Хлопотная франшиза
Дефицит на рынке недвижимости вынуждает розничных операторов идти на неожиданные альянсы. На прошлой неделе финская компания Stockman, владелец торгового комплекса «Калинка Стокман» и франчайзи испанской одежной марки Zara на территории России, подписала договор аренды с сетью «Рамстор». Магазины Zara появятся в двух «Рамсторах» – в июне на месте Tati в гипермаркете в Марьиной роще, и через год в строящемся комплексе на проспекте Вернадского. Первый российский магазин Zara Stockman открыт в марте 2003 года в торговом комплексе «Мега» на Калужском шоссе. Одеждой под маркой Zara в 46 странах мира торгуют более 600 магазинов, совокупный оборот которых составляет около $3 млрд в год. Концепция Zara предполагает открытие магазинов в отдельно стоящих помещениях на центральных улицах. По словам одного из руководителей Stockman, компания пыталась следовать тем же требованиям и в России, но найти подходящее помещение не удалось до сих пор. По данным агентства Swiss Realty Group, стоимость аренды на Тверской улице порой достигает и $5000 за 1 кв. м, в то время как в «Рамсторах» колеблется в диапазоне $200 – $300. Другие российские ритейлеры уже пробуют объединять усилия по поиску помещений, их выкупу и эксплуатации. Например, сеть универсамов «Патэрсон» осенью 2003 года заключила несколько альянсов с непродуктовыми сетями – в частности, с «Детским миром», открывающим филиалы в других городах, и парфюмерно-косметической сетью «Л'Этуаль».