Харакири по-французски
Nissan прорабатывает детальный план жизни без Renault: разработка автомобилей, производство и менеджмент должны быть независимыми, — сообщает Financial Times. На стороне Nissan, возможно, выступит еще один участник альянса — компания Mitsubishi. Кто из них проиграет?
Европейцы предвкушают катастрофу. Аналитик Evercore ISI Арндт Эллингхорст высказал Forbes твердую уверенность, что отношения между Renault и Nissan разорваны и не подлежат восстановлению. Акции Renault опустились сегодня до минимальной отметки за последние 6 лет.
Часть экспертов полагает, что это сигнал французскому правительству сократить долю в концерне, а Renault — сделать партнерство по-настоящему паритетным. Сейчас Renault принадлежит 43 % в японской компании. Nissan же владеет 15 % акций без права голоса в Renault, хотя на протяжении многих лет японцы превосходили Renault по инженерному вкладу в альянс. «Для спасения альянса необходимо сесть за стол переговоров, — говорит Эллингхорст. — Чтобы достичь согласия, французская сторона должна продать не более 40 %, что повлечет наделение Nissan правом голоса в Renault».
Похороны альянса, по мнению западных экспертов, фактически ставят Renault на грань выживания в мире, где имеет значение размер. Новых кандидатов для слияния на рынке нет.
GM ушла из Европы, Ford Motor выступает партнером Volkswagen. Небольшие Mazda, Suzuki и Subaru фактически находятся в зависимости от Toyota. Остаются китайские автопроизводители: как сообщил сегодня Bloomberg, компания Geely, владеющая Volvo, Lotus и являющаяся миноритарием в Daimler AG, ведет переговоры о покупке технологий Aston Martin.
Издание Les Echos назвало 2019 год адским временем для Renault: большой пакет государства, полагает часть экспертов, будет отпугивать от компании новых бизнес-партнеров. В прошлом году из-за вето Парижа сорвалось слияние альянса с Fiat и Chrysler (FCA). В итоге новый альянс с FCA создали Peugeot и Citroën (PSA). По одной из версий, именно активное доминирование французского правительства стало основной причиной корпоративного конфликта Nissan с основным топ-менеджером и идеологом альянса Карлосом Гоном. Японцы бойкотировали назначения в компанию французских топ-менеджеров, а Гон в итоге был арестован в Токио и впоследствии сбежал от японского правосудия в Ливан.
Отступив, французское правительство потеряло бы политическое лицо. Председатель совета директоров Renault Жан-Доминик Сенар, сменивший Карлоса Гона в прошлом году, открыто высказывал сомнения, что партнерство с Nissan будет продолжаться. В ноябре он заявил: «Если в 2020 году мы не сможем полностью раскрыть потенциал этого альянса, я буду считать, что я и мои команды потерпели неудачу». Пока же Сенар анонсировал презентацию новых совместных проектов, которые уже осуществлены и будут представлены публике в ближайшие недели.
Опрошенные «Ко» российские эксперты, наоборот, убеждены, что от развода больше пострадает Nissan. Автоэксперт Вячеслав Субботин считает, что японцы потеряют европейский рынок на фоне затоваривания собственного и неясных перспектив на китайском.
«Nissan перед объединением дышал на ладан и был не самым прибыльным в альянсе, — говорит он. — Производить одну модель, если это не лакшери-сегмент, сегодня прибыльно в количестве не менее 1,2 млн штук. Гон решил насытить Renault недорогими моторами и коробками, тем самым увеличив число унифицированных моделей. Это работало, пока Гон сам не ушел. Эффективные менеджеры не заменят гениальных, а Гон был именно такой. Теперь Nissan потерпит большие убытки, потому что без Renault он не наберет нужный объем выпуска. А Renault, у которого есть еще Dacia и АвтоВАЗ, останется в силе».
Потребители, по мнению Субботина, проблем не испытают: унификация платформ и агрегатов сохранится еще года полтора, как это было при разводе DaimlerChrysler. Разделение по компонентам и силовым агрегатам сделает производство дороже, поэтому обе компании будут искать новых партнеров.
Максим Кадаков, главред журнала «За рулем», тоже считает, что проигравшим после развода окажется Nissan. «Положение у компании сложное, продажи на американском рынке упали, японцы просто режут пуповину, которая их питала, — говорит он. Причиной конфликта эксперт называет боязнь менеджеров Nissan утратить идентичность. — С самого начала гордые японцы опасались стать сателлитом Renault и терпеть диктат французов. Они не могли это пережить». Потребители на российском рынке, по словам Кадакова, заметят развод только с появлением новых моделей, а это, по его словам, случится не скоро.
Все успехи японцев в альянсе гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков называет заслугой Карлоса Гона. «Из чисто японской убыточной компании Nissan превратился в глобального игрока, стал условно "не японским". Теперь можно не исключать других альянсов, потому что эффект масштаба играет ключевую роль для снижения себестоимости продукции. Маленькой компании, чтобы выжить, надо быть в чем-то эксклюзивной и иметь свою фанатскую аудиторию, как Subaru. А Nissan полностью растворился: на российском рынке ему пришлось сократить линейку, оставив одни кроссоверы. И тут Renault будет легче привлечь партнеров».