Халяльные деньги
К середине этого столетия каждый четвертый житель России будет мусульманином, считают аналитики агентства "РиФ". Сейчас в нашей стране, по разным данным, проживают 20-25 млн последователей ислама, так что 15-17% населения РФ - это потенциальные потребители халяльной, то есть канонически разрешенной для мусульман продукции.
Речь идет не только о продуктах питания: рынок халяль включает в себя одежду, косметику, образование, прессу, туристические, медицинские и другие услуги. Эксперты оценивают объем мирового рынка продуктов халяль примерно в $700 млрд.
Производители и продавцы халяльной продукции в России в большинстве своем верят, что занимаются богоугодным делом, а кроме этого, стараются занять еще свободные ниши на развивающемся рынке. Однако пока лишь около 5% от общего числа мусульман приобретают халяльные продукты и услуги. Если говорить о разных сегментах, то, например, в магазинах женской конфессиональной одежды 70% покупателей мусульмане, остальные 30% - представители других конфессий. В халяль-магазинах продуктов питания 40% мусульмане, еще 60% - жители окрестных улиц. И все же рынок растет примерно на 10% в год.
Бизнес по-исламски
Несмотря на очевидный рост, рынок халяльной продукции испытывает трудности. Так, магазины, специализирующиеся на халяль-продуктах, проигрывают крупным сетям. Во-первых, в соответствии с законами шариата, они не могут торговать алкоголем и табаком и, следовательно, лишаются значительной части прибыли и покупателей. Во-вторых, крупные ритейлеры способны предложить лучшие цены, в том числе и на халяль-продукты, чем они и занимаются. Товары со значком "Халяль" имеются и в демократичной "Карусели", и в премиумной "Азбуке вкуса", и в интернет-магазине "Утконос".
"Продукция с маркировкой "Халяль" появилась у нас в 2011 г., - рассказала "Ко" руководитель отдела по связям с общественностью компании "Утконос" Наталья Аристова. - Завели ограниченный ассортимент, чтобы узнать, будет ли интерес к нему. С тех пор мы видим на эту продукцию устойчивый рост. Причина не только в увеличении числа мусульман среди наших покупателей, но и в том, что халяль ассоциируется у них с экологически чистой, правильной пищей, приготовленной по особым технологиям".
Есть и конфессиональная причина, определяющая развитие рынка халяльных товаров и услуг. Дело в том, что для бизнеса тоже есть определение "халяль". "Международный стандарт "Халяль" касается не только сельского хозяйства и пищевой промышленности, - поясняет вице-премьер правительства Республики Дагестан Абусупьян Хархаров. - Он имеет непосредственное отношение и к гостиничному бизнесу, к организации туризма и транспортных услуг. Сам капитал, участвующий в процессе халяльного производства и оказании услуг, должен быть получен дозволенным способом. Все финансирование халяльных предприятий также должно быть халяльным, то есть на всех стадиях производственного процесса обязательно исключаются ростовщические схемы финансирования предприятия, взамен их должны быть применены исламские экономические инструменты".
"Для развития бизнеса в соответствии с нормами халяль компании могут, например, привлекать инвесторов, которые становятся совладельцами предприятия, в то же время инвестор может постепенно продавать свою долю в бизнесе изначальному владельцу", - отмечает директор департамента экономики Совета муфтиев России (СМР) Мадина Калимуллина. И добавляет: "Есть три уровня халяльности. Первый - это производство халяльной линейки продуктов в компании. Второй - производство только халяльной продукции. Третий - выстраивание всех бизнес-процессов внутри компании в соответствии со строгими морально-этическими нормами халяль".
Несмотря на формирующийся спрос на халяльную продукцию, большинство мусульман еще пока не готовы платить за "богоугодность". "Обычно мусульмане просто отказываются от свинины, кто-то еще и от алкоголя, но переплачивать за халяльность готовы либо очень верующие, либо очень обеспеченные мусульмане, - сказал "Ко" на условиях анонимности один из московских рестораторов-мусульман. - По большому счету разницы во вкусе халяльных и нехаляльных продуктов нет, а стоят они дороже, просто потому, что забивать тех же коров в соответствии с нормами халяль в промышленных масштабах невозможно". И все же на российском рынке появляются компании, намеренные растить своего потребителя и развивать халяльный бизнес.
В Мекку и не только
Паломнические туры оформились как отдельное направление турбизнеса несколько лет назад. До недавнего времени в России халяльный туризм ограничивался именно такими турами, но спрос рождает предложение.
В мире халяльный туризм рассчитан на всех путешествующих мусульман: в гостиницах есть комнаты, где можно помолиться, в ресторанах имеется халяльная кухня. Есть даже полностью халяльные отели.
