Холодная весна-2000: кампания в самом разгаре

Анализируемая неделя президентской гонки привнесла новшества в уже устоявшийся расклад сил. Прежде всего изменилось число кандидатов - Верховный суд восстановил Владимира Жириновского в этом качестве. Еще одна важная деталь кампании - активизация других претендентов. Предвыборная кампания находится в самом разгаре: до первого тура остается всего лишь неделя. А это значит, что все PR-ресурсы кандидатов в президенты брошены в бой.

Наиболее расчетливым можно считать основного претендента на президентское кресло - Владимира Путина. Он публично отказался от политической рекламы и участия в теледебатах, сравнив других кандидатов со "сникерсами и тампаксами". Конечно, Путин высказался весьма пренебрежительно и обидно по поводу других кандидатов и их кампаний. Странно лишь, что никто из "самых достойных" на это никак не отреагировал. Но похоже, что Путин в вопросе об участии в теледебатах занял действительно правильную позицию. Ну в самом деле, о чем можно дебатировать с претендентами, проглотившими вместе с ЦИК такое унижение? А это значит, что каждый из них в теледебатах или в рекламе лишь "отбывает свой номер", не рассчитывая ни на что. Впрочем, одни делают это более или менее профессионально, а другие - откровенно спустя рукава. Мы конечно же постараемся остановиться лишь на первой из этих двух категорий соискателей Кремля.

В майке лидера

Как бы активно ни вели свою кампанию другие кандидаты, Путин все равно выступает в другой весовой категории. Как мы уже отмечали, команда и.о. президента ведет предвыборную кампанию широко и по вполне классическим канонам, стараясь "накрыть" все электоральные целевые аудитории.

Основными тенденциями последних недель в PR-кампании Путина было стремление задействовать ранее не использовавшиеся ресурсы для раскрытия "человеческих" качеств кандидата. Электорат пытаются уверить, что он будет голосовать не за кота в мешке, а за всенародно любимого нового лидера России.

Понятно, что на неделе, когда вся страна отмечает 8 Марта, Путину-кандидату по этому сценарию было предписано проявлять внимание к женщинам. Для этого также был выбран вполне традиционный путь - награждение женщин и поездка в "женскую столицу" России Иваново. Новинкой и очевидной домашней заготовкой стало лишь появление на сцене супруги Путина: она проявляла заботу о детях и "показала" себя на встрече с семейством премьера Великобритании. Эксперты по-разному оценивают успешность этой акции, но очевидно, что она также направлена на "очеловечивание" образа и.о.

Впрочем, иногда нарисованные пиарщиками "человечность" и "открытость" бывают не слишком плотно подогнаны к образу реального Путина - профессионально жесткого и скрытного человека. Один из таких примеров "раздвоения" образа на прошедшей неделе - публикация очень сдержанного интервью и.о. в газете "Коммерсантъ", с одной стороны, и демонстративная открытость и близость кандидата к народу в Иванове - с другой.

В кампании Путина наметилась и еще одна интересная линия. PR-команда решила обратить один из главных недостатков и.о. в его преимущество. Как известно, Запад с самого начала отнесся к Путину с большой настороженностью. Осторожность Запада постепенно удалось переломить, а в конце концов даже использовать руководителей западных государств в предвыборной агитации. Заглавную роль сыграл премьер Великобритании Тони Блэр. Российскому электорату на прошлой неделе в Петербурге Путиным была продемонстрирована пьеска, содержание которой сводится к идее: "Вы видите, он меня не боится, он меня поддерживает". Блэру активно подыгрывал президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, а чуть раньше - даже неистовая Мадлен Олбрайт. Очевидно, что эта демонстрация приемлемости для Запада кандидатуры Путина должна воздействовать на колеблющуюся демократически настроенную часть электората, опасливо относящуюся к любому выходцу из КГБ. Попутно решаемая задача - агитационный удар в Питере, на далеко не самом простом для Путина электоральном поле. Однако не все предвыборные шаги Путина на анализируемой неделе "восхищали" наших экспертов. Особую критику вызвали, например, уже упоминавшиеся "сникерсы и тампаксы", а также очевидный экспромт про "козлов" во время встречи с Блэром.

Скандал - двигатель политики

Владимир Жириновский вновь подтвердил свое звание самого профессионального и одаренного пиарщика из действующих политиков, что доказывает его почетное второе место в недельном рейтинге. За несколько дней, прошедших после возвращения Владимира Жириновского в строй действующих претендентов, он сумел продемонстрировать публике такой арсенал приемов и такой набор предвыборных масок, что это вызывает только профессиональное уважение у многих экспертов, совсем не разделяющих его политических взглядов.

Порой создается впечатление, что Жириновский просто эпатирует электорат, издевается над остальными кандидатами и ЦИК, доводя предвыборную агитацию до абсурда. Почти одновременно в телерекламе идут трогательные ролики респектабельного политика "Жириновский и дети", а в это же время сам кандидат делает громкие заявления о том, что он "затопит кровью" страну в случае его избрания президентом, напоминая Жириновского образца начала 90-х годов, мобилизующего самый маргинальный электорат. Впрочем, очевидно, что Жириновский решает свои задачи: череда непрекращающихся скандалов позволяет теряющему свою былую славу главному российскому "либерал-демократу" поддерживать свою известность. Одновременно Жириновский явно подыгрывает Кремлю, повышая явку на выборы в первом туре.

Последняя альтернатива

Нынешняя кампания Григория Явлинского представляет из себя некоторый парадокс. При очевидном дефиците информационных поводов, которые привлекают внимание прессы к кандидату, при отсутствии принципиально новых заявлений и предложений электорату со стороны Явлинского он постоянно находится в эфире ведущих телеканалов. Отчасти эту ситуацию можно объяснить известностью кандидата и приемлемостью его фигуры для СМИ. Вести диалог с Явлинским не то же самое, что разговаривать с Зюгановым, - Явлинского можно показывать. По мнению экспертов, это не заслуга нынешней кампании лидера "Яблока", а результат его предыдущей работы. Но имеющийся на сегодня интерес к Явлинскому поддерживается отчасти искусственно. Очевидно, что лидер "Яблока" доживает свой политический век и его место могут занять другие, менее "застоявшиеся" политические фигуры.

Хотя нельзя не отметить, что Явлинский в последние дни предпринял неординарные усилия. В частности, очень хорошо заметна на экране работа Явлинского над его новым имиджем, скорее похожим на образ политика западного типа. Лидер "Яблока" выглядит явно помолодевшим, более подтянутым и спортивным, он избавился от кудрей, стал более уверенным, энергичным и даже агрессивным. При этом Явлинский старательно мелькает в эфире. Именно телеэфир становится финалом его президентской кампании, на него сделана основная ставка. Кампания Явлинского получила довольно высокие оценки и делит второе место с кампанией Жириновского.

Твердый середнячок

Большую активность развил и губернатор Самарской области Константин Титов. Работа его штаба в последние две-три недели дает результаты. Безусловно, что одна из причин вполне профессиональной кампании кандидата - финансовые возможности его штаба. Титов одним из первых разместил свою наружную рекламу, проводит региональные поездки, довольно часто появляется в теле- и радиоэфире, в прессе. По сравнению с другими кандидатами, за исключением, пожалуй, Путина, штаб Титова и сам кандидат наиболее часто и грамотно предлагают СМИ все новые и новые информационные поводы, которые в состоянии привлечь к кандидату внимание журналистов. Большинство экспертов сходятся во мнении, что PR-кампания Титова сделана вполне грамотно, "добротно", но ожидать от нее оригинальных ходов и технологий вряд ли стоит.