«Кейсы Natura Siberica и “Сибантрацита” заставили многих задуматься, как избежать войн за наследство»
Чтобы получить пост независимого директора, топ-менеджеру необходимо пройти непростой путь профессионального роста. Как советы директоров формируются в российских корпорациях и почему отечественным управленцам необходимо критически оценивать наблюдающийся бум IPO — в авторской колонке для журнала «Компания» рассказывает старший партнер Korn Ferry в России, руководитель направления «Эффективность совета директоров» Антон Стороженко.
Недавно ко мне на консультацию пришел успешный и состоявшийся профессионал-управленец Максим. Он поступательно строил свою карьеру, прошел путь от инвестиционного менеджера до старшего вице-президента, войдя в состав правления крупной финансовой корпорации. Сегодня он широко известен в своей сфере, его приглашают участвовать в международных конференциях и регулярно цитируют деловые издания.
И вот, взобравшись, как ему казалось, на вершину управленческой иерархии, Максим вдруг понял, что достиг карьерного «потолка». Его стали преследовать тревоги, слишком много сил и времени уходило на поиски смыслов, вдохновения и направлений для дальнейшего роста. Когда мы встретились за ужином, Максим честно признался мне, что не понимает, куда двигаться дальше. Мне удалось его успокоить и доказать, что позиция состоявшегося топ-менеджера — это лишь начало нового этапа карьеры.
Ситуация, в которой оказался Максим — не столь уж и редкая: топ-менеджер стал заложником своего успеха в текущей роли и не знает, в какую сторону двигаться, чтобы масштабировать свой опыт и максимально реализовать свой потенциал. Но выход не просто есть — для настоящего лидера он открывает новые горизонты.
Одним из наиболее привлекательных направлений карьерного развития в таком случае является получение должности независимого директора в составе совета директоров (СД) крупной публичной компании. Есть несколько причин, почему эта вершина настолько желанна среди топ-менеджеров:
Получение позиции в совете директоров является своего рода признанием их авторитета как руководителя. Деловое сообщество рассматривает вхождение в СД как подтверждение значительности достижений или высочайшую экспертизу в конкретных областях (финансы, экология, взаимодействие с государством, инновации, управление персоналом и т.п.).
Должность в СД несет в себе престиж и, одновременно, высокую ответственность перед обществом в силу масштаба компании.
Положение независимого директора в СД дает возможность принимать самые важные, стратегические решения, определяющие судьбу компании.
У независимых директоров есть возможность совмещать работу в СД нескольких компаний, что позволяет применять профессиональные знания и развивать экспертизу сразу в нескольких отраслях.
Согласно древнегреческим философам, «прекрасное — трудно». Получение позиции независимого директора, действительно, сложная задача. Важно понимать нюансы, которые придется учитывать: это и специфика развития отечественного бизнеса и экономики, и не всегда предсказуемое влияние глобальных факторов. Вот о каких особенностях и вариантах я рассказал Максиму в последующем, когда он окончательно решил двигаться в сторону должности независимого директора.
Российские СД: централизация, иностранцы и управленческая элита
Что же нужно знать тем, кто задумывается о карьере независимого директора? Прежде всего — учитывать, что российский рынок позиций в советах директоров на данный момент очень невелик. Если сравнивать имеющиеся в России предложения и варианты с развитыми рынками, то отечественные компании все еще находятся в положении догоняющих и в подавляющем большинстве заинтересованы в привлечении директоров, имеющих опыт мирового уровня. Именно поэтому среди независимых директоров много иностранцев — чтобы убедиться в этом, достаточно изучить состав советов директоров крупнейших публичных компаний с международным листингом (таких как «Лукойл», «М.Видео», «Группа Черкизово», «Магнит»).
Корпорации с государственным участием в капитале, напротив, формируют СД из бывших и действующих чиновников («Газпром», ВТБ, «Аэрофлот»). Здесь преобладают люди с министерскими портфелями, руководители ведущих учебных заведений, влиятельные политики и бизнесмены с внушительным опытом работы на госслужбе. Чтобы войти в состав таких структур необходим статус, сопоставимый с «калибром» их нынешних директоров. Очень немногие отвечают таким жестким критериям.
Далее надо учитывать специфику руководства отечественным бизнесом. Подавляющее большинство российских компаний управляется централизованно и даже единолично. Структура акционирования в них чаще всего предполагает компактный free-float (менее 25%), что позволяет основному акционеру сохранять контроль над бизнесом. Очевидно, что в такой ситуации значимость решений, принимаемых советом директоров, существенно занижена. Тем не менее можно уверенно предположить, что постепенно тренд на диверсификацию управления будет расти (о причинах — ниже). Вероятно, процесс будет развиваться не очень быстро, так что на заметные перемены потребуется более десяти лет. Из этого следует вывод, что взрывного роста числа позиций независимых директоров в ближайшее время не произойдет и соискателям предстоит столкнуться с острой конкуренцией за возникающие на рынке позиции.
