Холодная весна-2000: итоги
Настоящим материалом мы подводим итоги совместного проекта агентства PRimum Mobile и журнала "Компания" "Холодная весна-2000 - рейтинг предвыборных PR-кампаний". Президентские выборы завершились в первом туре уверенной, но не очень убедительной победой и.о. президента Владимира Путина.
Против лома нет приема
Эксперты оценили PR-кампанию Путина очень высоко: она заняла первое место, лидируя на протяжении всего нашего рейтинга с января 2000 года. Но в то же время комментарии к предвыборной кампании и.о. были далеко не однозначными. По мнению ряда экспертов, это была не предвыборная PR-кампания в классическом понимании, а массированная информационная обработка электората.
Без сомнения, в победе Путина решающую роль все-таки сыграли имеющиеся в распоряжении властных структур административные и информационные ресурсы и лишь дополнительную - собственно PR-мероприятия. Практика всех федеральных выборов в России с 1996 года показывает, что правящая элита пока не готова делиться властью даже с себе подобными, а не то что с идейными оппонентами.
Для своей победы власть использует любые средства, и PR-технологии оказываются тут лишь подспорьем. Это показали и выборы в Государственную Думу осенью 1999 года, и президентские выборы-2000. Малейшие опасения, что Явлинский сможет разрушить задуманный сценарий и поломать президентские выборы в один тур или даже действительно обогнать Зюганова и стать участником второго тура с неоднозначными для Путина последствиями, тут же спровоцировали жесткую атаку на кандидата со стороны прокремлевских СМИ.
Более того, есть опасность, что подобная практика распространится и на губернаторский уровень: "выбирать" будут только тех, кто угоден федеральной власти, а губернаторы будут послушно "служить" только Кремлю. Результаты совпавших с президентскими губернаторских выборов (7 из 7 возможных), с этой точки зрения, весьма симптоматичны. Конечно, это не модель демократического общества, а сохранившиеся выборы могут стать такой же ширмой, какой они были в эпоху СССР. Впрочем, может быть, это оптимальный вариант для России?
Путин здесь, Путин там….
Анализируя же саму предвыборную кампанию Путина, заметим, что технологически она мало чем отличалась от успешных кампаний других претендентов - те же разнообразные информационные поводы (только более весомые и реальные), те же многочисленные поездки по ключевым регионам, дающим существенный вклад в копилку голосов (только с откровенной и публичной присягой на верность их лидеров), тот же популизм, приумноженный реальными возможностями и.о. президента повышать зарплаты и пенсии, выполнять, награждать и поздравлять.
В чем были отличия кампании Путина? Во-первых, не было рекламных роликов, как у других кандидатов. Но их с успехом заменила реклама другого рода: полеты на истребителях, выход в море на "Варяге", поездка на электричке, принятие парада в Грозном, награждения деятелей культуры, военных, ученых. Во-вторых, Путин не участвовал в публичных дебатах в бесплатном циковском телеэфире (от чего, кстати, фактически уклонились и некоторые другие кандидаты). Но вместо этого были многочисленные встречи с представителями мелкого, среднего, крупного и иностранного бизнеса, ТЭКа, аграриями, женщинами, главами стран СНГ, лидерами других стран, посещения больниц, школ, заводов и т.д. Все это, показываемое в прайм-тайм по всем каналам, конечно, будет посильнее однообразных роликов или монотонных дебатов, усыпляющих зрителей.
На протяжении всей своей кампании Путин фактически играл роль президента. Наверное, стратегически это был правильный ход. Ему удалось избежать прямого диалога с оппонентами и не раскрыть карты, сохранив привлекательность для электората и нейтралитет оппонентов во власти. В то же время Путину удалось убедить электорат в том, что прочие кандидаты ему не ровня, несмотря на все старания наиболее активных из них.
Последняя перемена блюд
Несмотря на очень неблагоприятные результаты голосования, вряд ли стоит присоединяться к хору ставящих крест на политическом будущем Явлинского, хотя оно действительно вызывает много вопросов. Предвыборная кампания, как представляется, показала одну очень интересную тенденцию - Явлинский продемонстрировал способность меняться. Причем изменения эти произошли буквально на наших глазах за три недели до финиша предвыборной гонки. Конечно, подавляющее число избирателей не успело заметить, осознать или проанализировать происходящие в Явлинском перемены - времени для этого было очень мало. Электоральное "болото" не восприняло это как сигнал, тем более что уже было увлечено Путиным.
Принципиально, однако, то, что Явлинский не совсем задеревенел и есть надежда, что подобным изменениям может быть подвержена не только PR-стратегия лидера "Яблока", но и его политическая линия. Если это подтвердится (а деятельность "Яблока" и Явлинского в ближайшие два-три месяца даст однозначный ответ), то перед Явлинским на правом фланге открываются новые перспективы, которые, конечно, ему придется отвоевывать в жесткой борьбе с лидерами СПС.
PR-кампания Явлинского, по оценкам экспертов, была проведена очень удачно и заслуженно заняла второе место в нашем рейтинге. Эксперты особенно отметили блестящий финиш Явлинского в последней декаде. Причины проигрыша Явлинского в том, что, резко изменив тактику предвыборной кампании, он не пересмотрел свою стратегическую линию. А без этих изменений его политическое будущее действительно туманно.
В чем стратегические ошибки Явлинского? Первая, и главная: он ввязался в заведомо проигрышную для него президентскую гонку - лидер "Яблока" не смог отказать себе в этом маленьком удовольствии. Как справедливо отмечают некоторые эксперты, громкое заявление о неучастии в безальтернативных выборах (или выборах с предопределенным результатом), которыми была завуалирована передача власти, делал из него оппозиционного лидера другого масштаба, реально конкурирующего с Зюгановым.
