Top.Mail.Ru
архив

Хлеба и электронных зрелищ!

С начала XX века идет «борьба за зрителя» между коллективными и индивидуальными каналами трансляции художественной культуры. Театры, кинотеатры, концертные залы воюют с граммофонами, проигрывателями, видеомагнитофонами и т.д. Первые стараются создать такой уровень зрелищности, который не может быть реализован в домашних условиях, используя для этого специальные звуковые и световые эффекты. Однако производители бытовой электроники не теряют времени – они разрабатывают невиданную доселе аппаратуру для домашних развлечений.

Сегодня к высококачественному цифровому звуку добавилось и цифровое видео высокого качества. Стереошлемы и очки позволяют получить объемное изображение. Качественное воздействие на два основных органа чувств уже обеспечено. Однако кроме зрения и слуха у человека есть еще обоняние, осязание и вкус, и для обеспечения полной реалистичности необходимо воздействовать и на них.

128 запахов телевизора Специалисты компании DigiScents заявили недавно о том, что ими разработаны решения, позволяющие оперировать запахами в фильмах, репортажах и электронных играх. Компания создала iSmell – персональный синтезатор запахов, подключаемый к компьютеру. Это устройство, содержащее картридж с набором ароматизаторов, способно воспроизводить до 128 основных запахов и множество их оттенков, получающихся путем смешивания. Фирма предлагает и ScentStream Software – программное обеспечение, позволяющее создавать ролики с соответствующим запахом. Остается лишь синхронизировать запахи с сюжетным рядом фильма, и воздействие на обоняние обеспечено. Тем временем другие компании работают над тем, чтобы задействовать в электронных развлечениях осязание. Человек получает относительно мало информации благодаря осязанию, но его эмоциональное влияние очень велико. Поэтому уже начат выпуск перчаток, которые позволяют «ощупывать» предметы, находящиеся в поле компьютерной игры. Эти перчатки можно использовать вместе со стереоочками. Перчатки имеют приводы для управляемого воздействия на кисти руки, имитируя тем самым осязание. Фирма Immersion Corporation разработала устройство I-Force с технологией Force Feedback (силовая обратная связь). В дальнейшем I-Force было встроено в программные продукты Microsoft, что позволило многим производителям игр использовать различные джойстики и рули. Сама Immersion тоже выпускает несколько видов устройств с обратной связью. Подобные джойстики уже есть в продаже – в магазинах они стоят около $150.

Песенка кинокамеры спета Тем временем традиционная аппаратура, оперирующая графическими образами и звуком, тоже переходит на новые технологии. В течение ХХ века родилась, получила массовое развитие и умерла любительская киносъемка. Кинокамера уступила место аналоговой видеокамере. А сейчас на смену аналоговому видео приходит видео цифровое, возможности которого несоизмеримо больше. Переводом видеоизображения на новые технологии занимаются Sony, Canon, JVC, Panasonic, Samsung и др. В том же направлении развивается и фотография. Компании, специализирующиеся на производстве фототоваров, решительно переходят на цифровые технологии. В компании Eastman Kodak считают, что продажи цифрового оборудования до 2005 года будут увеличиваться как минимум на 6 – 7% ежегодно. У цифровой фотографии есть множество функций, которых нет у фотографии традиционной. Цифровые технологии позволяют сразу же просматривать отснятые снимки, создавать виртуальный архив снимков, корректировать их и отправлять по электронной почте хоть на другой конец планеты. Сегодня выпускаются цветные принтеры, которые могут печатать фотографии, хранящиеся в фотокамере: процесс обработки данных, необходимых для печати фотоизображения, выполняется на процессорах фотоаппарата и принтера – без участия компьютера. Eastman Kodak не единственная компания, развивающая цифровую фотографию. В этом же направлении стремительно движутся и другие участники рынка фототехники – Olympus, Casio, Nikon, Minolta. В последнее время интерес к цифровой фотоаппаратуре стали проявлять и «традиционно компьютерные» компании – такие, как Hewlett-Packard и Epson.

