Картофельный кризис
Голодных бунтов в России FAO не ожидает, однако рост мировых цен на продовольствие, по мнению экспертов организации, скажется на всех рынках. Во всем мире происходит подорожание практически всего сырья для производства продуктов питания. При этом в России на общемировую тенденцию роста, связанную как с неурожаями, так и с биржевыми спекуляциями, накладываются внутренние факторы. Продолжительная жара и засуха летом 2010 г. привели к локальному резкому росту цен на сельхозпродукцию. Килограмм картофеля в рознице стоит уже 50–70 руб., в 4 раза в оптовых ценах подорожала гречка. Аналитики прогнозируют, что инфляция в 2011 г. в лучшем случае составит 9,5% против 8,8% в 2010 г. В конечном счете рост стоимости сырья сказывается на рентабельности продовольственных компаний, так как переложить новые цены на плечи розничных фирм и конечных потребителей сразу невозможно.
Андрей Сизов, исполнительный директор центра «Совэкон»:
«Речь идет о росте цен на сельскохозяйственные биржевые товары в целом, и, разумеется, для России это имеет значение: продовольствие в РФ дорожает. В прошлом году оно подорожало на 12,9% против 6% в позапрошлом. До этого рост продовольственных цен составлял 15–16%. Не стоит рассматривать этот рост только как последствие инфляции. У нас отмечался рост цен на зерновые и масленичные, с мировыми ценами это связано опосредованно, так как экспорт зерна в прошлом году был закрыт. Рост стоимости сырья будет постепенно перекладываться на розничные цены на продовольствие в течение 6–8 месяцев.
Для роста цен в России есть важные внутренние причины: во втором полугодии прошлого года зерно дорожало на 80–200%, в то же время цена на него исскуственно сдерживалась. Цены на муку и хлеб росли слабо, поэтому подорожание хлебобулочных изделий еще предстоит. Если говорить об отдельных группах товаров, то из-за засухи подорожал картофель – примерно в два раза. Оптовые цены на гречку выросли в четыре раза, розничные цены на нее пока отстают, гречка еще будет дорожать в рознице».
Татьяна Бобровская, старший аналитик ИФК «Метрополь»:
«Ничего нового, собственно, не произошло. Активное подорожание продовольствия – молока, масла, мяса – шло во второй половине прошлого года. Широкий резонанс вызывают оценки Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, которая говорит о катастрофических последствиях подорожания для беднейших стран. Что касается России, то у нас нет никаких предпосылок для снижения цен на продовольствие. Цены на зерновые остаются высокими. Они росли как вследствие роста мировых цен, так и по причине жары и засухи, а зерно – это еще и корма для производства мяса и молока. И прогнозы на урожай 2011 года пока остаются неопределенными. Озимых было посеяно на 20% меньше, чем годом ранее, 5–10% озимых уже погибло из-за неблагоприятных погодных условий. Хорошего урожая озимых не будет, а урожай яровых сложно предсказать, так как не все хозяйства смогут закупить и засеять зерно по такой высокой цене. Есть надежда на интервенционный фонд государства, но интервенционное зерно станет выходить на рынок частями, эффект от выброса на рынок государственного зерна будет мягким. До конца лета цены на зерновые, а также мясные и молочные продукты будут оставаться высокими. И рост цен, который мы видели в 2010 году, продолжится».
Максим Клягин, аналитик ИК «Финам»:
«Рост сырьевых цен на мировых биржах плюс внутренние факторы приведут к заметному ускорению темпов инфляции. Наша страна импортозависима на 40%, около 33% составляет импорт продовольственных товаров, еще 20–30% – импорт базовых продовольственных товаров, 40% сахара приходится на импорт. На данном этапе мы прогнозируем уровень инфляции в 2011 году в 9,5% против 8,8% в 2010-м. Хотя, конечно же, росту инфляции будет также способствовать монетарная политика государства».