Хакеры помогают олигархам
Обострение конкурентной борьбы - наилучшее свидетельство оживления той или иной сферы экономики. В полной мере это относится и к рынку пластиковых карт. О том, что он выходит из послекризисной комы, свидетельствуют вовсе не новые карточные продукты вроде Visa-Альфамобиля или "собиновского" co-brand с "Сити-Элит", и не появление первого российского банкомата, выдающего наличные по Diners Club, и даже не открытие под эгидой STBCard нового расчетного центра, получившего лицензию небанковской кредитной организации от ЦБ и статус principal member от Europay International.
Все эти факторы не были бы столь показательны, не начни конкуренты после полуторагодичного затишья вновь забрасывать друг друга комьями одного вещества не очень приятной консистенции.
В частности, на прошлой неделе появилась информация о том, что несколько иностранных граждан потеряли около $160 тыс., после того как воспользовались банкоматами Альфа-банка и Автобанка. Сами банки, понятное дело, подтверждать эту информацию не спешат. Ведь мошенничали не с их картами и не в их сети. Более того, соответствующие суммы со счетов потерпевших списали магазины в Восточной Европе. А на
"Авто" и "Альфу" кивают, основываясь лишь на показаниях владельцев карт: дескать, в последнее время для снятия наличных они чаще всего использовали свой кусочек пластика в банкоматах именно этих банков. Тогда-то, мол, злоумышленники и добыли их ПИН-коды.
Справедливости ради заметим, что исключать такую возможность нельзя. Банки все-таки продвинутые, активно используют Интернет-технологии. "Авто" вообще ввел систему "Домашний банк", с помощью которой клиенты банка в скором времени получат возможность открывать пластиковую карту, не выходя из дома. Опытному хакеру просто грех этим не воспользоваться.
Другое дело, что остальные банки, вместо того чтобы сплотиться против общего врага (ведь рано или поздно хакер заглянет и в их "хост"), не без злорадства смакуют историю о $160 тыс. А некоторые даже содействуют раздуванию скандала в СМИ. Слишком уж удобный шанс, чтобы подмочить репутацию доселе благополучных и агрессивных конкурентов. Автобанк наряду с "Собином" обслуживает "европейские" транзакции крупнейшей процессинговой компании United Card Service. Альфа-банк вот-вот получит от American Express разрешение обслуживать карты этой платежной системы в своей сети и уже присматривается к JCB.
Впрочем, есть вероятность того, что активность, с которой конкуренты раскручивают историю о неудачах Автобанка и Альфа-банка, обусловлена не только ущемлением их, конкурентов, "карточных" интересов. Судя по ряду косвенных признаков, "дело о $160 тыс." раздувают структуры, близкие к Борису Березовскому. Решая таким образом свои конкретные задачи на конкретном секторе рынке, они содействуют еще и ослаблению банков, по тем или иным причинам сторонящихся Бориса Абрамовича. "Альфа" ведет вполне самостоятельную игру и часто оказывается в рядах противостоящих Березовскому группировок. Автобанк же, всегда любивший подчеркнуть свою аполитичность, на днях вообще заявил, что среди его акционеров "нет и никогда не было г-на Березовского Б. А. и структур, ему подконтрольных". Этот невнятный PR-жест банк якобы сделал после неоднократных публикаций в московских СМИ, в которых проводились соответствующие параллели.
Забавная все-таки репутация у Бориса Абрамовича в деловых кругах.