Хороший шоколад станет роскошью, в недорогом изменится состав
Растущий спрос, глобальный дефицит сырья, неблагоприятные погодные явления и нехватка удобрений — традиционные риски для шоколадного рынка. В этом году к ним добавились ужесточение законодательства в ЕС, на который приходится 50% закупок какао, небывалая даже для Западной Африки засуха и санкции в отношении российских углеводородов. Как на это отреагируют производители популярного лакомства и когда можно ждать роста цен — в материале «Компании».
Что случилось
Фьючерсы на какао-бобы с поставкой в сентябре в начале июля побили 46-летний рекорд. По данным лондонской биржи ICE, 4 июля они достигли 2678 фунтов за тонну. С начала года цена увеличилась на 32%, написала The Wall Street Journal.
По данным британской Quanton Commodities, такое увеличение цен привело к тому, что покупатели стали отказываться от заказов или пытаться договориться о единой цене в рамках долгосрочных контрактов.
По прогнозам Международной организации по какао (МОКК), мировой спрос в этом сезоне окажется выше производства на 142 тысячи тонн. На этом фоне общие запасы продукта сократятся на 8% к уровню 2022-го, до 1,6 миллиона тонн, спрогнозировали в МОКК.
Причины роста цен
На рост цен влияет совокупность показателей: растущий спрос, дефицит сырья в мире, изменение погоды в Западной Африке (ключевом регионе-поставщике сырья). Кроме того, из-за роста цен на удобрения производители какао снизили их использование, пишет WSJ. Это сказалось на качестве бобов в Кот-д'Ивуар — они стали более мелкими. Объем поставок из региона в результате снизился на 4,8%, составив в июне 2,1 миллиона тонн.
Журнал Time одной из причин удорожания какао называет европейские санкции. Из-за отказа от российских углеводородов стоимость нефти, газа и угля резко подскочила. Это заставило производителей шоколада какое-то время экономить на закупках какао. Однако заместить российские энергоресурсы оказалось не очень сложно, а зимний сезон выдался достаточно теплым. В конце прошлого года, когда цены на топливо стали снижаться, компании вернулись к активной закупке какао, а уровень предложения оказался снижен.
Еще один фактор — этический кодекс Евросоюза. Новый закон, принятый в странах ЕС, запрещает поставки какао-бобов с территорий, где вырубались деревья. Теперь от производителей требуют доказать, что используемое ими сырье не выращено на плантациях, образованных на месте вырубленных лесов. На этом фоне Гана, которая наряду с Кот-д'Ивуар входит в число крупнейших производителей какао, предупредила покупателей в Европе о росте цен. ЕС при этом является крупнейшим покупателем какао — на страны союза приходится 50% закупок продукта.
Также среди причин, влияющих на предложение — усиление погодного явления Эль-Ниньо. В 2023 году эксперты предсказывают еще более значительные колебания температуры поверхностного слоя воды экваториальной части Тихого океана. Это явление способствует аномально высокому росту температур и приводит к засухам. В таком случае производство какао также снизится.
Измененная рецептура
Удорожание ключевого сырья подстегивает цены на шоколад. При этом сладости в последние годы и так значительно подорожали: с 2021 года стоимость шоколадных конфет увеличилась более чем на 20%, приводит WSJ данные исследовательской компании Circana. Крупные производители боролись с проблемой, снижая размер плиток и меняя ингредиенты — например, использовали вместо какао-масла пальмовое.
Объем кондитерских изделий, в которых присутствует какао и какао-масло достаточно велик, говорит независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. «Поскольку какао — это биржевой товар, так же как чай, табак и кофе — любые изменения биржевых цен будут влиять на стоимость продуктов в России», — убежден он.
Помимо этого, существует риск, что производители начнут оптимизировать набор ингредиентов. Под ударом в первую очередь низкоценовой сегмент, в котором рост цен даже на рубль влечет за собой падение продаж, уверен Анфиногенов. По его словам, технологи будут стараться держать цену на приемлемом для покупателей уровне, а то, как станет меняться стоимость шоколада, зависит от категории, к которой он принадлежит. «Премиальный сегмент наверняка повысит цену пропорционально закупкам сырья, и не будет размениваться на манипуляции. Транснациональные компании, скорее всего, меньше будут менять состав, потому что сложно сделать Snikers или Mars с измененной рецептурой», — рассуждает собеседник «Компании».
Средний сегмент, по его словам, будет стараться искать компромисс. Большая часть российских кондитеров, к примеру, постарается удержать цену за счет снижения маржинальности. А вот потребители низкоценового сегмента разницу в качестве продукции прочувствуют сполна. «И какао самого будет меньше, и какао-масло будет заменяться», — уверен эксперт. При этом речь необязательно идет о пальмовом масле, какао можно заменить и любым другим. К тому же за последним не обязательно кроется что-то плохое: так, пальмовое масло высокой фракции отличается довольно хорошим качеством, рассказал он.
Лидером в низком ценовом сегменте в России является, в частности, российский производитель снеков и кондитерских изделий KDV, обращает внимание Анфиногенов. В продукции такого типа изменение состава вполне вероятно, резюмирует он.
Когда ждать удорожания
Фьючерсы — это спекулятивный продукт, который оказывает влияние на рынок по принципу «есть прогноз — давайте нарастим цены», убежден член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха. «На бирже люди зарабатывают деньги не столько на какао, сколько на ожиданиях о его цене. Если ожидания о росте цен окажутся оправданными, эти цены в любом случае дойдут до российского рынка», — заключил он.
Но какао по новым ценам станут закупать только тогда, когда закончатся старые запасы. «Игроки рынка должны быть уверены, что найти товар по более низким ценам они не смогут. Только после этого рост цен начнет транслироваться в стоимость продукта», — поясняет Илюха. Паниковать, по мнению эксперта, пока не стоит: примеров сильного удорожания сладостей на рынке нет. Осенью ситуация может измениться, но помимо сырьевой составляющей, свой вклад могут внести стоимость логистики, топлива и прочие аспекты.
«Никто на рынке не играет в благородных Д'Артаньянов. Как только котировки изменятся, все запасы пойдут уже по новым ценам», — не согласен с коллегой Анфиногенов.
Рост цен, по его словам, сразу скажется на уменьшении потребления. «Когда происходит падение покупательского спроса, “кондитерка” страдает в первую очередь. Потому что первое, от чего отказываются люди на фоне слабого рубля — это удовольствия. Люди понимают, что это не очень полезно, а когда это “не очень полезно” еще и начинает стоить как “крыло самолета”, семейный бюджет начинают перераспределять на другие категории», — отметил он.