Катастрофическое невезение Томаса Хаффы

19.02.200100:00

Високосный 2000 год надолго запомнится немецкому пока еще миллиардеру Томасу Хаффе. В последнем году ушедшего тысячелетия 48-летний создатель EM.TV и владелец «Маппет-шоу» превозносился прессой как «передовик новой экономики». Сейчас та же пресса – когда с сочувствием, а когда и со злорадством – наблюдает за затяжным падением Хаффы с карьерной вершины. Главный вопрос: успеет ли другой медиа-магнат – Лео Кирх подхватить своего бывшего питомца у самой земли?

 

Первые шаги в бизнесе Томас Хаффа сделал в качестве коммивояжера, распространявшего печатные машинки фирмы IBM.

В первый рабочий день он долго собирался с духом, прежде чем позвонить в офис некой фирмы. Меряя шагами улицу и обливаясь потом от страха, начинающий коммивояжер готовился долго и обстоятельно убеждать тамошних служащих, что его товар – это то, о чем они мечтали. Наконец он решился. «О, как вы быстро! – Такими словами встретил его сотрудник офиса. – Мы возьмем две машинки». Как оказалось, всего лишь за десять минут до этого он позвонил в IBM с просьбой прислать несколько машинок. «В IBM меня научили продавать, – говорит Хаффа. – Но там я узнал также, насколько важна удача».

Удача очень долго не изменяла амбициозному немцу.

По собственному признанию, Томас Хаффа рано понял, что ему хочется стать богатым. К учебе он относился равнодушно, однако еще в старшей школе начал продавать мотоциклы и подержанные автомобили, а чуть позже – выпускать и продавать школьную газету.

В 18 лет Томас бросил школу, так и не получив аттестата зрелости. Близким он заявил, что хочет стать «менеджером». Для юноши в Германии тех лет это был беспрецедентный шаг.

Сестра Томаса считает, что главная причина ранней самостоятельности брата кроется в непростых отношениях, которые сложились у него с отцом. Вальтер Хаффа превыше всего ставил хорошее образование, стабильность и гарантированную – пусть и не сногсшибательную – зарплату. Неудивительно, что выходка сына вызвала его гнев и разочарование. Мать, однако, поддержала Томаса.

 

Ученик Кирха

Несмотря на протесты отца, молодой Томас Хаффа несколько лет торговал автомашинами BMW, а в 1972 году начал работать в IBM и с первых же дней выбился в лучшие менеджеры по продажам немецкого филиала компании.

В 1979 году он по протекции друга поступил на работу в Kirch Gruppe и вскоре лично познакомился с главой концерна – могущественным медиа-магнатом Лео Кирхом. Хаффе доверили курировать подразделение, занимавшееся видео для домашнего просмотра. Это направление в то время было новым. Хаффа придумал ловкий ход: начал продавать видеокассеты на заправочных станциях и в круглосуточных магазинах. Позже он переключился на мерчандайзинг, в котором тоже преуспел.

Сам Хаффа сохранил о прежней работе и бывшем боссе прекрасные воспоминания. «Он лучший предприниматель, которого я когда-либо встречал», – так однажды он отозвался о Кирхе. Тот, в свою очередь, ценил своего молодого, да раннего подчиненного.

Несмотря на взаимное восхищение, в 1989 году настал момент, когда пути двух бизнесменов разошлись. Хаффа порывался начать собственное дело. Покидать надежное место ради «воздушных замков» казалось чистым безумием. Но Хаффа вновь не стал внимать доводам здравого смысла.

 

Король детского вещания

Для своей компании, которую он назвал EM.TV Merchandising, Хаффа выбрал узкую специализацию – производство и распространение детских программ и мультипликационного вещания. Его первым достижением стала покупка прав на показ в Германии мультфильма «Черепашки-Ниндзя» у американской студии Fox. Друзья отговаривали Хаффу, предупреждая, что сага о приключениях отважных черепашек, хоть и суперпопулярная в США, на консервативном германском телевидении не будет пользоваться спросом из-за обилия сцен насилия. Однако Томас сделал по-своему и не прогадал. Впоследствии он перепродал права на показ «Черепашек» немецкому телеканалу RTL.

Благодаря «Черепашкам» уже первый год работы EM.TV закончила с прибылью, а Хаффа смог нанять десять сотрудников. На вырученные деньги он начал планомерно собирать библиотеку прав на показ в Германии и Европе детских телепрограмм, преимущественно из США.

EM.TV в целом не достигла уровня таких европейских тяжеловесов, как BBC или французский Canal Plus, да она и не ставила перед собой такой задачи. Однако в занятой ею нише – а именно в детском вещании – она достигла гораздо больших успехов, чем любая другая телекомпания. По самым скромным подсчетам, в 1999 году EM.TV контролировала около трети всего рынка детских программ в Германии и не менее 10% аналогичного рынка в Европе.