Вторая стратегическая ошибка Явлинского: ввязавшись в борьбу, он должен был обозначить не только происшедшие с ним внешние перемены, но и изменения в политических подходах, хотя бы в отношении всего правого электората. Явлинский не смог добавить себе избирателей, голосовавших за СПС. Не помог ему в этом и Савостьянов, стратегия кампании которого была сориентирована именно на объединение вокруг Явлинского правоцентристского электората.
Партия сказала: "Надо"
У PR-кампании Зюганова было только обещающее начало с парой оригинальных ходов. Всю кампанию Зюганов старался случайно не наступить на ногу и.о. и ненароком не обидеть его резким словом. Впрочем, этим грешили все кандидаты, понимая, что с будущим президентом, являющимся выходцем из КГБ, подобные шутки плохи. Вот такие у нас кандидаты! Некоторые эксперты, правда, считают, что это результат определенной договоренности Зюганова с Кремлем, но другие склонны усматривать присущее коммунистическим чиновникам чинопочитание.
Реальных политиков в президентской кампании было лишь трое (Путин, Зюганов и Явлинский). Все остальные кандидаты играли в президентской кампании какую-то прописанную общим сценарием, но второстепенную роль или были массовкой, страхуя Путина, повышая явку или агитируя за и.о. (Жириновский, Подберезкин). Кто-то одновременно пытался вести свою игру, решая стратегические или тактические задачи политического или личного характера (Титов, Тулеев, Скуратов), а кто-то просто "светился" на публике. Вот эти последние вызывают особое сожаление, ибо их участие в президентских выборах есть самая настоящая дискредитация демократического процесса. И наиболее ярко (есть подозрения, что вполне сознательно) это продемонстрировал Жириновский. Его PR-кампания была на этот раз малозаметной: то ли роль ему прописали нечетко, то ли интерес у него был слабый, без адекватных стимулов. Поэтому Жириновский просто резвился на развалинах российской демократии, последовательно издеваясь над Центризбиркомом, провоцируя других кандидатов, эпатируя публику своими кровавыми предсказаниями и бредовыми заявлениями, откровенно говоря то, о чем другие "кандидаты-статисты" боялись и думать.
Вообще надо заметить, что ЦИК выделил на агитацию на ТВ излишне много времени. Большинству из кандидатов просто нечего было сказать электорату. Эти выступления показали, что далеко не каждый может быть президентом в России. А может быть, в этом и был глубокий смысл задумки ЦИК : "дабы глупость каждого наглядно видна была".
В самом деле, что еще нужно, кроме получаса прямого эфира, для того чтобы убедить граждан, что это не их президент, ибо у него не набирается идей и мыслей (не то чтобы даже оригинальных) более чем на десять минут. Ну как можно прокомментировать то, что малозаметный претендент, кочуя с одного телевизионного канала на другой, одними и теми же фразами всерьез пытается убедить зрителей, что "они разработали универсальные механизмы, позволяющие обеспечить одновременный подъем экономической и социальной сфер на основе сбалансированных, взаимоусиливающих мер…"? И при этом кандидат не может сказать кто эти "они" и каково хотя бы самое общее описание этого механизма!
Понятно, что за этими "лучшими представителями народа" нет не только серьезных интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов или команд, способных грамотно провести хотя бы предвыборную кампанию, но напрочь отсутствуют и какие-либо идеи (помимо банальной предвыборной риторики), которые можно было бы предложить обществу.
И если женщине подобные "слабости" еще позволительны, то для мужчин, претендующих на верховную власть, конечно, постыдно демонстрировать свою полную политическую несостоятельность. И все же несколько забавных сюжетов из малозаметных PR-кампаний подобных кандидатов.
Пожалуй, компании Говорухина и Памфиловой были одними из самых слабых. Конечно, у них не было партийной поддержки и ощущалась явная нехватка средств, но никто не ожидал, что эти довольно известные деятели будут петь с чужого голоса. А режиссером кремлевской постановки в истории о "чрезмерных" тратах на рекламу со стороны Явлинского, где упомянутые лица играли заглавные роли, был не кто иной, как Жириновский. Других идей у кандидатов, по существу, не было. Вряд ли после столь интеллектуально саморазоблачительных кампаний на них обратят внимание и новые власти - это уже отработанный материал.
Наверное, самой яркой и запомнившейся акцией в рамках PR-кампании Скуратова была публичная "поддержка" его кандидатуры пикетом проституток с Тверской и "партией владельцев массажных салонов". Конечно, это очевидная PR-заготовка кремлевских противников генпрокурора, у которых просто не выдержали нервы. Скуратов в начале избирательной кампании настолько "достал" избирателя и противников своими клятвенными обещаниями страшных разоблачений "семьи" и Путина, что на него, вероятно, было заготовлено довольно много подобных дискредитирующих штучек. Однако Скуратов так ничего и не рассказал, да, наверное, и не мог бы, судя по характеру бывшего генерального прокурора, вернее, по отсутствию оного в принципе. Упомянутая же акция, скорее всего, была проведена потому, что ее кремлевские авторы начали опасаться, что не смогут продемонстрировать свои (в некоторой степени оригинальные) заготовки и публика не оценит их "изящество". Ну и попутно удалось пригрозить Скуратову, который даже не осмелился отреагировать на эту провокацию.
Выборы закончились так, как они должны были закончиться. PR-кампании прошли не совсем так, как это ожидалось вначале, - они были почти без "грязи" и в них все-таки была очень слабая интрига. Но Россия так и не увидела новых политических лидеров, не узнала взглядов действующих политиков и пока еще не знает своих перспектив. Ведь даже избранный президентом Путин так и не сказал, что он будет дальше делать с Россией. Может быть, не знает или еще не решил?