Ненадежные возможности
Стоит ли рассчитывать на структурные сдвиги в российской экономике? На данный момент — нет. Необходимо критически оценивать наблюдающийся бум IPO российских компаний и связанный с ним возросший спрос на независимых директоров. Как показывает опыт, такое оживление может продлиться недолго и закончиться с появлением первых признаков очередного политического или экономического кризиса. Поэтому всерьез рассчитывать, что именно благодаря размещению IPO появится широкий выбор вакансий в советах директоров, на мой взгляд, опрометчиво. Поскольку листинг необходим для реализации довольно утилитарной задачи, связанной с привлечением инвестиций, то формирование совета директоров под ее решение часто также выполняется узкими специалистами (инвестбанкирами и юристами). Для человека нового или неизвестного в этих кругах и без того невысокие шансы стать независимым директором превращаются и вовсе в призрачные.
Еще один популярный сегодня сюжет — советы директоров pre-IPO компаний. Однако необходимо учитывать, что в период до размещения и в последующий за листингом год независимые директора в таких структурах часто играют достаточно номинальную роль и не имеют заметного влияния на управление. Готовы ли будут признанные эксперты мириться с ролью «свадебного генерала» — решать только им.
Путь с многими «нет»
На независимого директора нельзя выучиться. Статусное образование и сертификация (даже международная) в области корпоративного управления не являются гарантией успеха, точно так же как диплом MBA сам по себе не обеспечивает престижную позицию и зарплату в бизнесе. Акционеры и владельцы бизнеса знают, что результативность топ-менеджера — кумулятивный эффект длительного профессионального развития, связанного с постоянным расширением интеллектуальных горизонтов и работы над повышением личной эффективности. И лишь измеримые и явные победы приближают соискателя к возможности стать независимым директором крупной публичной корпорации, повышают его управленческий «калибр». В нашей многолетней практике клиенты ни разу не потребовали наличие сертификата независимого директора в качестве квалификационного критерия при отборе кандидатов. Значимые и признанные рынком достижения гораздо важнее, хотя (и об этом нужно помнить!) даже они не дают стопроцентной гарантии назначения.
Шанс — смена поколений
Несмотря на то, что актуальных позиций немного, а путь в совет директоров труден и извилист, ситуация вовсе не является безнадежной. Новые возможности все же появляются. Наиболее перспективная из них связана с тем, что многие российские частные компании сегодня входят в драматический период смены поколений в управлении. Средний возраст богатейших бизнесменов России приближается к 60-ти годам — поэтому процесс внедрения советов директоров будет только расширятся. Для частных компаний именно данная структура помогает организовать эффективную передачу руководства в руки нового поколения (при этом не обязательно в руки прямых наследников нынешних владельцев). Кроме того, не следует забывать, что наличие дееспособного СД выгодно сказывается на стоимости бизнеса и в случае принятия решения о продаже компании ее владельцы могут рассчитывать на лучшие условия. При этом эффективность совета не зависит от размера бизнеса и определяется, скорее, позицией и запросами собственников компании, их личной заинтересованностью сформировать СД из настоящих профессионалов, которые обеспечат достижение стратегических целей бизнеса.
В период смены акционера или реорганизации органов управления именно директора с опытом станут теми, кто поможет владельцам частных компаний сформировать эффективные советы директоров и сохранить бизнес. Примеры разворачивающихся на наших глазах кейсов компаний Natura Siberica и «Сибантрацит», владельцы которых при жизни не успели подготовить возможный переход бизнеса, заставляют многих задуматься над тем, как избежать возможных войн за наследство. И будет правильно, если топ-менеджмент, остро чувствуя процессы, которые происходят внутри компаний (и не только в своих!), станет активнее проявлять инициативу и предлагать собственникам задуматься о реформе системы корпоративного управления.
Опыт, полученный в ходе реализации таких проектов, будет полезен не только компаниям, но и самим топ-менеджерам. В дальнейшем те из них, которые участвовали в создании СД в собственной компании, смогут повысить свои шансы на вхождение в советы других корпораций за счет понимания потребностей акционеров, предстоящего объема и характера бизнес-задач. Ведь в отличие от большинства желающих стать независимым директором у них уже будет реальный опыт, а опыт — твердая валюта любого рынка.
К слову, Максим, действительно, оказался амбициозным управленцем, которого по-настоящему вдохновила идея стать независимым директором. К настоящему моменту, благодаря планомерной работе на новом карьерном направлении, готовности инвестировать силы и время в расширение своих компетенций и связей, он уже вошел в совет директоров российской компании, где возглавил комитет по стратегии. Более того, на достигнутом останавливаться он не планирует и ставит перед собой новые карьерные цели. Вот, что значит второе дыхание. Приятно быть причастным к подобным историям успеха.
Чек-лист: чем должен обладать кандидат в независимые директора крупного бизнеса:
опыт работы и достижения исключительных результатов на позиции топ-менеджера крупной компании;
признанный рынком статус ведущего эксперта (выступления, статьи, награды);
опыт работы в СД других компаний (пусть и не в крупных, но желательно в известных);
наличие обширной сети деловых и социальных контактов в России и за рубежом.