Top.Mail.Ru
архив

Холодный расчет художника

И концептуальные новинки, и серийные разработки, представленные на мартовском автосалоне в Женеве, ярко иллюстрируют тот факт, что мировые автомобильные гиганты уже не мечутся в поисках нового стиля XXI века, а создают автомобили, четко следуя выбранной стратегии. Яркий пример – изменение модельного ряда корпорации GeneralMotors. Новые тенденции в корпоративном дизайне GM и мировой автомобильной моде специально для «Ко» комментирует глава направления дизайна компании Saab Майкл Мауэр.

 

Saab не относится к лидерам мировой автоиндустрии. Шведская компания, являющаяся составной частью империи GeneralMotors, продает около 300 000 автомобилей в год. Впрочем, небольшие «тиражи» автомобилей Saab никогда не считались пороком: над этим шведским брэндом всегда витал ореол исключительности и индивидуализма. Именно потому взгляд шеф-дизайнера Saab на основные тенденции автомобильной моды особенно интересен: статус марки позволяет ему оставаться выше схватки за вкусы массового потребителя. В то же время разговор с Майклом Мауэром примечателен тем, что внутри компании Saab начались глобальные изменения. Перед GeneralMotors стоит непростая задача: увеличить объемы продаж автомобилей этой марки, сделать ее привлекательной для большего количества людей, но при этом сохранить сугубо индивидуальный имидж Saab.

«Ко»: Скандинавский дизайн – это классика жанра. Особенно четко это проявляется в интерьерах помещений, архитектуре. Что для вас – человека, родившегося и получившего образование в Германии – означает такое понятие, как «скандинавский дизайн» по отношению к автомобилям Saab?

Майкл Мауэр: Для меня это прежде всего минимальное количество декораций, простота и функциональность, обилие света. Типичный пример – новый Saab 9-3 кабриолет, где цвет кузова плавно перетекает в цвет интерьера. В большинстве других кабриолетов существует видимая граница между внешним и внутренним пространством.

Что касается моего нешведского происхождения, то дизайн рождается в душе каждого человека вне зависимости от его национальности. Да и машины продаются в самых разных странах... Это означает, что национальность дизайнера и то, где он получал образование, не слишком важны. Не случайно, главным дизайнером Volvo долгие годы был англичанин.

«Ко»: Успех таких моделей, как Peugeot 307 и RenaultMegane (автомобиль 2001 года по оценке европейских журналистов) показывает, что резкая и удачная смена стиля самым благоприятным образом сказывается на продажах. Не подталкивает ли вас руководство GM к революционным изменениям в дизайне? Быть может, новые стилистические решения стимулируют спрос?

М.М.: Да, удачный и смелый дизайн способен значительно стимулировать продажи. Это очень серьезный инструмент продвижения продукта. Но в случае с Saab не все так очевидно. Мы позиционируем свои автомобили в престижном сегменте и поэтому должны менять дизайн своих моделей постепенно. Наш клиент любит постоянство. Заметьте, все автомобили, которые вы упомянули, относятся к массовым категориям и стоят значительно дешевле.

В идеале нам необходим баланс между агрессивностью дизайна и традициями Saab. Я как дизайнер выступаю за более смелые решения. И все концепт-кары, которые Saab представлял в последние годы, движутся именно в агрессивном и смелом направлении.

«Ко»: Оценивая последние новинки модельного ряда GM, можно утверждать, что у концерна складывается новый фирменный стиль. Например, CadillacCTS стилистически перекликается с новым OpelVectra и OpelSignum. Те смелые решения, которые вы собираетесь применять на Saab, они в каком русле: нового стиля GM или самобытного пути шведов?

М.М.: Наверное, это комбинация влияния GM и самобытного стиля Saab. С одной стороны, GM как глобальная компания понимает, что надо поддерживать брэнд, входящий в ее корпорацию. Потому что, если у брэнда нет характеристики, зачем клиенту покупать именно этот автомобиль, а не какой-либо другой. Если дизайн Opel и Saab станет идентичным, то у клиента не останется выбора. В то же время Saab стремится отстоять свой самостоятельный стиль. Наша компания всегда проповедовала индивидуальность и исключительность дизайна. Мы всегда были немного в стороне от общих тенденций автомобильной моды. Быть может, в прошлые годы даже слишком подчеркнуто. Многие люди не могли согласиться с нашей политикой. Сейчас мы работаем над тем, чтобы поддержать индивидуальный стиль Saab, но в то же время предложить такой дизайн, который принимали бы большинство людей. И влияние GM помогает нам решить эту задачу. Современное состояние отношений между GM и Saab полностью отвечает новой стратегии GeneralMotors: создание нишевых автомобилей для самых разных категорий потребителей.

«Ко»: Какова ниша автомобилей Saab? Кого вы видите владельцем автомобилей вашей марки?

М.М.: Целевая аудитория Saab – это люди с очень хорошим образованием и высоким уровнем дохода. При этом они очень индивидуальны. И когда такие люди ищут качество и безопасность, они хотят отличаться от других. Живя на одном уровне с владельцами Mercedes и BMW, хотят при этом подчеркнуть, что они совсем другие люди. И могут сделать это путем покупки Saab.

«Ко»: Какие шаги в дизайне делает Saab для привлечения новых клиентов? Ведь, как мы уже успели выяснить, индивидуализм и коммерческий успех, к сожалению, понятия не всегда совместимые.

М.М.:Saab всегда будет относиться к нишевым автомобилям. Но, с другой стороны, необходимы оригинальные ходы для привлечения новых клиентов. В частности, дебютировавший осенью 2002 года Saab 9-3 SportSedan, – это автомобиль, который создан для людей, прежде не обращавших ни малейшего внимания на автомобили нашей марки. Ведь раньше Saab производил только хэтчбеки.

Одним словом, нам необходимо найти равновесие между индивидуальностью стиля Saab и дизайном, который интересен большинству людей. И сейчас на базе консервативного дизайна Saab 9-3 сделан кабриолет, который, являясь очень нишевым автомобилем, обладает при этом прогрессивным дизайном, стремящимся к завоеванию новых поклонников. Этот автомобиль стал вторым шагом к поиску баланса между индивидуальностью Saab и общими тенденциями в автомобильной моде.

«Ко»: В Европе сегодня не осталось марки, кроме Saab, у которой основная движущая сила брэнда – индивидуализм – сочеталась бы с относительно большими тиражами автомобилей. В связи с этим особенно интересно ваше мнение о мировых тенденциях в автодизайне.

М.М.: Что касается основных направлений дизайна, то это прежде всего соединение сегментов – например, внедорожников и универсалов. Второе направление – гибкость интерьеров. Наиболее наглядные примеры – OpelMeriva, Zafira, Signum. Кроме того, автомобильные дизайнеры особое внимание уделяют верху машин – это огромные люки и жесткие складывающиеся крыши, превращающие купе в кабриолет.

Если же брать главный акцент современного дизайнерского языка, то это выбор. Потребитель должен иметь право выбора внутри каждого брэнда. Типичный тому пример – значительное расширение модельного ряда BMW.

Некоторые из брэндов сегодня меняют дизайн не для того, чтобы выглядеть стильно, а именно ради изменений. В итоге получается принципиально другой автомобиль, хотя необязательно красивый. Я вижу свою основную задачу в том, чтобы дизайн работал на характеристику брэнда.

Еще по теме