Холодная весна-2000: будет ли второй тур
Этот номер журнала попадет к читателям, когда уже будут известны предварительные результаты выборов 26 марта 2000 года. Это означает, что избиратели и Центризбирком дадут ответ на два ключевых вопроса: состоялись ли выборы вообще и будет ли второй тур.
Первый вопрос (будут ли выборы признаны состоявшимися) стоял на повестке дня особенно остро в начале избирательной кампании, когда были сомнения в обеспечении явки на избирательные участки. Похоже, Центризбиркому совместно с Кремлем удалось решить эту проблему. Ни бойкота, ни пассивности избирателей из-за предопределенности результатов президентских выборов не ожидается. В значительной мере агитационная кампания Кремля и Путина была сориентирована на обеспечение высокой активности электората. Центризбирком также внес свою долю интриги, демонстрируя принципиальность и выборочную бескомпромиссность.
Ответ на второй вопрос на самом деле тоже зависит от Центризбиркома - ведь "важно не как голосуют, а как считают". Но если не будет "грязных технологий" при голосовании (вброс бюллетеней, махинации с урнами, голосование по принуждению в армии и т.п.) и фальсификации результатов выборов на стадии подсчета голосов (особенно в национальных республиках, где, как известно, голосуют так, как думают их лидеры), то, скорее всего, второй тур состоится.
Но окончательный ответ зависит от того, удастся ли Путину победить сценарий околокремлевских технологов, разыгрывающих свою комбинацию. Путину могут преподнести вполне правдоподобное объяснение, что только в случае его победы во втором туре (конечно, над Зюгановым), когда под путинские знамена удастся поставить всех (от правых либералов в полном составе до национал-патриотов и даже часть коммунистического электората), можно будет говорить о "всенародной поддержке" и убедительной легитимности нового президента. Конечно, подлинные мотивы сценария выборов в два тура совершенно иные: количество людей, которым Путин будет обязан своей победой - а значит, и размер благодарности будущего президента этим людям, - возрастет за период между двумя турами на порядок. Не говоря уже о том, что это сулит новые кадровые интриги в Кремле.
Ковровые бомбардировки электората
Нет ничего удивительного в том, что Владимир Путин остается лидером рейтинга. Его PR-кампания ведется с невиданной интенсивностью и масштабностью. Для этого задействованы все мыслимые ресурсы - медийные, административные, политические, пропагандистские.
На эту неделю пришлись выпуск любопытной по содержанию книги (где читатель подчас так и не находит ответа на вопрос "Who is мистер Путин?") и демонстрация по РТР сделанного в советских традициях фильма в расчете на "слезу" избирателя среднего и старшего возраста.
Сильным политическим ходом команды Путина стало и расширение пропутинской коалиции - на поклон к и.о. пришли правые и Лужков. Правда, значимость этих шагов переоценивать не стоит: они скорее важны для самих присягавших на верность. Избиратель СПС, как правило, вполне самостоятелен в политических пристрастиях и готов лишь принять к сведению точку зрения части своих лидеров. Что же касается капитуляции Лужкова, то его заявления прозвучали не очень громко и уверенно.
В пропагандистской кампании Путина используется такое количество домашних заготовок и информационных поводов, что и.о. президента просто не исчезает с телеэкрана. С масштабными и значимыми событиями, в которых участвует и.о., даже очевидный перебор. Вот только времена теперь не те - и "враждебная" пресса кругом, да и чрезмерно услужливые "ярые соратники" все время какую-нибудь свинью подкладывают. В итоге на весах две очень несопоставимые кампании.
С одной стороны, небезгрешный, но массированный PR: многочисленные поездки по городам и весям (правда, с традиционными потемкинскими деревнями); демонстрация силы и решительности на войне (поимка Радуева, полет на истребителе, "парад победителей" в Грозном - и все без потерь?); щедрость и забота о народе (объявленные прибавки к пенсиям и зарплатам бюджетникам - правда, без объяснения источников); обещания в ходе встреч с представителями различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных сообществ (муфтият, малый бизнес, иностранные инвесторы, пограничники, автомобилестроители, вагоностроители и просто строители - только пионеров и бомжей не было: видимо, потому, что не голосуют).
