопроме. С 1990-го по 2007-й он работал в телекоммуникационной отрасли, где, возглавив региональную телефонную Southwestern Bell, провел ее через вереницу слияний и поглощений, превратил в оператора общенационального масштаба и по ходу дела "прихватил" еще и бренд AT&T. Аналитики называют его классическим собирателем империи, ставят ему в заслугу инвестиции в беспроводную связь и поражаются "автомобильному" витку карьеры связиста.
   Некоторые, впрочем, отмечают определенную роль в этом назначении автомобильного гуру в администрации Барака Обамы (злые языки иногда расшифровывают GM не как General, а как Government Motors, т. е. "Государственные моторы") Стива Раттнера. Он, кстати, тоже совершеннейший чужак для автопрома, но зато свой для Демпартии США. Прежде он работал в медиахолдинге Quadrangle Group, около десяти лет занимался прямыми инвестициями и организацией сделок. И в Интернете, между прочим, можно найти намеки на то, что некоторые из его операций, связанных, например, с Пенсионным фондом штата Нью-Йорк, были не совсем прозрачными.
   

ДЕЛО ПРИНЦИПА

   Впрочем, эти хотя и пикантные подробности можно вынести за скобки. Главное: ставка на "варяга" в GM сделана сознательно и принципиально. Более того, Уитэйкр намерен обновить совет директоров так, чтобы примерно половина его состава была со стороны. И на пост гендиректора, функции которого ныне исполняет тот же Уитэйкр, искали кандидата не из GM и не из отрасли и в конце концов решили, что CEO так и останется сам Эдвард Уитэйкр. Новая команда, насколько можно понять, тоже "ничего не знает об автомобилях" и не намерена ими заниматься, отдав это на откуп спецам. Своим делом менеджеры считают политику самой компании и вокруг нее. Почему бы не воспользоваться, скажем, отношениями с нынешней администрацией. Например, Уитэйкр мог бы пролоббировать выгодные для производящей, в частности, пикапы и внедорожники GM изменения нормативов экономичности двигателей. По некоторым данным, и отказ от продажи Opel консорциуму Magna - Сбербанк был продиктован не только сугубо отраслевыми, но и долгосрочными инвестиционными соображениями. Кроме того, в повестке дня нового руководства GM - оптимизация портфеля автобрендов.
   В автопроме уже известен один громкий случай прихода "чужака": в 2006-м выходец из авиастроительной Boeing Co. Алан Муллали возглавил Ford Motor. Однако сходство этих сюжетов только внешнее. Кандидатура Муллали была выбрана самим Уильямом Фордом, праправнуком легендарного Генри Форда, и Уильям к тому же остался исполнительным директором и председателем совета директоров, глубоко вовлеченным непосредственно в операции.
   Кроме того, Boeing, как и Ford, компания, ориентированная на продукт, и Муллали решал в ней проблемы производства, удовлетворения клиентов, колебаний цен на топливо, поставок, профсоюзов. К тому же, поскольку остался Уильям Форд, топ-менеджемент тотально не обновлялся, что позволило обойтись без нервозности, которая, по словам инсайдеров, царит сегодня в той же GM.
   Все это очевидно помогло Муллали продержаться. И не просто продержаться. Ford по-прежнему остается проблемной компанией, но все же нынешний кризис переживает не так тяжело, как другие члены "большой автотройки". И все-таки не так давно автосообщество смаковало оговорку по Фрейду, допущенную Муллали: после больше чем двух лет работы в Ford он назвал Парижский автосалон авиасалоном. А упомянутый уже Стивен Раттнер проболтался, что Рик Вагонер (в прошлом - глава GM, авторитетная фигура автопрома) жаловался: "Муллали, придя в Ford, две недели звонил мне каждый день со своими вопросами". Все это отчасти подтверждает точку зрения Бориса Рохина из Ward Howell International: "Возглавить автокорпорацию выходцу не из ее инженерного или производственного подразделения практически невозможно. Внутри этих огромных структур существуют группировки, перемещающие по рынкам и позициям "своих". Чтобы стать членом такой группировки и пробиться наверх, надо проработать в компании очень долго, точно знать, кто за кем стоит, иметь гигантский авторитет и обширную сеть контактов. "Чужаки", возглавившие Ford и GM, не только не вхожи в эти группировки, но и с трудом находят общий язык с инсайдерами-производственниками в силу значительной специфики автоотрасли".
   

НЕ ВСЕ ЛИ РАВНО, ЧЕМ УПРАВЛЯТЬ?

   На этот вопрос есть и другой вариант ответа. "Я убежден в том, что существует категория прирожденных лидеров, людей, созданных управлять и вести за собой. Такой человек интуитивно чувствует бизнес, знает, как в соответствии с его законами - а они едины для всех - находить верные решения. Обладая к тому же практическими знаниями и навыками, он может эффективно применять их в любой области, независимо от того, в какой индустрии он работал ранее, - заявил "Ко" коммерческий директор DHL в России Кен Робертсон. - Принципы управления, инструменты рационального и результативного ведения бизнеса не зависят от того, в какой сфере действует компания. Не важно, что ты продаешь, какие товары или услуги. Любая фирма должна приносить прибыль, работать с клиентами, развивать их и развиваться сама. Руководитель, который знает и понимает глобальные процессы, происходящие в организации, видит цели и ведет компанию к ним, используя для этого все ее ресурсы, будет эффективным, где бы ни работал".
   Например, Уильям Перес из S.C. Johnson возглавил в свое время производителя спортивной одежды Nike, но продержался на посту всего 13 месяцев: показатели компании покатились вниз, она явно проиграла конкурентам битву за растущие азиатские рынки, и Nike расстался с топ-менеджером.
   А вот Роберт Нарделли пришел из General Electric в торгующую товарами для дома Home Depot и обеспечил более чем удовлетворительную бизнес-статистику. При этом он привел с собой своих людей, стал авторитарно насаждать новую философию менеджмента, что вызвало такой глубокий конфликт внутри компании, что даже улучшившиеся показатели Home Depot не смогли заставить совет директоров примириться с Нарделли.
   "Пришелец" возглавляет и Boeing. Нельзя сказать, что Джеймс Макнирни совсем уж далек от авиации - в свое время он руководил подразделением авиадвигателей в General Electric, но в Boeing пришел из внедренческой 3М. Сейчас авиагигант подвергается острейшей критике за совершенно очевидные проблемы с лайнером Boeing 787 и ситуацию, в которой оказалась компания в целом. Слышны даже прямые призывы к увольнению Макнирни.
   В целом получается, что приглашение "варягов" - феномен штучный и, как правило, связанный с каким-то кризисом внутри организации. К тому же это меньше практический шаг и больше политический, обращенный, когда речь идет о публичных компаниях, к инвесторам. Им показывают таким образом, что фирма настроена на перемены решительней некуда. Месседж получают и инсайдеры, которые должны понять, что по-старому уже ничего не будет. Но со временем от показательных выступлений все равно ведь приходится переходить к прозе жизни, и тут "варяги" демонстрируют неоднозначные результаты.