Карточные игры
Компания Cardberry, один из проектов крупнейшего в России стартап-акселератора GenerationS‑2015, организованного Российской венчурной компанией, привлекла больше 800 предзаказов на международной выставке электроники CES‑2016 и готовится к выходу на краудфандинг.
Cardberry — это электронная карта и мобильное приложение, позволяющее соединиить на одной пластиковой карте все имеющиеся у человека дисконтные карты. В будущем разработчики не исключают возможности привязки к Cardberry и банковских карт.
Стоит отметить, что Cardberry — не единственный подобный проект. Например, есть американский аналог Coin. В России у Cardberry прямых конкурентов пока нет, но есть проекты, нацеленные на ту же аудиторию. О них позднее.
До участия в выставке команда Cardberry не была уверена, что проект готов выходить на глобальные краудфандинговые площадки. Однако интерес аудитории развеял сомнения: «В результате примерно на апрель мы планируем выход на краудфандинговую площадку. Для нас это самый простой и безболезненный способ собрать деньги на производство», — уточнила директор по развитию Cardberry Марина Друженец. На CES‑2016 команда Cardberry получила несколько инвестиционных предложений, но, как и прежде, пока не настроена отдавать долю в компании.
Как зрела Cardberry
В стартап Cardberry команда уже вложила $1 млн. Это собственные средства фаундеров — Романа Друженца и Евгения Аверченко. Партнерский процент есть и у операционного директора Яны Берлизевой, которая работает в проекте с момента его основания. Монетизировать стартап владельцы собираются за счет продаж гаджета и последующего введения дополнительных платных функций. Инвестиции планируется окупить примерно за 1,5 года.
Для компании Друженца и Аверченко Cardberry — не единственное направление деятельности. Роман и Евгений знакомы с 1999 г. — вместе учились в одном из вузов Красноярского края. Предприимчивые друзья сначала занимались рекламой — первым их бизнесом было агентство по продаже рекламных поверхностей. К 2010 г. сеть уже охватывала все города Красноярского края. Тогда бизнесмены продали агентство и занялись дилерской деятельностью, заключив договор с крупнейшими сотовыми операторами. Уже через год ООО «М-Мобайл» стало одним из крупнейших дилеров, подключая в месяц около 50 000 абонентов. Оборот компании владельцы не раскрывают, но признаются, что именно наличие существующего бизнеса позволяет им финансировать проект Cardberry.
Идея проекта зародилась в 2013 г. Тогда было разработано мобильное приложение, к которому подключалась банковская карта. Формировался QR-код, который считывался на торговой точке, а потом производилась оплата. Но идея себя не оправдала. «Торговым точкам нужно было только установить считывающие устройства, которые бы распознавали QR-код и передавали информацию на наш сервер, — рассказывает директор по развитию Cardberry Марина Друженец. — Мы успели договориться с Мастер-банком (лишился лицензии ЦБ в ноябре 2013 г.) и отработали прикрепление любой их карты к приложению. Когда через три месяца приложение уже было готово, оказалось, что пока нет клиентов. Торговые точки, как выяснилось, оказались не готовы устанавливать оборудование, а клиентам был неинтересен сервис, которым можно воспользоваться только в нескольких точках по городу. Тогда Евгений Аверченко (сооснователь QR-Pay и Cardberry. — Прим. „Ко“) задумался об универсальном устройстве для хранения всех дисконтных карт».
Оценив все технические и технологические возможности, создатели Cardberry решили, что за полгода смогут запустить проект. За это время программисты должны были написать мобильное приложение, а техническую разработку девайса предполагалось купить. По первоначальному плану карта Cardberry в предзаказе должна была стоить 600–1500 руб. «Нам казалось, что сделать такую карту достаточно просто, но после четырех месяцев поисков в Европе, Китае, Сингапуре мы так и не нашли тех, кто бы мог реализовать данный проект. Тогда мы набрали свою лабораторию разработчиков из выпускников лучших технических вузов, — говорит Марина Друженец. — Но даже при наличии собственной лаборатории разработка заняла почти два года. Изначально в качестве считывателя мы использовали ридер Square. Но вся проблема заключалась в том, что данный ридер вставляется в аудиоджек смартфона и может через этот канал передать только два трека с магнитной полосы. А физически на любой карте существует три трека. И мерчант или банк сам определяет, на какой трек записать информацию. Таким образом, если информация записана на третьем треке, ридер ее не считает, и карта не сработает. Тогда мы приняли решение разработать собственное считывающее устройство, и оно в два раза увеличило себестоимость нашего гаджета. Кроме того, с момента начала создания компании курс доллара увеличился почти в три раза, учитывая, что часть компонентов заказывается из-за рубежа, а сборка производится в Китае, то цена, к сожалению, выше заявленной в 2014 г.».
