Казенная немочь
Известие о налоговых претензиях к «Вымпелкому» наверняка следует считать самой разрушительной бизнес-новостью года.
Стойкий иммунитет к дурным новостям о ЮКОСе российские деловые круги приобрели еще в прошлом году, когда власть недвусмысленно дала понять, что «олигархический Карфаген» будет непременно разрушен. Последующая игра с намеченной жертвой в «казнить-помиловать» вызывала больше факультативный интерес. Все ждали развязки, которая должна была дать в том числе ответ на последний существенный вопрос в «деле ЮКОСа» – кто следующий? Да, была, конечно, и надежда, что следующего не будет. Но исторический опыт подсказывал – будет, будет.
Ответ пришел раньше, чем ждали, в любимом Кремлем «ассиметричном» формате. Вопреки большинству прогнозов под налоговую секиру пошел не очередной сырьевой мегахолдинг, собранный из прикупленных на залоговых аукционах активов и преуспевший в налоговой оптимизации, а «Вымпелком», ни одним из опасных признаков не обладавший. Высокотехнологичный бизнес, построенный с нуля, прозрачность которого позволила компании первой среди российских вывести свои бумаги на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Иначе говоря, была бы компания, а статья найдется. Эти соображения, в частности, позволяют отвести аргументы, что якобы «дело Вымпелкома» также уникально, как и «дело ЮКОСа», и всему виной чрезмерные амбиции акционеров злосчастных компаний – политические у Ходорковского* или коммерческие у совладельцев «Вымпелкома» – «Альфа-Групп». В России вряд ли можно найти крупную компанию без амбициозных акционеров, чьи интересы не пересекаются с планами чиновников-бизнесменов. Поэтому вывод номер один – угроза для бизнеса со стороны власти носит не локальный, а тотальный характер.
Объем заявленных претензий не оставляет больших сомнений и в отношении намерений атакующей стороны. Даже если налоговики ограничат свои претензии уже заявленной суммой (около $157 млн), что маловероятно, компания будет поставлена в крайне невыгодное положение с точки зрения конкуренции на рынке. Если же будет использован обкатанный на ЮКОСе фирменный ход с предъявлением все возрастающих претензий по предыдущим налоговым периодам, фискальный долг может существенно вырасти. По оценкам экспертов УК «Проспект», общий долг «Вымпелкома» по налогам за 2001-й и последующие годы может составить около $1 млрд. В этом случае, учитывая текущие налоговые платежи без оптимизации, «Вымпелком» вообще не сможет инвестировать в развитие. На динамичном телекоммуникационном рынке это все равно что смертный приговор с отсрочкой исполнения. Принимая во внимание опыт ЮКОСа, вывод номер два – договориться, «умиротворить» атакующих невозможно. Сейчас они чувствуют за собой силу, и пленные им не нужны.
Третий вывод, печальный уже не только для бизнесменов, но и для всей страны, заключается в следующем. Технология налоговых претензий, используемая для уничтожения конкурентов и передела собственности, успешно освоена российской бюрократией. Это означает в первую очередь консервацию существующего фискального режима, одновременно толкающего российские компании на налоговую оптимизацию и формирующего комфортную среду для их последующей «поджарки и разделки». От режима действующего в большинстве развивающихся стран он отличается одной принципиальной особенностью. Основное налоговое бремя в России лежит именно на компаниях, а не на частных лицах. Прямые налоги с населения России составляют около десятой части всех налогов, и по отношению к совокупному денежному доходу населения страны эта сумма налогов оценивается приблизительно в 6%. Даже если радикально улучшить сбор налогов, прежде всего с состоятельных граждан, то все равно не менее 80% всех налогов и сборов придется на бизнес, в то время как в рыночных странах подоходный налог и налог с недвижимости населения составляет как минимум 35% от всех налогов.
При такой системе, доставшейся нам в наследство от социалистических времен, на предприятия падает неимоверная налоговая нагрузка, которую большинство из них в принципе уплатить не могут. Реальный сектор выживает благодаря тому, что с помощью оптимизации не доплачивает до 30% всех налогов, а нелегально имеет место огромный теневой оборот, который как минимум может быть оценен в 25 – 30% от всей валовой продукции. У предприятий, если они будут платить «по полной», попросту не останется накоплений для инвестиций, без чего невозможен сколько-нибудь длительный экономический подъем. После того как чиновничество освоило налоговый метод передела собственности, оно, очевидно, станет самым ярым противником любых фискальных реформ, без которых экономика обречена на стагнацию.
И последнее. Несмотря на массу схожих симптомов, атака на «Вымпелком» и разгром ЮКОСа представляют собой все-таки явления весьма отличные. Уничтожение компании амбициозного Михаила Ходорковского пусть и с массой оговорок, но можно было счесть необходимым злом, искупительной жертвой для восстановления сильной власти. Однако языческая магия, в чудодейственной силе которой пытались убедить общество последние два года кремлевские пиарщики, не сработала. Удар по «Вымпелкому» – прямое свидетельство того, что давешнее жертвоприношение было напрасным, российская власть так и осталась слабой. Причем слабой не относительно, а абсолютно. Относительно слабая власть не может собирать налоги на том уровне, который им устанавливается. Абсолютно слабая власть не способна снизить налоги до уровня, на котором собирать их станет возможно.
Хроника пикирующего «Вымпелкома»
1992 год – компания создается Дмитрием Зиминым и инженерами из ВПК;
1996 год, ноябрь – выход на Нью-Йоркскую фондовую биржу;
1998 год, декабрь – норвежская компания Telenor приобретает 25% голосующих акций за $160 млн;
1999 год, октябрь – Леонид Рейман становится министром связи;
2000 год, сентябрь – Минсвязи требует освободить частотные полосы в диапазоне 900 МГц в Москве;
2000 год, ноябрь – Минсвязи признает право «Вымпелкома» на эти частоты;
2001 год, май – «Альфа-Групп» приобретает блокирующий пакет акций за $246,9 млн;
2003 год, декабрь – несколько частных лиц подают иски о признании деятельности «Вымпелкома» незаконной;
2004 год, 9 января – Госсвязьнадзор требует от «Вымпелкома» перезаключить договоры с 5,6 млн абонентов до 1 февраля;
2004 год, ноябрь – «Вымпелкому» предъявлены налоговые претензии в размере 4,4 млрд рублей.
* Признан в России иностранным агентом.
Еще по теме







