Хмельная дорога банкира

09.02.200400:00

Года три назад, когда наша пивоваренная отрасль была на пике роста, многим она казалась едва ли не Клондайком. Чиновники повышали акцизы, рекламисты придумывали дорогостоящие концепции, алюминиевые магнаты вкладывались в производство тары. А банк «Авангард» начал строить солодовни. Но, не сумев найти на них покупателя, банкиры решили развивать непрофильный бизнес самостоятельно.

 

«Для меня это дело принципа, – заявляет президент «Авангарда» Кирилл Миновалов. – Я хочу создать мощнейшую и самую эффективную в стране группу предприятий по производству солода с себестоимостью продукции ниже, чем у самих пивоваров». Миновалов изучил солодовенную технологию настолько подробно, что может рассказать о показателях экстрактивности зерна и числе Кольбаха, а также о возможностях использования тепла, которое образуется при проращивании ячменя.

Еще в июле 2003 года глава «Авангарда» говорил «Ко», что у него «есть конкретные предложения по продаже контрольного пакета акций и солодовенного бизнеса целиком с прибылью для банка». А на недавней пресс-конференции, посвященной итогам работы «Авангарда» за прошедший год, Кирилл Миновалов объявил о прекращении всех переговоров по продаже «Русского солода» (так называется дочерняя компания банка, созданная под новый проект).

 

Несостоявшаяся сделка

Идея заняться солодом пришла в голову президенту «Авангарда» летом 2001 года. Производство пива в России развивалось невиданными даже в Европе темпами (20,4% роста в 2001 году), но, как и при социализме, свыше 60% солода пивовары закупали за границей. В стране появилась всего одна новая солодовня, построенная французской Groupe Soufflet и «Балтикой» близ Санкт-Петербурга. Импортозамещения в этом секторе не случилось, и Кириллу Миновалову он показался той самой свободной нишей, о которой мечтает любой бизнесмен.

К тому моменту банк (точнее, его дочерняя компания «Авангард-Лизинг») стал одним из крупнейших лизинговых операторов в России. Построить солодовню его президент задумал также по лизинговой схеме. Переговорив с некоторыми пивоварнями (среди них, например, был московский комбинат «Очаково»), Миновалов понял, что этот ход не пройдет. «Однако у меня по мере изучения темы возрос коммерческий интерес, – рассказывает банкир. – Я решил открыть три солодовни в разных регионах. Больший масштаб означал экономию на производственных издержках и логистике, иные отпускные цены и, следовательно, возможность занять серьезную долю на рынке, то есть другую стоимость бизнеса, если выставлять его на продажу».

К строительству первой солодовни – в подмосковном поселке Вороново – «Авангард» приступил в октябре 2001 года. Через месяц комбинат «Очаково» заложил фундамент собственной солодовни в Липецкой области. Вслед за этим холдинг «САН Интербрю» объявил о программе генеральной реконструкции шести солодовен при своих заводах. В августе 2002 года комбинат «Очаково» начал сооружать для себя вторую солодовню – под Белгородом, а в марте 2003 года руководство «Балтики» приняло решение о строительстве солодовни в Туле. Не успел «Авангард» завершить первый проект (завод в Воронове заработал в феврале прошлого года), как круг его потенциальных клиентов стремительно сузился. На долю трех упомянутых компаний, а также имеющих свои солодовни «Красного Востока» и «Степана Разина» приходится более 50% производства пива в стране.

Тем не менее «Авангард» не отступил. В декабре 2002-го банк начал строить предприятие в Воронежской области, а его президент затеял переговоры о продаже «Русского солода» с крупнейшими мировыми производителями – группой Soufflet и американской корпорацией Cargill. Насколько он был убедителен или иностранцы сговорчивы, можно судить по следующим фактам. В апреле 2003 года Soufflet подписала соглашение с Рязанской ГРЭС о строительстве солодовни на участке, принадлежащем электростанции. А в декабре стало известно, что Cargill изучает возможность открытия собственного завода в Тульской области.

По словам Кирилла Миновалова, с иностранцами он не сошелся в цене. «Они оценивали наш бизнес по схеме «затраты плюс проценты на инвестиции», я же предлагал ориентироваться на прогнозируемую прибыль, – поясняет он. – Надо признать, у нашего подмосковного завода поначалу были проблемы со стабильностью качества. Но выходить из этого бизнеса с мизерной прибылью мне было неинтересно».

 

Родительская опека

Свою уверенность в успехе проекта президент «Авангарда» объясняет тем, что для него создан «благоприятный финансовый режим». «Мы ничего не зарабатываем на обслуживании «Русского солода», – утверждает Миновалов. Оборудование для заводов «дочка» «Авангарда» закупает на деньги европейских экспортно-кредитных агентств, полученные «родителем» на пять лет под 4 – 5% годовых. Строительные работы финансируются самим банком без взимания процентов и комиссионных. Три предприятия мощностью 100 000 тонн солода в год каждое должны обойтись «Авангарду» примерно в $100 млн. На первое было потрачено $35 млн, во второе уже инвестировано $20 млн, третье – в Орловской области – только начало строиться. Хотя стоимость накопленных «Авангардом» лизинговых контрактов превысила $300 млн и в этом году банк запланировал выделить на проектное кредитование $70 млн, Кирилл Миновалов утверждает, что «Русский солод» не станет излишней нагрузкой. «В прошлом году банк заработал 370 млн руб. чистой прибыли, несмотря на то что солодовни и другие долгосрочные инвестиционные проекты еще не начали приносить доход, а затраты на их обслуживание уже включены в баланс, – объясняет он. – Так что запас прочности у нас есть».