Успех компании Хаффы (без учета событий последних месяцев) стал легендой европейского бизнеса. А он сам долгое время превозносился европейскими – да и мировыми – СМИ как заслуженный «передовик новой экономики». Интересная подробность: Хаффа одним из первых в 1997 году зарегистрировал акции своей компании в Neuer Markt (немецкий вариант NASDAQ) – это при том, что EM.TV вовсе не является высокотехнологичным предприятием. Инвесторов такое противоречие не смущало: всего за два года акции компании подорожали на 10 000%. В лучшие времена рыночная капитализация EM.TV составляла 17,5 млрд евро, превышая, к примеру, капитализацию немецкой авиакомпании Lufthansa.

Одним из ключевых направлений работы EM.TV стал мерчандайзинг. Хаффа с самого начала был уверен, что детские программы имеют в этом смысле больший потенциал, нежели передачи для взрослых. Все просто. Содержание и пафос большинства мультфильмов и детских передач понятны детям всех национальностей. Это доказывает, например, многолетний успех американского суперсериала «Симпсоны», который с удовольствием смотрят дети и взрослые во многих странах мира. К тому же мультики гораздо легче озвучивать по сравнению с игровым кино, что облегчает их перепродажу иностранным телекомпаниям. Общемировой успех культовых мультсериалов рождает спрос на сопутствующие товары: игрушки, коллекционные фигурки, футболки, комиксы, книги, видеокассеты, музыкальные диски, компьютерные игры, от производства и продажи которых EM.TV получала немалые прибыли.

Мастер сделок

Этапной для EM.TV стала сделка, которую Хаффа в 1998 году заключил со своим экс-боссом Лео Кирхом, до сих пор сохранившим статус одной из самых влиятельных фигур на немецком телевидении. Испытывавший серьезные финансовые проблемы Кирх обратился к бывшему питомцу за помощью. По условиям их договора Кирх согласился предоставить принадлежащий ему портфель детских программ (в том числе мультфильмов) в распоряжение совместного предприятия Junior TV, контролируемого Хаффой. Благодаря этому коллекция прав EM.TV увеличилась в шесть раз – до 22 000 получасовых выпусков детских программ. Со своей стороны, Хаффа инвестировал в Junior TV $280 млн в обмен на 50-процентный пакет акций в новом предприятии (другую половину получил Кирх в обмен на свои программы). По договору EM.TV выторговала себе право распоряжаться всей прибылью Junior TV до тех пор, пока ее вложения не вернутся.

За этой сделкой последовала другая, еще больше укрепившая позиции EM.TV. В сентябре 1999 года компания объявила о приобретении пакета акций в Tele-Munchen – конкурирующей телекомпании из Мюнхена. Что примечательно – за эти акции сражались и Руперт Мердок, и Лео Кирх, однако Херберт Клойбер, владелец Tele-Munchen, предпочел договориться с Хаффой. Tele-Munchen на тот момент была вторым в Германии держателем прав на телепрограммы после компании Кирха. Договор с нею снова увеличил библиотеку программ EM.TV, в которой появились теперь мультфильмы с участием таких культовых героев, как Морячок Попай и Розовая пантера.

2000 год начался для Хаффы и его любимого детища весьма неплохо: в феврале удалось договориться с наследниками великого Джима Хенсона о полной продаже ему компании Henson, которая является одним из лидеров на мировом рынке детского вещания. В ее студиях создаются многие известные программы для детей, в том числе «Маппет-шоу» и «Улица Сезам». Сумма сделки составила $680 млн.

Обе компании выпустили по этому поводу восторженные пресс-релизы, в которых расписывалось, как они рука об руку пойдут к светлому будущему, начнут осваивать новые территории и захватывать новые ниши. Немецкая пресса откровенно гордилась и надувала щеки – до этого был только один прецедент, когда германская компания делала в США покупки такого масштаба. Имелось в виду конечно же слияние Daimler-Benz и Chrysler, ценность которого в тот момент пока еще не ставилась под сомнение.

Всего через два месяца последовала не менее сенсационная новость: Хаффа покупает 50% в холдинговой компании SLEC, которая контролирует чемпионат мира по автогонкам «Формула-1». Цена сделки – 10 млн акций EM.TV плюс $712,5 млн наличными, всего около $1,6 млрд. Сумма немаленькая, но ведь и товар не из последних.

Практичный Хаффа рассчитывал, что доля в SLEC позволит ему получать доход не только от телетрансляций, но и от мерчандайзинга, который он организует совместно с командами, участвующими в чемпионате. Однако вопреки его ожиданиям команды вовсе не высказали желания сотрудничать с ним. Про выгоды мерчандайзинга они давно догадались сами и не желали делить прибыли от него еще и с Хаффой. Подвел Хаффу и хозяин SLEC Берни Экклстоун, который вскоре после сделки заявил, что 50-процентный пакет акций совершенно не дает EM.TV права вмешиваться в управление «Формулой-1».