Сейчас гаджет стоит от 4700 руб. Пока выпущено около 500 карт — 100 для beta-тестировщиков, еще 400 — предзаказы с сайта — покупатели получат в течение 4–6 недель.
Не одна в поле ягода
Cardberry — проект достаточно амбициозный: планируется выход на рынок США. Неслучайно краудфандинговая платформа для привлечения «народных» инвестиций выбирается не местная. «Рынок в России в десятки раз меньше, чем в Европе, Америке, Китае, — констатирует Марина Друженец. — И сегодня $100 для российского покупателя это практически прожиточный минимум, в то время, как для американца это средняя стоимость импульсивной покупки. И на CES мы в этом убедились, когда посетители без вопросов доставали $100 и готовы были купить карту здесь и сейчас».
Но в США есть свой игрок — Coin. По словам Марины Друженец, он силен больше маркетингом, чем технологическими разработками. Компания до сих пор использует для своих карт ридер Square. «Когда в январе мы были на CES, каждый владелец Coin, подходя к нашей стойке, жаловался на нестабильную работу гаджета», — рассказывает Марина. И все же уже больше 300 000 карт Coin продано по предзаказу. При выходе на рынок США разработчики Cardberry планируют продавать свою карту на $10–20 дешевле, чем у местных конкурентов.
«Для российского рынка и его потребителей продукт Cardberry очень удобный: почти все торговые сети применяют систему дисконтирования, — рассуждает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. — Однако тут есть большая сложность, которая и станет камнем преткновения для быстрого распространения системы в России: стартовый набор Cardberry стоит от $140, то есть 10 780 руб. по сегодняшнему курсу. Мало кто из потребителей сейчас готов выложить эту сумму за оптимизацию карточных скидок. Для европейского рынка предложение будет несколько дешевле. Для рынка США Cardberry пока не доросла, так как здесь конкуренция довольно плотная — семь уже работающих проектов. Нужно суметь оптимизировать стоимость начального набора из карты и считывающего устройства, и тогда предложение окажется конкурентоспособным для западных потребителей».
Кроме того, совместить систему оплаты с картами лояльности пытается и Сбербанк, который выбрал нескольку иную стратегию. Банк недавно приобрел сервис Platius, который одновременно является и картой лояльности, и системой мобильных платежей. «Приложение предназначено для быстрой оплаты счетов в ресторанах, кафе, магазинах с привязанной картой любого банка (не только Сбербанка), — поясняет коммерческий директор Platius Роман Магдаленко. — Пользователь может оплатить покупку без кошелька — через приложение деньги списываются с банковской карты и бонусного счета, а посетитель получает новые бонусы за покупку. Пользователь скачивает бесплатное приложение Platius и один раз регистрируется в системе. При каждой покупке в сети партнеров Platius он накапливает бонусы, которыми может расплатиться при следующих визитах. На сегодня к Platius подключено более 1000 ресторанов и магазинов. Приложением уже пользуются более 4 млн человек. Владельцам бизнеса Platius позволяет увеличить выручку в среднем на 10%, в том числе за счет геймификации пользователей: система бонусов побуждает покупателя приходить чаще и увеличивать количество покупок на 3–5%. Кроме того, система помогает привлечь больше покупателей за счет продажи набора товаров по выгодной цене, возможности предзаказа, пуш-уведомлений, программы „Приведи друга“ и других инструментов. Для компаний стоимость подключения зависит от функционала работы приложения».
