Хорошо, как в Китае
Ограничение свободы в Интернете становится сегодня важнейшей задачей российской правительственной политики, причем к блокированию сайтов уже подключен и частный бизнес.
У этого процесса появилось что-то вроде идеологического манифеста – наделавшая много шума колонка председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, в которой он предлагает перенять опыт Китая в сфере цензурирования Сети.
Предложения Бастрыкина выглядят настолько радикальными, что от них поспешил дистанцироваться даже глава Роскомнадзора Александр Жаров, который заявил, что не видит необходимости радикально менять способы борьбы с противоправной информацией в Интернете. Но, по сути, предлагаемая Бастрыкиным программа и так уже реализуется. В частности, уже несколько лет в школах, университетах и библиотеках установлены интернет-фильтры. Внесудебный порядок блокировок, в том числе и материалов «экстремистской направленности», действует с тех пор, как был принят «закон Лугового». На прошлой неделе правительство внесло в Госдуму новый законопроект о внесудебном ограничении доступа к интернет-ресурсам, содержащим информацию о новых психоактивных веществах. Появилась поддержанная Минкомсвязи инициатива штрафовать операторов Интернета за пропаганду обхода блокировок. А еще министерство разработало законопроект о контроле над прохождением интернет-трафика на территории России. До конца нынешнего года все операторы связи за свой счет установят новую версию системы «Ревизор», которая будет отслеживать блокировку запрещенных сайтов.
Но Россия действительно активно изучает китайский опыт в сфере регулирования Интернета – причем не только информации, но и бизнеса. Например, с марта от всех сервисов, предоставляющих услуги на территории Китая, потребовали регистрировать доменные имена в Китае, что фактически приведет к появлению списка «предварительно одобренных» сайтов. Глава Роскомнадзора Александр Жаров недавно вернулся из Китая. 27 апреля в Москве состоится Российско-китайский форум по вопросам развития и безопасности информационно-коммуникационных технологий. Кстати, недавно китайская цензура заблокировала сайты американского журнала Time и британского The Economist – причиной стали статьи, критикующие председателя КНР Си Цзиньпина, где он обвиняется в ужесточении контроля над политической жизнью Китая и установлении культа личности.
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов выдвинул предположение, что демарш Бастрыкина – очередная попытка конструирования государственной идеологии. Коммерческий директор компании «Смарт юнит» Артем Петухов считает, что усилия по ужесточению цензуры бесполезны: «Мысли закрыть Интернет неоднократно появлялись у разных государств, но сделать этого, по сути, никто не смог».