Флагманом развития халяльного бизнеса стал Дубай. Так, компания Almulla Hospitality заявила о намерении открыть 150 халяль-отелей, в том числе в странах Европы и в Северной Америке. Сеть Jawhara собирается 25% своих отелей в Дубае сделать халяльными. Интересуются трендом и в Европе: швейцарская сеть Kempinski к 2015 г. обещает построить 30 халяльных гостиниц.
Строго говоря, халяль-услуги можно разделить на две категории. Первая - это полностью халяльные рестораны, гостиницы, чьими целевыми клиентами являются именно мусульмане. Здесь питание полностью халяльное, спиртное не подают вовсе, отсутствует бар, есть специально выделенное помещение для молитвы и т.д. Вторая категория связана с предоставлением отдельных номеров, где исполняющий обряды мусульманин будет чувствовать себя комфортно. При этом кухня отеля использует халяльное сырье для приготовления пищи постояльцам, однако спиртное также продается. Возможен также вариант разделения кухни, когда халяль подается только по заказу клиента. В России до недавнего времени в лучшем случае можно было рассчитывать на вариант "лайт". В 2012 г. Ильдар Мусин в партнерстве с Советом муфтиев России основал компанию Sputnic - sport&business travel. Основным направлением деятельности компании является работа в области спортивного туризма.
"Обслуживая спортивные делегации и конференции, мы часто сталкиваемся с просьбами клиентов о предоставлении халяльного питания, организации молельных комнат и прочих услуг, необходимых клиентам, исповедующим ислам, - рассказал "Ко" Ильдар Мусин. - В результате родилась идея совместно с СМР и Международным центром стандартизации и сертификации "Халяль", а также компанией "Мир без границ" организовать проект HalalTrip Rus. Это новый проект на российском рынке о здоровом образе жизни, о вкусной и халяльной пище, о местах, где ее можно попробовать и купить, о том, где уже созданы условия для халяльного отдыха".
Проект HalalTrip планирует сформировать партнерскую сеть, куда войдут отели, транспортные фирмы, предприятия общественного питания, медицинские центры, музеи, заинтересованные в приеме гостей из различных стран. Инвестиции в проект Ильдар Мусин пока не раскрывает, но уверен, что в клиентах недостатка не будет.
В целом индустрия туризма морально готова к появлению такого сегмента, но пока это больше теоретическая подготовка. "Конечно, было бы совсем неплохо привлекать в Россию туристов из мусульманских стран, - комментирует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. - У нас есть что показать. Кстати, надо сказать, что халяльный туризм лучше развит как раз в немусульманских странах, например в Японии. В России для развития халяльного туризма пока никаких видимых усилий не прилагается, нет такого пункта и в федеральной программе развития туризма. Но идея сама по себе имеет право на существование, да и значительных инвестиций на ее реализацию не потребуется: нужен лидер, который будет вести переговоры с отелями и заниматься развитием этого сегмента комплексно".
Не фунт изюму
Не так давно в России появились финики из Саудовской Аравии. Их реализацией занимается фирма Bateel Ltd., по некоторым данным, принадлежащая родственникам представителей королевского дома Саудовской Аравии. С самого начала деятельности компанию, предлагающую финики как элитный десерт, окружает некая загадка. Финансовые показатели не раскрываются, известно только то, что бутики Bateel работают в 16 странах мира и получить франшизу совсем непросто. В РФ первый бутик Bateel открылся только в конце 2013 г.
"Мы вели переговоры о франшизе три года, - рассказывает генеральный директор бутиков Bateel в России Александр Милославский. - Во-первых, это строго халяльный бизнес, что само по себе накладывает ряд ограничений. Во-вторых, есть строгие требования к помещению, его оформлению, хранению продукции и т.д. Одной упаковки у Bateel 150 видов, и к каждой коробочке есть определенная ленточка". Сейчас в нашей стране работает два бутика Bateel: бутик поменьше в центре Москвы и магазин площадью 120 кв. м в Казани (открылся в феврале 2014 г.).
Стоимость франшизы определяется в процессе переговоров и варьируется в зависимости от торгового потенциала страны. Кстати, и цены на продукцию, а это, кроме различных фиников, еще и шоколад, масло, уксусы, десерты, безалкогольное шампанское, тоже разнятся. "Только в России можно купить финики Bateel по такой же стоимости, как и в ОАЭ, в других странах цены выше", - подчеркивает Александр Милославский.
