Кейс с миллиардами

08.02.200000:00

Его хищная улыбка кочует с обложки на обложку. У нового идола корпоративной Америки пристрастие к синим сорочкам и хорошим галстукам. Трехмесячной давности подсчеты журнала Forbes, поставившего его на 159-е место в списке богачей США, безнадежно устарели. Стив Кейс совершил стремительный рывок и стал, возможно, фигурой более значительной, чем сам Билл Гейтс.

ЯДЕРНЫЙ ЧЕМОДАНЧИК

Кому-то фамилия Кейс кажется несерьезной. Чемодан чемоданом. Но кейсы бывают разные. С некоторыми из них даже носятся президенты ядерных государств.

Четыре недели назад 42-летний Стив Кейс сделал серьезную заявку на вхождение в элиту мирового бизнеса. Его компания America Оn-Line (AOL) купила TimeWarner - крупнейший медиа-холдинг мира, в котором сам Тэд Тернер только вице-президент. Теперь Тернер, занимающий с состоянием в $6,9 млрд 21-е место в списке Forbes, будет одним из вице-президентов новой мегакорпорации AOL TimeWarner. Ее формирование Кейс намерен завершить к концу года.

Согласившись выложить за TimeWarner $168 млрд, он стал человеком, сделавшим самую дорогую покупку всех времен и народов. Но дело не в деньгах и тем более не в Тернере.

Маститые обозреватели называют эту сделку сменой вех в мировом бизнесе. Наш колумнист Джульетто Кьеза тоже так считает. Смена вех, если отбросить всю лирику, заключается в следующем: если самым грандиозным бизнесом 80-х и 90-х были производство и продажа программного обеспечения и в королях соответственно ходил Билл Гейтс, то теперь глобальный "профит-центр" перемещается в Интернет и самые большие деньги в ближайшие пару десятков лет будут делать компании, застолбившие лучшие места в мировой паутине. AOL TimeWarner, соединив огромные технологические возможности AOL и богатейший контент TimeWarner, четыре недели назад стала первой по величине и потенциалу компанией в Интернете. Стив Кейс превратился в туза. Всё, Билл Гейтс может отдыхать. Что он, собственно говоря, и делает, уйдя через несколько дней после мегасделки Кейса с поста CEO в своей Microsoft.

Аналитики давно говорили, что Гейтс "проспал" эру Интернета. Кто-то должен был его за это наказать. "Орудием Божиим" оказался Стив Кейс. Именно ему, если Билл Гейтс не предпримет в ближайшие несколько месяцев экстраординарные ходы, суждено теперь мелькать на телеэкранах в качестве символа абсолютного преуспевания.

Визуальная разница между двумя магнатами не очень велика, в чем убедились на прошлой неделе участники давосского форума, где на лекциях Гейтса и Кейса яблоку негде было упасть. Гейтс всего на два года старше главы AOL. Оба "ботаники", только Кейс без очков. Оба пытаются выглядеть по возможности проще, но глаза все равно остаются хитрыми. В общем, нормальные американские парни себе на уме.

Карьера Кейса тоже похожа на восхождение старшего товарища. Только у главы AOL карьера складывалась медленнее. Зато теперь есть шанс разом все наверстать.

БОЛТОВНЯ - ЗОЛОТО

Стивен Кейс подтверждает теорию публициста Джина Ландрама, знаменитого исследователя карьер американских миллиардеров. Ландрам вывел тезис о том, что вопреки стереотипу об "обществе равных возможностей" настоящими акулами бизнеса в США становятся, как правило, дети из обеспеченных семей.

Стив родился в 1958 году в семье влиятельного гавайского адвоката и с детства был уверен, что станет большим бизнесменом. В "бизнес" Стив, два его брата и старшая сестра играли с таким же упоением, с каким их ровесники в СССР сражались в "войнушку". Свою спальню мальчик со школьных лет называл "офисом". Родители всячески поддерживали это увлечение. Даже в моменты конфликтов мама Стива, школьная учительница, могла рявкнуть распоясавшемуся ребенку: "А ну марш в свой офис!"

Окончив университет, Кейс в 1982 году устроился помощником брэнд-менеджера в Procter & Gamble. Шампунь Abound!, в раскрутке которого Кейс принимал участие, не получил признания у американцев. Молодой менеджер понял, что потребительские товары не его стезя, и начал искать другие варианты трудоустройства.

Старший брат Дэн, тогдашняя главная гордость семьи (окончил Принстон, работал в престижном инвестиционном банке), в 1983-м порекомендовал Стива своим друзьям, как раз создававшим фирму Control Video Corp. Его приняли в компанию на правах соучредителя. Партнерами Стива стали такие же молодые, неопытные и амбициозные парни. Все находились в перманентном поиске идей, которые позволили бы вложить в дело несколько тысяч долларов, а заработать миллионы.

Компаньоны попробовали соорудить телеприставку, которая позволила бы всем желающим играть в видеоигры, загружая их по телефонным проводам. Раскрутить это дело не удалось, но Кейс уже решил, что высокие технологии - то, что надо. В 1985 году он зарегистрировал в городе Даллес, штат Виргиния, новую фирму Quantum Computer Services (наверняка не обошлось без папиных денег) и вознамерился создать устройство (силами наемных специалистов), которое позволило бы обладателям компьютеров связываться друг с другом в режиме on-line.

