Top.Mail.Ru
архив

Холодное лето бизнес-школ

Даже выпускник самой элитной бизнес-школы может столкнуться с проблемами при трудоустройстве. Точный прогноз на ближайшие два года: молодой специалист с дипломом MBA с трудом сможет найти подходящую должность в крупнейших консалтинговых компаниях мира.

В начале августа члены «большой пятерки» аудиторско-консалтинговых компаний мира – Accenture, Deloitte & Touche, Ernst & Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers официально объявили о том, что не будут устраивать нынешней осенью традиционных презентаций для слушателей бизнес-школ, намеревающихся получить диплом MBA. Впервые за последние годы обладатели МВА будут лишены привычного набора предложений о найме от аудиторов. Причина – продолжающийся спад американской экономики, приведший к значительному сокращению спроса на услуги консалтинговых компаний. Повсеместные сокращения персонала коснулись и самой привилегированной в мире касты менеджеров, каковой считаются выпускники бизнес-школ. Начиная с марта многие консалтинговые компании заговорили о сокращениях штатов. Первые увольнения начались в апреле этого года. Одной из первых на сокращение 8% своих консультантов в США решилась крупнейшая в мире аудиторская и консалтинговая компания, первая в списке «большой пятерки» PricewaterhouseCoopers (PwC). Изначально было объявлено о планах по сокращению порядка 1000 сотрудников из 12 тыс. работающих в консалтинговом подразделении. Однако к августу 2001 года из PwC было уволено около 2300 консультантов, что составляет 15% от общего числа сотрудников в Северной Америке. PwC до последнего боролась за свою долю на рынке, пытаясь максимально улучшить пакет услуг по сравнению с конкурентами. Компании пришлось пойти на сокращение зарплаты сотрудников на 5 – 10%. Согласно последнему исследованию информагентства Ransford, средний оклад партнеров в PwC колеблется от $200 тыс. до $400 тыс. в год. При этом годовой заработок отдельных партнеров вполне может достигать и $2 млн. Однако, несмотря на все предпринятые шаги, PwC не смогла удержать при себе многих важных клиентов, которые из-за собственной финансовой нестабильности решили на время отказаться от консультационных услуг. Если от экономической нестабильности пошатнулся лидер консалтингового рынка, то неудачи других его участников уже никого не удивляют. Так, в феврале 2001 года на спад пошел еще один представитель «большой пятерки» – американская KPMG. Большинство клиентов компании в одночасье урезали издержки на услуги консультантов, в результате чего доходы KPMG сейчас сокращаются со скоростью 4% в квартал. KPMG ничего не остается, как урезать штат консультантов. Вслед за ней о сокращениях объявила и Ernst & Young. Компания Accenture (с начала года так называется бывшая Andersen Consulting), сумевшая в прошлом финансовом году заработать $5,71 млрд, последней из гигантов консалтингового бизнеса анонсировала планы по сокращению. Урезано было 1400 рабочих мест (по всему миру на Accenture работают порядка 75 тыс. сотрудников). Кроме того, значительной части персонала придется уйти в продолжительные «добровольные» отпуска с сохранением 20% зарплаты и части корпоративного социального пакета. «Ослабление западного рынка консультационных услуг вызвано падением акций технологических компаний на NASDAQ. А поскольку в последнее время подавляющее большинство консалтинговых компаний делали упор именно на развитие этой отрасли, они и пострадали в первую очередь», – считает Марк Федин, президент московской компании «Бизнес консалтинг групп». В такой ситуации компании предпочитают сокращать молодых специалистов, а не опытных сотрудников. По словам Марка Федина, «экономический спад, наблюдавшийся в США в 70-е и 80-е, отразился на выпускниках ведущих бизнес-школ таким же образом. Ситуация повторяется в точности». Таким образом, бизнес-школы мира оказались в затруднительной ситуации: выпускаемые ими специалисты могут не найти работы в области консалтинга. А это один из основных каналов трудоустройства выпускников. Из стен ведущих 25 школ ежегодно выходят около 14 тыс. студентов, из которых 30 – 50%, как правило, становились высокооплачиваемыми консультантами.

Приходите через год

В российских подразделениях вышеназванных консалтинговых компаний о проблемах западных офисов знают только понаслышке. По словам Джеймса Балашака – партнера Deloitte & Touche, отвечающего за управленческое консультирование, из-за неполной интеграции России в мировую экономику перемены пока не сказались на российском бизнесе. Но в дальнейшем могут сказаться. Пока же российское подразделение Deloitte & Touche заинтересовано в наборе новых сотрудников из числа выпускников бизнес-школ. Усиливает борьбу за молодые таланты и российское подразделение PwC. По словам Андрея Шибанова, старшего менеджера по персоналу, PwC только в июле приняла на работу 80 молодых специалистов. О переменах в головном офисе Accenture в российском отделении компании ничего не знают. Тем временем сроки набора новых сотрудников в западных отделениях консалтинговых компаний перенесены на весну следующего года. А многие компании заявили, что будут принимать новых сотрудников только из числа тех, кто проходил летнюю практику именно у них. Также поступают и компании рангом ниже. Американская Booz Allen & Hamilton заявила, что не собирается нанимать обладателей MBA, которые не проходили во время учебы практику в их компании. В планах A.T. Kearney также набирать новые кадры только в 2002 году, причем из числа уже стажировавшихся в компании. Специальные службы при бизнес-школах, которые помогают выпускникам в трудоустройстве (campus career service) не помнят такой неразберихи на рынке консалтинга. Ведь всего пару лет назад консалтинговые компании заманивали аспирантов шикарными бонусами и самыми престижными марками автомобилей. В ближайшую осень на каждых пятерых аспирантов придется только по одному предложению от консалтеров. В бизнес-школе Kellog считают, что если у компаний нет подходящих вакансий, то по крайней мере хорошо, что они честно об этом заявили. К счастью для учащихся бизнес-школ, не все консалтеры сообщают плохие новости. К примеру, McKinsey & Co и Bain & Co заявили, что проблем с занятостью у них пока не возникало. Если в 2002 году экономическая ситуация в США улучшится (а это предсказывают многие эксперты), все снова переменится. Так что тем, кто начинает двухлетнюю учебу в бизнес-школе нынешней осенью, особо паниковать не стоит. Вполне возможно, что скоро у американских компаний снова будет хватать денег на то, чтобы по каждому волнующему вопросу обращаться за дорогостоящим советом к консультанту.

Еще по теме