Планы у Сбербанка, как всегда, грандиозные. «В рамках проекта Platius Сбербанк ставит своей целью создание системы мобильных платежей национального масштаба, которая станет стандартом для большинства розничных бизнесов, — отметил первый заместитель председателя правления Сбербанка России Лев Хасис. — Мы ожидаем, что к 2019 г. в России число пользователей мобильных платежей превысит 40 млн человек. Мы ставим амбициозную цель — предоставить сервис Platius как минимум для половины этих людей».
По мнению экспертов, хотя у Cardberry и Platius есть нечто общее, но считать их прямыми конкурентами не стоит, хотя оба проекта будут работать примерно на одну и ту же аудиторию. Только Cardberry объединит программы лояльности в своем пластике, а Platius постарается не только стать платежной системой, но и собрать максимальное число партнеров с их программами лояльности. И тоже в одном пластике. «Platius все-таки очень отличается от Cardberry, их не стоит сравнивать линейно, — говорит Даниил Кириков. — Прямой конкурент Cardberry — Coin, но он не представлен на отечественном рынке».
Сложности Cardberry стоит ожидать вовсе не от конкурентов.
«Че те надо?»
Главное для успеха любого сервиса — это заинтересованность всех сторон. Пользователи, конечно, рады избавиться от пачек пластиковых карт. Но только при условии, что сервисная надстройка Cardberry будет работать везде, т.е. действительно избавит от всего пластика, а не от его части.
Сегодня Cardberry работает только с картами лояльности. Но мы активно двигаемся в направлении банков. Текущая задача — согласовать возможность добавления банковских карт с платежными системами и аккредитация нашей секьюритизации в Visa и MasterCard, — признает Марина Друженец.
Использовать технологию Cardberry для банковских карт будет сложнее, чем для дисконтных, потому что для первых, помимо магнитной полосы, стало также обязательным наличие чипа. Нельзя не отметить и то, что в данной ситуации без согласия банков все-таки не обойтись. А те, в свою очередь, настроены прохладно.
«Если подобная технология будет реализована для банковских карт, то она может легко стать готовым набором для начинающего мошенника, поскольку фактически будет представлять собой инструмент, способный создать виртуальный и реальный дубликаты карты, — считает старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу банка „Ренессанс кредит“ Евгений Лапин. — Если говорить о дисконтных картах, то действительно их накапливается достаточно много, при этом возможность воспользоваться конкретной выпадает нечасто. В такой ситуации оптимизировать физический объем носимого с собой пластика имеет смысл. Если же говорить о банковских картах, то, как правило, их просто не так много, чтобы подобная оптимизация была оправдана. Даже если карт, которые реально используются, пять, удобство объединения их в одном физическом пластике неочевидно, а когда их всего две или три, что более вероятно, смысла в функциональной надстройке, по сути, нет».
Но и для дисконтных карт Cardberry, как выясняется, не всегда актуальна. «Прекрасная вещь, — отзывается о Cardberry один из первых ее владельцев, глава компании Sela Эдуард Остроброд, — но не везде нужна. Например, мы уже отказались от пластика, на который тратилось по несколько миллионов рублей в год, в пользу электронной карты. Наша карта привязывается к телефону пользователя. Сканировать в Cardberry чужую карту Sela невыгодно — на нее можно будет накапливать баллы, но нельзя снять, потому что для этого на телефон владельца должно прийти SMS с кодом. Если говорить о дисконтных ненакопительных картах, то тут тоже есть сложности. Например, если в оферте прописано, что получать скидку может только владелец карты, на кассе могут попросить удостоверение личности и без его предъявления скидку не дать. Иногда к Cardberry с недоверием относятся кассиры в магазинах, особенно старшего возраста. Но это потому, что они мало знают о технологических новинках. Это сложность со временем устранится сама».
А вот крупный ритейл сложностей добавит. Дело в том, что со временем большинство ритейлеров перейдут на электронные карты. Хотя это и требует дополнительных расходов на обслуживание, зато появляется существенная экономия на пластике, и клиенту не нужно носить с собой карту, что удобно. По мнению Эдуарда Остроброда, пластик останется только у небольших магазинов, которым не по карману строить систему электронных карточек.
Кажется, не так уж много пластика скоро останется в кошельках покупателей. Было бы от чего их избавлять...