Аудитория Bateel в России состоит из людей, которые побывали в ОАЭ и там прониклись любовью к изысканным сладостям компании, а также любопытных, зашедших посмотреть на роскошные интерьеры бутиков Bateel. "В Лондоне или Дубае люди заходят в Bateel купить себе немного сладостей, в России большую часть продаж составляют подарочные наборы, - отмечает Александр Милославский. - Но рекламой мы не занимаемся, нет необходимости. Во-первых, у нас нет конкурентов ни в сегменте фиников, ни в сегменте шоколада - это абсолютно уникальный продукт. Bateel среди сладостей, как Louis Vuitton среди сумок - это продукты класса luxury, и маржинальность бизнеса достаточно высока".
Шоколад Bateel тоже халяльный, то есть он не содержит алкоголя и животных жиров.
Объем рынка элитного шоколада в РФ эксперты фабрики "Конфаэль" оценивают в 1,5 млрд руб. Кроме самой "Конфаэль", в этом сегменте лидируют French Kiss, Frade и Chocolate Point.
В будущем собственник (его имя не раскрывается) планирует открыть еще несколько бутиков Bateel в России, присматривается к Грозному и Санкт-Петербургу.
Финики пользуются стабильным спросом у россиян, рассказали "Ко" ритейлеры. "В нашей сети наибольшим спросом пользуются финики под брендами Medjoul, "Термер", Farmer`s Snack, Bonvallis, - пояснил пресс-секретарь сети премиум-магазинов "Азбука вкуса" Андрей Голубков. - Но, как правило, такие товары покупатели ищут на рынках, а не в бутиках".
Кроме бутиков, в мире работает сеть кафе Bateel. В России кафе с арабской кухней, да еще и полностью халяльные, могли бы найти нишу на столь высококонкурентном рынке.
"Открытие такого уровня кафе, допустим на 60 посадочных мест, в центре Москвы может обойтись примерно в миллион долларов, - рассуждает совладелица ресторана "Рибамбель" Ойгуль Мусаханова. - Но сложности возникнут не столько с поиском инвестиций, сколько с окупаемостью. Операционные расходы для халяльного кафе будут достаточно высокими, хотя бы уже потому, что из-за особенностей производственного процесса цены на халяльную продукцию на 10-15% выше, чем на нехаляльную. Следовательно, сроки окупаемости проекта будут нескорыми, а высокая конкуренция в сегменте кафе повысит риски проекта".
Клубный бизнес
На севере Москвы, в небольшом строении чуть в стороне от сетевых кафе, располагается чай-бар "Казан" - халяльный ресторан. Здесь нет зала для курящих, в баре можно заказать исключительно безалкогольные напитки, все блюда от шеф-повара приготовлены в соответствии со строгими правилами халяль, и даже есть комната для молитвы. Скоро заведение отметит пятилетний юбилей.
Днем в зале чинно кушают бизнес-ланч постоянные клиенты заведения - исполняющие обряды мусульмане и случайно оказавшиеся рядом посетители. Потому что тихо, недорого и вкусно. "В зале помещаются 100-120 человек, - рассказывает управляющая рестораном Камилла Садикова. - Обычно мы работаем до 22.00, но в те дни, когда у нас отмечают никахи (свадьбы), юбилеи, имянаречения и другие значимые события, бывает, закрываемся в полночь".
Для Москвы чай-бар "Казан" - заведение еще непривычное. Халяльных ресторанов в столице пока немного. Едва ли наберется пара десятков заведений, которые откажутся от продажи алкоголя, а последний составляет, в зависимости от типа ресторана, до 70% выручки. "В так называемых гастроресторанах, привлекающих внимание клиентов изысканной кухней и разнообразным меню, доля выручки от алкоголя составляет примерно 40-50% по Москве и 30-40% в регионах", - уточняет генеральный директор онлайн-сервиса по бронированию столиков "Гурманизация.рф" Дмитрий Степанов.
Но чай-бар "Казан", даже придерживаясь правил халяльного бизнеса и средней ценовой политики (средний чек в заведении 500 руб.), остается в прибыли. Данные по обороту и прибыли владелец ресторана не открывает. "Для собственника это не основной бизнес, а скорее некая социальная ответственность и дело для души - это глубоко верующий мусульманин. Поэтому имя собственника мы не раскрываем. Могу только сказать, что основной его бизнес-интерес связан со строительством, - рассказывает Камилла Садикова. - Народ жив, пока живы его традиции: кухня, язык, музыка. Чай-бар "Казан" - это место, которое объединяет татар и открыто для всех, кто интересуется татарской культурой".
Прибыльность обеспечивает клубная концепция заведения. "Кроме самого по себе ресторана с прекрасной татарской кухней, мы занимаемся организацией традиционных никахов и поминок, наречений и юбилеев, проводим вечера для молодежи, где парни и девушки могут в комфортной и приличной обстановке присмотреть себе супруга, обеспечиваем услуги фото- и видеосъемки, - перечисляет Камилла Садикова. - Еще у нас проходят концерты татарских исполнителей, и даже есть собственная музыкальная группа. Мы практически не занимаемся рекламой, к нам приходят друзья друзей, родственники родственников - безотказно работает "сарафанное радио". С одной стороны, это позволяет сэкономить на рекламе, с другой - у нас нет права на ошибку. Злые языки для нас могут быть страшнее пистолета".