Знакомые Кейса, услышав об этой затее, крутили пальцем у виска и говорили, что дело это еще более безнадежное, чем перегон видеоигр по телефонным кабелям. Видеоигры, говорили скептики, по крайней мере существуют в реальности и неплохо продаются. А где вы найдете столько "ботаников" (в 1983 году обладателями компьютеров были в основном конченые "ботаники"), которые согласятся платить вам деньги за возможность болтать "по компьютеру", подключая его к телефонной линии?

Вечная проблема - как отличить гения от сумасшедшего... Идея уже настолько овладела Стивом Кейсом, что он не хотел отказываться от нее, какие бы ему ни приводили доводы против.

Он оказался прав, потому что клиентами Quantum Computer Services сразу же захотели стать несколько тысяч человек. Потом много лет подряд их число росло в геометрической прогрессии, и уже никто не мог поколебать уверенности Кейса в собственном маркетинговом нюхе.

Облагодетельствовав за четыре года всех любителей компьютерной болтовни штата Виргиния, в 1989-м Кейс переименовал фирму в America On-Line и начал общенациональную рекламную кампанию. Тогда он искал инвесторов для расширения дела и однажды даже предложил людям из TimeWarner 11% акций своей фирмы за $5 млн. Издательский дом отказался от той сделки (в январе 2000-го 11% акций AOL стоили $15,6 млрд).

Либо он артист, умеющий делать хорошую мину при любой игре, либо его оптимизм на грани патологии. Несколько раз за эти годы AOL находилась под угрозой исчезновения. Кейс каждый раз говорил, что проблемы временные и он уже знает их решение. Потом оказывалось, что AOL снова на коне.

Так было в 1995-м, когда свой он-лайновый сервис запустила Microsoft и аналитики говорили, что всем остальным на этом рынке крышка. Так было в 1996-м, когда после перехода AOL с режима почасовой оплаты своих услуг на фиксированную месячную плату серверы компании оказались хронически перегруженными. Количество клиентов, которым не удавалось связаться с AOL, оказалось так велико, что фирму прозвали America On Hold. Тогда казалось, что "Зависшей Америке" кранты. Но шло время, накрывались медным как кабель тазом конкуренты компании Стива Кейса (eWorld, Delphi, Genie - мир их праху), а AOL благополучно увеличивала число подписчиков.

TIMEWARNER НА ПРОВОДЕ

Главные чудеса начались в конце 1998-го. Американские инвесторы, окончательно поверив в великое будущее Интернета, бросились скупать акции всех компаний, бизнес которых связан с мировой паутиной. AOL стала публичной компанией еще в 1992 году, и ее ценные бумаги котируются в системе NASDAQ. К середине 99-го капитализация фирмы взлетела с $23 млрд до $173 млрд. Потом рыночная цена AOL снизилась до $100 млрд, чтобы к концу года снова рвануть до $210 млрд.

За этот год Стив Кейс превратился из бизнесмена второго эшелона в одного из самых богатых людей Америки. Для закрепления в этом статусе ему требовалась мегасделка - AOL должна была кого-то купить. Тем более что все аналитики с Уолл-стрит к тому времени твердили, что будущее - за компаниями, которые будут одновременно владеть материальной базой для доступа в Интернет (кабели и прочее оборудование), программным обеспечением и конкурентоспособным контентом, то есть интересной аудио-, видео- и прочей информацией. Ведь именно ради нее многие потребители, собственно, и бродят по Интернету. С кабелями и программами (особенно после покупки Netscape Communications и ICQ) у AOL полный порядок. Кейсу требовалось присоединить к своей молодой империи мощного поставщика контента, то есть крупный издательский дом.

Сначала выбор Кейса пал на СBS, но после двух месяцев переговоров телехолдинг предпочел продаться старичку Самнеру Редстоуну и его Viacom. Патологический оптимист Стив Кейс, вместо того чтобы умерить пыл и попробовать "скушать" кого-нибудь менее значительного, переключил свое внимание на медиа-холдинг номер один - TimeWarner.

Приглядываться к CEO холдинга - 60-летнему Джерри Левину он начал в сентябре 99-го на конференции по глобальному бизнесу в Париже. Через две недели, узнав о намерении Левина отправиться на фестиваль журнала Fortune (собственность TimeWarner) в Шанхай, Стив Кейс дал свое согласие участвовать в этом мероприятии. И даже прихватил в китайский вояж супругу - наверняка проинструктировав ее оценить внимательным женским взглядом человека, которому Кейс собирался сделать серьезное предложение.

Очевидцы утверждают, что супруги Кейс весьма тепло пообщались с Джерри Левином в Шанхае.