С другой стороны, немногочисленные, но хорошо заметные пропагандистские находки оппонентов Путина, которые, правда, шли в основном со стороны недружественных и.о. медиа-групп. Так, эффект от "хождения в народ" умело девальвировался демонстрацией изнанки событий - излишних мер безопасности, создающих массу неудобств простому люду, вплоть до прекращения движения электричек. "Пятнами на мундире" кандидата стали сообщения о серьезных потерях в ходе операции в Чечне. К категории очень спорных, но все же работающих приемов могут быть отнесены намеки на возможную причастность властей или спецслужб к гибели Артема Боровика и к взрывам жилых домов в Москве осенью 1999 года.
Как показали действия команды Путина, его заявления о нежелании действовать в предвыборном режиме не более чем разговоры. Забавно, но Путину, вероятно, придется демонстрировать такую же интенсивность во встречах и поездках еще некоторое время и после выборов. Иначе у "кандидатов-ябедников" из массовки театра Жириновского (об этом - ниже) может возникнуть соблазн пожаловаться на Путина в "принципиальный" ЦИК за использование и.о. президента своего служебного положения при проведении агитационной кампании.
Ни мира, ни войны
Основной конкурент Путина - Геннадий Зюганов выглядел довольно бледно. Вообще на старте кампании Зюганов смотрелся гораздо энергичнее и многообещающе. Сейчас, как и в июне 96-го, в глазах Зюганова явственно виден страх. Но тогда это был страх перед возможностью собственной победы, а теперь, видимо, страх перед возможными отступлениями от предначертанного сценария. При этом Зюганов демонстрирует классическое "генеральское" качество - борьбу с противником по рецептам прошлой войны. Похоже, лидер коммунистов даже не заметил декабрьской отставки президента и вновь ведет борьбу в основном с режимом Ельцина. Не случайно значительная часть его публичных выступлений была посвящена "неправомерным" гарантиям, предоставленным Путиным бывшему президенту.
На фоне выглядящего разочарованным в жизни Зюганова "открытием недели" стал Григорий Явлинский. Помолодев и приободрившись, он еще и избавился от монотонного стиля, полагающегося скорее малоудачливому кавалеру, чем пришедшему из сказки прекрасному принцу. Проблема лишь в том, что многие потенциальные избиратели Явлинского не лишены прагматизма. Поскольку лидер "Яблока" не смог в январе/феврале предстать в образе "проходного" кандидата, в возможность его успеха мало кто верит. Вследствие этого результативность в целом довольно удачного финиша избирательной кампании Явлинского может оказаться разочаровывающе низкой.
Заднескамеечники: "все на борьбу с… Явлинским!"
"Мелкие" кандидаты наконец-то выбрали для себя главную мишень. Поскольку с Путиным бороться страшно, а с Зюгановым бессмысленно, объектом нападок стал все тот же Явлинский, обвиненный "кандидатами-статистами" в монополизации телеэфира, пренебрежении их обществом и прочих прегрешениях. Это очевидная PR-акция, очень грамотно спланированная Жириновским и Кремлем, в которой все остальные участники выступали уже "статистами в квадрате". Оправдался красивый расчет на громкий эффект от демонстрации маленького скандальчика, особенно в колоритном исполнении Говорухина: "Включаешь утюг…"
Все это вполне соответствует стратегии Владимира Жириновского, рассчитывающего на эффектный финишный бросок и сохраняющего надежду одержать свою главную победу - над Явлинским. Попутно Жириновский куражился над ЦИК, "втемную" используя для этих целей называющих себя "политиками", но оказавшихся столь наивными Говорухина и Памфилову. Попал в эту детскую ловушку и опытный бизнесмен Джабраилов. И эти кандидаты упорно делают вид, что каждый из них готов стать президентом! Владимир Вольфович, наверное, в следующий раз не возьмет их даже для бесплатной массовки.