Музыка сжатых цифр Звуковоспроизводящая аппаратура, кажется, уже достигла предела возможного в обеспечении качества звучания. Что же касается удобства получения и прослушивания музыки, то здесь есть над чем поработать. На CD музыка записывается без сжатия. А созданные недавно компанией Sony алгоритмы позволяют сжимать музыку без потери качества в несколько раз. В результате на одном CD может быть записано до 10 часов музыки. Самый известный алгоритм сжатия – MP3 сегодня широко применяется в Интернете. При таком уровне сжатия объем данных становится относительно небольшим и информация может не только храниться на различных носителях, но и передаваться по Сети. В свою очередь, Интернет по мере своего развития начинает играть все большую роль в досуге человечества. В связи с этим облик Сети тоже будет меняться. Например, можно с уверенностью сказать, что чаты в их нынешнем виде просуществуют относительно недолго. Пока чаты представляют собой обмен текстами. В дальнейшем в чатах должны появиться голос и изображение. Оставаясь дома, человек при помощи подобного чата сможет полноценно общаться с друзьями и единомышленниками. Например, смотреть с ними один и тот же фильм и обсуждать увиденное по Сети.

Книги без бумаги Не менее интересные перемены грядут в книгоиздании. С незапамятных времен и до нынешних дней книга для человека – главный источник информации. Однако традиционная бумажная форма уже не является для книги единственно возможной. Появились книги, содержащие мультимедийную информацию (текст, графика, звук, видео). В таких книгах справочный аппарат, основанный на принципах гипертекста, имеет безграничные возможности. Система ссылок может легко и быстро показывать источники информации и множество дополнительных сведений. Кроме того, в подобную книгу может быть заложена и система контроля знаний. Таким образом, мультимедийная форма открывает новые возможности перед художественной, научной и справочной литературой. Microsoft уже заключила соглашения с крупнейшими издательскими фирмами. Компании Random House, Simon & Schuster и Time Warner будут при издании книг в электронном виде использовать программное обеспечение Reader от Microsoft, которое позволяет загружать книги на карманные компьютеры. А Thomson и Gemstar начали выпускать устройства для чтения электронных книг. Эти устройства оснащены жидкокристаллическим экраном и внутренней памятью, достаточной для загрузки нескольких книг. Time Warner вообще собирается создать отделение по выпуску электронных книг. Дочерняя компания iPublish.com будет иметь свой собственный штат и самостоятельное руководство. Для распространения электронных книг Time Warner планирует подписать партнерские соглашения с компаниями netLibrary Inc., Microsoft, Gemstar, Ingram Book Group и Barnesandnoble.com.

$37 млрд за шлягеры Человечество готово тратить все больше денег на развлечения. По данным Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), в 2000 году во всем мире было продано 3,5 млрд единиц музыкальных носителей на общую сумму $36,9 млрд. Эксперты аналитической компании IDC утверждают, что к 2005 году сбыт портативных MP3-проигрывателей достигнет отметки 26 млн штук, что в восемь раз больше показателя 2000 года. Интернет становится одним из главных каналов, по которому развлекательная информация (музыка, видеоизображение, компьютерные игры) поступает к потребителю. Наиболее быстрыми темпами этот процесс идет в США. Поскольку для передачи видеоизображения требуется большая скорость, спросом пользуется прежде всего скоростной Интернет. Число американских семей, имеющих дома высокоскоростной доступ в Сеть, к концу 2001 года достигнет 6 млн, а к 2004 году – 28 млн, заявляет компания Dataquest. Цифровая литература тоже уверенно пробивает дорогу к читателю. По данным Jupiter Research, число электронных устройств для чтения, используемых в США, составляет сегодня около 100 тыс. штук. К 2005 году, когда снизятся цены и улучшится качество подобных устройств, число пользователей, по прогнозу Jupiter, вырастет до 1,9 млн. К этому времени объем рынка составит $7,8 млрд – против $838 млн в 2000 году. Объем продаж книг, изданных в цифровом формате и предназначенных для чтения на специальных устройствах, увеличится с $12 млн в 2000 году до $251 млн в 2005-м.

Еще по теме