Хмельная дорога
Продажная лихорадка охватила владельцев пивоваренных компаний средней руки. Корпорация Heineken объявила о покупке 100% акций питерского «Комбината имени Степана Разина», большая часть которых принадлежала менеджменту предприятия. Олег Тиньков* продает два своих пивоваренных завода корпорации InBev – насколько известно «Ко», о сделке будет заявлено в течение месяца. Владельцы «Красного Востока» братья Ильшат и Айрат Хайруллины, по сведениям «Ко», подумывают о продаже контрольного пакета акций, а не блокирующего, как намеревались раньше. Наконец, судя по всему, на продажу выставляются «Пивоварни Ивана Таранова».
О том, что ПИТ продается, сообщило агентство Reuters со ссылкой на анонимный источник. Директор по связям с общественностью компании Мария Радина от имени акционеров сообщила «Ко», что они «воздерживаются от комментариев». Контрольной долей холдинговой компании ПИТ (три завода и дистрибуторская фирма) совместно владеют ее президент Александр Лифшиц, председатель наблюдательного совета Евгений Кашпер и бывшие менеджеры американской Stroh Brewing Company, причастные к созданию ПИТ. Почти 40-процентная доля принадлежит инвестиционному фонду TPG Aurora. Управляющий директор фонда Борис Карлов отказался подтвердить или опровергнуть сообщение Reuters, но упомянул, что TPG Aurora не ведет с кем-либо «отдельных переговоров о продаже своей доли».
Рыночные позиции ПИТ пока неплохие. Производство пива на заводах компании в 2004 году выросло на 18%, тогда как рынок в целом подрос на 11%. С другой стороны, ПИТ нужно достроить новый завод в Подмосковье, а в 2006 году выкупать свои облигации на сумму свыше $30 млн (для сравнения – EBITDA компании в этом году прогнозируется на уровне $40 млн). Между тем рост пивного рынка резко затормозился – всего 2,9% прибавки за первые пять месяцев этого года. Очевидно, рынок близок к насыщению, в скором времени рост продаж присутствующих на нем компаний будет возможен только за счет передела долей. Это будет война маркетинговых бюджетов, что хорошо видно на примере «Балтики» – в прошлом году она вдвое увеличила расходы на маркетинг, и в результате ее выручка выросла почти на 35%.
Большие расходы, как известно, могут позволить себе лишь большие компании. Уже сейчас 60% российского рынка пива контролируют всего три структуры – холдинг ВВН, «САН Интербрю» (InBev) и Heineken. Ближайший возможный кандидат на покупку «Пивоварен Ивана Таранова» – Molson Coors, по заказам которой ПИТ варит пиво Coors Fine Light. Это пятая по величине пивоваренная компания мира, образованная в феврале 2005 года в результате слияния канадской Molson и американской Adolph Coors. «Наши денежные потоки увеличились вдвое, что укрепило положение компании относительно будущих приобретений», и «российский рынок – один из важнейших для достижения цели стать глобальным игроком», – объяснял обозревателю «Ко» Кевин Браунси, директор по международному развитию Molson Coors, отметив при этом, что не вправе «комментировать планы акционеров по слияниям и поглощениям».
Но Россией пристально интересуется и крупнейшая пивоваренная корпорация – InBev. «На ближайшие годы наша активность по слияниям и поглощениям будет сосредоточена на трех странах – России, Китае и Германии, – рассказывал «Ко» в ноябре прошлого года вице-президент InBev Аксель Гитц. – Наша компания контролирует 13% мирового рынка пива. Эта цифра показывает, что рынок все еще не консолидирован. Мы будем над этим работать».
* признан в России иноагентом.