Кашу Марксом не испортишь
Роман Фредерика Бегбедера «99 франков», вышедший в серии «За иллюминатором», деятели рекламного бизнеса уже растащили на цитаты. Книга стала бестселлером благодаря тому, что автору удалось скрестить две модные тенденции западной литературы – левацкую идеологию с жанром производственного романа. Получилась злая и точная карикатура на мир рекламного бизнеса.
Октав Паранго – сотрудник креативного отдела крупного рекламного агентства – должен сочинить ролик для нового йогурта компании «Манон» (имена и названия изменены, чтобы укрыть виновных – сказано в предисловии). Заказчик заворачивает одну за другой блестящие идеи Октава со словами: «Вы думаете только о том, как попасть на фестиваль в Канны, а я должен наладить сбыт продукции». Переживая невостребованность творческого потенциала, Паранго все глубже погружается в депрессию, наркотики и рассуждения об антиглобализме.
Воспринимать «99 франков» как серьезную литературу не стоит. Фредерик Бегбедер не Лев Толстой, а скорее рабочий паренек, написавший во время обеденных перерывов книжку о своем заводе. Идеология надергана с левацких сайтов, но зато свой «завод» Фредерик Бегбедер знает очень хорошо: он проработал в рекламном бизнесе десять лет. Лучшие моменты в книге – это как раз производственная рутина. Например: чтобы снять «старую виллу в южном стиле», фигурирующую в сценарии ролика, творческая группа отправляется в Калифорнию, забыв дома образцы рекламируемого йогурта. «99 франков» может стать «прикладным» романом для работодателей – книга позволит понять, чем живут высокооплачиваемые специалисты и во сколько может обойтись решение их личностных проблем. Кризис самореализации у главного героя проходит, как только а) его повышают до начальника креативного отдела, б) его ролик номинируется на премию «Каннские львы».