Хорошая работа по-московски
Юрий Лужков, похоже, начинает масштабные кадровые перемены в своей команде. В самом конце прошлого года на последнем заседании московского правительства мэр огласил сенсационную новость. Лужков назначил представителем Москвы в Совете Федерации своего первого заместителя, главу комплекса городского хозяйства Бориса Никольского. Кадровое перемещение Никольского мэр объяснил тем, что в соответствии с законом о принципах формирования исполнительной и законодательной власти сам Лужков с 1 января 2002 года покидает верхнюю палату парламента. «В сенате мне нужен профессиональный человек. Никольский хорошо поработал, и он лучшая кандидатура для этой должности» – таким комментарием Юрий Лужков сопроводил сообщение о подписанном распоряжении. Говорят, самому Никольскому после этого стало плохо.
Реакция вполне адекватная. Если абстрагироваться от бюрократической вежливости мэра, то станет понятно, что Никольского фактически отправили в отставку. Должность первого вице-премьера Москвы явно выше по статусу представителя в Совете Федерации (тем более в его нынешнем карикатурном виде). Но дело даже не в статусе. Борис Никольский потерял кресло, которое обеспечивало ему огромное влияние и возможности в московской системе.
Борис Никольский курировал в правительстве комплекс городского хозяйства. За этим скромным названием скрывается огромная сеть организаций транспорта, дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и сервиса. Именно Никольский отвечал за подготовку города к зиме, а значит, за поставки топлива и энергии (масштабы городских закупок энергоносителей легко представить), транспортное обеспечение (автопарк машин, необходимых Москве для нормального функционирования, исчисляется десятками тысяч) и, наконец, за дороги – самое «капиталоемкое» направление строительства. О размерах инвестиций, циркулирующих в этой сфере, широкой публике стало известно только после скандальных проверок силовыми органами обоснованности расходов на реконструкцию МКАД и строительства третьего кольца. По некоторым оценкам, сумма, израсходованная на строительство кольцевой дороги, составила несколько миллиардов долларов (проверить эти данные невозможно, поскольку вся информация на эту тему тщательно скрывается). Характерно, что победителем почти на всех «дорожных» тендерах раз за разом оказывалась компания «Трансстрой», которую злые языки называли близкой к Борису Никольскому. Кстати, по слухам, бывший первый вице-премьер считался едва ли не самым богатым московским чиновником. Так что Никольский, похоже, действительно «хорошо поработал»…
Вероятно, именно это обстоятельство и сыграло роковую роль в его карьере. Вполне возможно, что отставка Никольского не последняя из решительных кадровых новаций мэра. Показательно в этом смысле то, что Никольского на посту сменили не его непосредственные заместители по комплексу городского хозяйства, а совершенно сторонний человек – префект Южного административного округа Петр Аксенов, который не входит в элиту московской бюрократии. Как заметил один из московских чиновников, «под вопросом судьба таких «слонов», что страшно становится»…
Еще по теме
Московская оптовая компания «Дейрос» начала продвижение марки «Довгань», купленной полгода назад у инвестиционного фонда «Спутник». Новый хозяин марки поменял оформление бутылки и ведет переговоры о покупке акций производителя водки – Бутурлиновского ликеро-водочного завода.