Сравнительную дешевизну своих солодовен (заводы аналогичной мощности «Суффле Санкт-Петербург» и «Очаково» под Липецком стоили их владельцам по $50 млн) президент «Авангарда» считает конкурентным преимуществом, позволяющим снизить себестоимость, а значит, и отпускную цену продукта. Впрочем, пивовары, похоже, тоже нашли способы удешевления строительства. Проектная стоимость белгородской солодовни «Очаково» – $30 млн, тульской «Балтики» – $32 млн. «Стоимость кредитных ресурсов сейчас примерно одинакова как у международных компаний, так и у «Авангарда», – замечает Артем Богославский, директор «Балтики» по сырьевым ресурсам. – А доля затрат на финансирование в себестоимости тонны солода не превышает 4 – 6%».

Но у «Авангарда» есть другой козырь – аграрная программа. Банк закупает комбайны, которые будет продавать орловским крестьянам в рассрочку, а также договаривается с поставщиками семян, удобрений и гербицидов. В этом году «Русский солод» рассчитывает получить от хозяйств-партнеров до 150 000 тонн пивоваренного ячменя (что достаточно для полной загрузки одного завода). Пока весь ячмень компания покупает в Дании, и себестоимость тонны «авангардного» солода составляет чуть менее 300 евро, а отпускная цена – около 350 евро.

Сейчас тонна импортного солода обходится российским пивоварам в среднем в 380 – 400 евро за тонну. Неудивительно, что те из них, кто имеет или строит солодовни, инвестируют в производство ячменя. Так, «Суффле Санкт-Петербург» сотрудничает с белгородской «Стойленской нивой» и этим летом может получить урожай, который наполовину закроет годовые потребности завода. «САН Интербрю» и «Очаково» также поставляют сельским хозяйствам семена и удобрения в рамках закупочных контрактов на ячмень. Кстати, «очаковцы» ожидают, что себестоимость их солода не превысит 300 евро за тонну. «На нашем заводе в Липецкой области сейчас отрабатывается технологический процесс, – рассказывает гендиректор «Очакова» Владимир Антонов. – В августе мы запустим белгородскую солодовню, так что в следующем году «Очаково» полностью перейдет на собственный солод. Кроме того, мы планируем продавать солод другим пивоварам. Если имеющихся мощностей окажется недостаточно, комбинат может построить и третью солодовню на базе принадлежащих нам элеваторов».

А президент «Авангарда» надеется через три года снизить себестоимость своего солода до 170 – 200 евро за тонну, причем получать от хозяйств-партнеров ячмень, не уступающий европейским стандартам качества. Но это в будущем и, как говорится, при благоприятном расположении звезд.

 

Призвание варяга

Подмосковный завод «Русского солода» с прошлой осени поставляет продукцию на питерские «Пивоварни Хайнекен», Барнаульский пивзавод и еще несколько региональных предприятий. После запуска остальных солодовен компания может попытаться загрузить их заказами от средних и мелких пивоварен (300 000 тонн солода в год – это четверть потребности всей отрасли). Но этот путь малоперспективен. Как говорит исполнительный секретарь Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов, небольшие заводы закупают солод у посредников, которые импортируют крупные партии и поэтому могут предложить им хорошие скидки и другие преференции. К тому же с десятком мелких пивоварен договориться и работать сложнее, чем с одним крупным клиентом. Так что будущее солодовенного проекта «Авангарда» во многом зависит от благосклонности солидных покупателей.

Так, холдинг «САН Интербрю» надеется к 2007 году полностью перейти на собственный солод. А вот потребности «Балтики» в сырье после запуска тульской солодовни, по словам Артема Богославского, будут удовлетворены лишь на 50% (с учетом поставок от «Суффле»). Насчет возможности закупок у «Авангарда» он говорит неопределенно: «Время покажет». Компания «Ярпиво» по большей части использует импортное сырье и пока не собирается расширять свою небольшую солодовню. На «Пивоварнях Хайнекен» треть необходимого солода получают в России – у «Авангарда» и «Суффле» – и в дальнейшем намерены увеличивать закупки российского сырья. Кстати, по сведениям «Ко», менеджеры «Хайнекен» побывали на липецкой солодовне «Очакова».

Президент «Авангарда», похоже, чувствует, что одним бизнес-планом рынку не угодишь. В январе он пригласил на должность коммерческого директора «Русского солода» Эрика Конггорда – бывшего гендиректора торгового дома Dania Handel (крупнейший поставщик датского солода в Россию, работавший, например, с «САН Интербрю», «Очаковом», «Красным Востоком»). Его задача – рассказать пивоварам о качестве производства и стратегии «Русского солода», – поясняет Миновалов. – Эрик Конггорд знаком с руководством многих российских пивоварен, и к его рекомендациям, я думаю, будут прислушиваться». К слову, холдинг ВВН, владеющий «Балтикой» и «Ярпивом», наполовину принадлежит датскому концерну Carlsberg.

На руку «Авангарду» и еще одно обстоятельство. Группа Soufflet не скоро начнет строительство солодовни в Рязанской области, если вообще не закроет этот проект. «Соглашение между нами пока не расторгнуто, – сообщили «Ко» в информационном отделе Рязанской ГРЭС. – Но французы оценивают свои возможности и, очевидно, пересмотрят договор».