Но все это были лишь тревожные звоночки, к которым прислушивались только закоренелые скептики. Они, в частности, обращали внимание на то, что в двух последних сделках Хаффе пришлось выложить слишком много денег, в то время как перспективы получения прибыли от новых союзов весьма и весьма отдаленны. Но перекричать общее ликование и поток славословий им не удалось. Об этих предупреждениях вспомнили спустя несколько месяцев, когда грянул настоящий гром.

 

Еще один упавший вниз

Осенью 2000 года вся конструкция начала рассыпаться как карточный домик.

Началом конца для компании стало 9 октября – день, когда компания публично признала, что в отчете за первое полугодие данные о прибыли были завышены на $14 млн. Якобы по ошибке доходы, полученные компанией Henson за указанный период, были приплюсованы к общей прибыли EM.TV, хотя это было неправомерно – ведь слияние-то еще не завершилось. Рынок отреагировал мгновенно. Всего за два последующих дня акции EM.TV упали сразу на 32%.

(Это падение продолжается до сих пор. В феврале 2001 года за одну акцию давали всего $5 – против $115 в феврале прошлого года.)

Чтобы показать готовность к действиям, Томасу пришлось сместить с поста финдиректора EM.TV своего младшего брата Флориана, который был выставлен главным виновным в «приписках». А чуть позже тот вообще ушел из компании, и его место в совете директоров занял Клаус Халлиг – протеже Лео Кирха.

На этом скандал не закончился. В прессу попали сведения о том, что семейство Хаффа тайно и с нарушением немецких законов продало часть своих акций, когда об ошибке в полугодовом отчете еще не стало известно широкой публике. В воздухе запахло обвинениями в незаконном использовании инсайдерской информации в своих интересах. А это уже очень серьезно. Ряд влиятельных немецких инвесторов – как частных, так и институциональных – подали против EM.TV иски на том основании, что компания намеренно искажала свое финансовое положение. Делами EM.TV заинтересовалась прокуратора.

В декабре 2000 года компания выпустила пресс-релиз, в котором сообщалось, что прогноз на операционную прибыль в 2000 году снижен почти на 90% – до $22,7 млн. Предыдущий прогноз составлял $271 млн. Что называется, почувствуйте разницу.

«То, что происходит сейчас, – катастрофа, не поддающаяся объяснению», – сказал вскоре после октябрьского краха Хаффа.

 

Слишком дорогой «порше»

Однако объяснение этому катастрофическому невезению все-таки есть. По крайней мере его пытаются найти эксперты, которые к настоящему моменту полностью оправились от обаяния магнетической личности Хаффы. Их диагноз в нескольких словах: блестящая идея, которая не была реализована должным образом. Мол, Хаффа умеет заключать эффектные и стратегически важные сделки, но не в состоянии воспользоваться их преимуществами. А сейчас наступило такое время, когда инвесторам недостаточно красивых сказок о будущем глобальном лидерстве. Им нужны реальные результаты в виде стабильно растущих дивидендов, а не туманные обещания фантастических прибылей в будущем. Харальд Хайдер, аналитик из DG Bank, съязвил по этому поводу: «EM.TV похожа на человека, который покупает «порше», но не имеет средств на его содержание»

При всем при этом окончательно списывать EM.TV со счетов пока что рано. В конце концов исходные предпосылки, на которых Томас Хаффа строил свои воздушные замки, пока не изменились. Европа по-прежнему готовится к буму цифрового телевидения. Если правы оптимисты, то за счет снижения затрат на вещание в ближайшие несколько лет количество европейских телеканалов должно резко увеличиться – от нескольких десятков в каждой стране до нескольких сотен. Аналитики из J.P. Morgan & Co. предсказали приблизительный уровень доходов платного телевидения в Европе в 2005 году – $26 млрд. Это почти в четыре раза больше, чем в настоящее время.

Однако сомнительно, что именно Хаффа будет пожинать плоды этого бума. В самый разгар неприятностей на сцене вновь появился его наставник и бывший босс Лео Кирх. В декабре стало известно о переговорах между ним и Хаффой о продаже крупного пакета акций EM.TV. К февралю 2001 года сделка начала приобретать конкретные очертания: если ничего не изменится, Kirch Gruppe выкупит 16,74 % акций EM.TV за $273 млн и 49% акций SLEC за $550 млн. Пока, правда, неясно, как повлияет на ход переговоров недавнее известие о том, что Берни Экклстоун и его компания SLEC могут лишиться своих прав на трансляцию «Формулы-1».