"Такие заведения могут привлекать двумя вещами: вкусной и здоровой едой, а также спокойной и уютной атмосферой, в которой риск возникновения каких-то казусов и конфликтов, связанных с алкоголем, отсутствует, - резюмирует Дмитрий Степанов. - Эти заведения достаточно устойчивы на рынке, так как у них есть целевая аудитория со своими внутренними убеждениями и предпочтениями. Однако, если говорить о развитии целого сегмента таких заведений, перспективы, мягко говоря, туманны. Халяльные рестораны рассчитаны на узкую аудиторию. В ресторанном бизнесе, где очень высокая конкуренция, таким заведениям сложно оставаться на плаву длительное время".
Глянец для мусульманки
Если уж имеется рынок товаров и услуг для мусульман, то должна быть и пресса, об этом рынке пишущая. И она есть. Кроме изданий, посвященных конфессиональным вопросам, в мусульманском мире существуют и свои глянцевые издания life style. Правда, их совсем немного. "В России около сорока духовных управлений мусульман, которые поддерживают деятельность печатных изданий на национальных языках, - говорит академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский. - Выходят печатные издания, освещающие вопросы жизни мусульманского населения в таких регионах, как Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Башкортостан, Татарстан. Газету "Ислам Минбаре" и журнал "Ислам" выпускает Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Однако говорить о подобных изданиях как о серьезном сегменте в масштабе всероссийской прессы сложно". Если говорить о глянце, то дольше всех - вот уже пять лет - четыре раза в год выходит журнал для женщин "Мусульманка".
"Это не глянец в привычном для рынка женских журналов смысле, - объясняет главный редактор издания Гюльнар Джемаль. - "Мусульманка" - журнал скорее образовательный, рассчитанный на тех, кто считает себя мусульманином и хочет лучше знать свою культуру".
Темы статей похожи на тематику обычного глянца: истории любви, истории покорения карьерных вершин, новости моды, путешествия, дети, но с обязательными цитатами из Корана и акцентом на семейные ценности. "О мусульманах в нашей стране мало знают, законы шариата путают с национальными традициями, а образ исламской женщины, почерпнутый главный образом из бессмертного шедевра "Белое солнце пустыни", весьма далек от реальности, - улыбается Гюльнар Джемаль. - В действительности современная российская мусульманка - это отнюдь не бесправная, упрятанная в черный мешок Гюльчатай. Наши женщины стремятся получать образование, ищут интересную работу, выходят замуж по любви, и даже самые верующие, соблюдающие хиджаб мусульманки следят за модой".
Поскольку в издании рекламируется в основном халяльный бизнес, находящийся пока в стадии развития, журнал не может рассчитывать на то, чтобы доход от продажи рекламных площадей компенсировал все расходы. И тем не менее в последнее время коммерческая составляющая проекта заметно возросла. Журнал выходит при содействии Совета муфтиев России, при поддержке Фонда исследований исламской культуры, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Другие издания тоже существуют в основном за счет спонсорства. Притом что спрос на них есть, новые журналы появляются и исчезают, не выдерживая реалий российского рынка СМИ.
"По закону вся реклама в прессе должна быть на государственном языке, которым является русский, - поясняет низкий интерес рекламодателей к мусульманским изданиям Вячеслав Черняховский. - Более того, текстовая часть всей товаросопровождающей информации и документации (ярлыки, ценники и т.п.) также исполняется на русском языке. В рекламе запрещается использование религиозных символов, не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Все это делает практически невозможным создание и размещение рекламных объявлений как на арабском языке, так и на национальных языках в регионах компактного проживания мусульманского населения РФ. В общей статистике российского рынка рекламы исламская пресса как рекламоноситель пока что не фигурировала. В упомянутых выше регионах уже работают медийные online и offline-ресурсы (издательства, газеты, журналы, радио, сайты и т.п.), ориентированные на мусульманское население. У них хороший информационный потенциал, но о рекламном потенциале подобных СМИ в рамках действующего законодательства говорить не приходится".
Но даже с учетом сложностей с рекламодателями издатели мусульманских СМИ надеются завоевать пусть совсем небольшую, но долю рынка, рассчитывая на растущий интерес в целом к рынку халяль. Ведь еще несколько лет назад в Москве было почти невозможно купить халяльные продукты питания, а сейчас они появляются даже в сетевых супермаркетах.