Вернувшись в Америку, глава AOL в начале октября набрал телефонный номер гендиректора TimeWarner. Какие слова произносят в таких случаях воротилы мирового бизнеса? "Здравствуйте, мистер Левин, это Стив из AOL, помните такого?.. Я подумал, не стрельнуть ли мне у вас деньжат до зарплаты... хе-хе-хе... Давайте объединим наши конторы и будем жить дружно, долго и счастливо..."

Доподлинно известно, что сумма сделки при первом разговоре не обсуждалась. Зато Кейс сразу оговорил, что пост CEO объединенной компании не доверит никому, кроме Левина. Сам Кейс удовольствуется креслом председателя (человека, который не участвует в текучке, но контролирует работу CEO).

Главе издательского дома предложили на старости лет порулить бизнесом, в два раза большим, чем его прежнее дело. Пожилые и заслуженные руководители на такие вещи покупаются легко (вспомним хотя бы нашего Евгения Примакова).

Стив Кейс заранее приготовился к тому, что прожженный Левин для начала поломается, и продумал тактику его постепенного дожимания. Но Джерри Левин с ходу ответил, что предложение выглядит весьма интересно. Стоит, дескать, обсудить его поподробнее.

С этой минуты покупка Интернет-компанией медиа-холдинга стала делом техники. С обеих сторон подготовкой к "браку" занялись приближенные первых лиц - вице-председатель AOL Кен Новак и куратор телекомуникационных проектов в TimeWarner Ричард Бресслер.

К Новому году все технические и юридические вопросы были оговорены. Оставалось договориться о цене. Левин, по его признанию журналу Time, "просидел 100 часов у телевизора", просматривая все репортажи принадлежащего его империи CNN, и взял цифру с потолка. Каждую акцию TimeWarner он решил предложить Кейсу по цене, на 70% превышающей рыночную.

Решающая встреча Кейса, Левина, Новака и Бресслера происходила вечером 6 января в доме Стива Кейса в Виргинии. Руководители TimeWarner прилетели туда на корпоративном реактивном лайнере. За бутылочкой Chateau Leoville урожая 1990 года хозяин дома принял финансовые условия гостя.

Мир узнал об этом на следующее утро. Слияние двух компаний назвали "сделкой века". Надо думать, ее инициатор Стив Кейс автоматически становится "человеком века"?

СТОЛКНОВЕНИЕ КУЛЬТУР

Что теперь должен сделать Билл Гейтс, чтобы вернуть себе неофициальный титул первого бизнесмена планеты (официальное звание главного богача пока при нем)? BusinessWeek дает на этот вопрос точный ответ: купить одновременно телекоммуникационную AT&T и медиа-группу Disney, да поскорее. Только при таком раскладе прекратятся разговоры о том, что "Билл уже не тот".

Другим крупным конкурентом AOL TimeWarner в перспективе может стать Yahoo!, если ее глава Тим Кугл договорится о слиянии или поглощении с каким-то другим медиа-холдингом. Выбор у Кугла, если брать только корпорации первого уровня, не слишком велик: либо купить Viacom, либо перехватить инициативу в переговорах с Disney, с которой, как считают многие, у Билла Гейтса "что-то есть". Есть еще, правда, News Corp. Руперта Мердока, но этот бизнес семья австралийского магната пока категорически не хочет продавать никому.

Кроме конкурентов помешать Стиву Кейсу закрепить за собой звание величайшего предпринимателя начала XXI века могут только он сам да его новые партнеры. Объединение AOL и TimeWarner выглядит очень красивым на бумаге, но в реальности будет сопряжено с массой проблем. Слишком далеки друг от друга корпоративные культуры двух компаний. TimeWarner - типичный представитель "старого бизнеса" с бюрократизированной структурой, коллективной ответственностью боссов-патриархов и постоянными согласованиями важных решений с консультантами. Джерри Левин за свои семь лет руководства холдингом, правда, ввел здесь некоторую вольницу - в частности, предоставил значительную свободу шести руководителям основных направлений.

Боссы же компании AOL младше лет на двадцать и ведут себя совершенно не так, как топ-менеджеры медиа-группы. Важные решения в AOL принимают в одиночку и за пару минут. Подчиненные строят здесь свои отношения с начальством по принципу "кричите, пока вас не услышат". И сколько бы бутылок французского вина ни распили Стив Кейс и Джерри Левин, их подчиненные еще не раз сойдутся в подковерной схватке за влияние и полномочия.

Говорят, проблемы могут возникнуть у нынешнего президента AOL Боба Питтмана, который в AOL TimeWarner будет вторым - наряду с Тэдом Тернером, вице-президентом. Питтман пришел в компанию несколько лет назад как раз из TimeWarner, где публично выказывал недовольство действиями Джерри Левина. А тот считается человеком злопамятным.

Да и новый круг полномочий Тэда Тернера пока не определен. Этот упрямец когда-то с большим трудом согласился продаться TimeWarner, чтобы стать в медиа-империи вторым человеком. В новой структуре его место - третье, если не четвертое. Вряд ли это Тернеру очень уж нравится.

Впрочем, волнения вице-президентов для Стива Кейса - дело десятое. Сейчас его больше беспокоит другой вопрос: что там замышляет покинувший пост гендиректора Microsoft Билл Гейтс?