Хорошо устроились
На минувшей неделе косметический концерн «Калина» (Екатеринбург) обратился в «Роспатент» с требованием отменить регистрацию торгового знака «Кедровый бальзам», принадлежащего московской компании «Торн-косметик».
Выбор объекта для атаки закономерен: «Торн» имеет репутацию компании, зарабатывающей на дистрибуции марок, в той или иной степени схожих с известными брэндами – Belamed, напоминающей Blend-a-med, и Aquarelle (не путать с Aquafresh). Но настоящим хитом «Торна», оборот которого в прошлом году составил около $35 млн, стала паста «Кедровый бальзам». Эта паста стоимостью около 8 – 10 руб. появилась в продаже в начале 1999 года, спустя год после того, как «Калина» начала выпускать «Лесной бальзам». Тогда в Екатеринбурге не обратили внимания на выход марки-двойняшки. После ряда маркетинговых трюков «Торн» в конце 2001 года запустил в продажу обновленный продукт с розничной ценой 30 руб., и через несколько месяцев объем продаж пасты вырос до 1 млн упаковок в месяц. Только тогда «Калина» забеспокоилась – «подтянула» цены на свою пасту до 25 – 30 руб., а в начале 2002 года впервые обратилась за консультациями по поводу «Кедрового» в юридическую компанию «Городисский и партнеры».
Обращаться в суд или регулирующие органы «Калина» не стала. Как объясняет Валерий Лыжин, патентный поверенный фирмы «Городисский и партнеры», «Торн» тогда ждал завершения регистрации товарного знака «Кедровый бальзам», а до окончательного решения на этот счет все действия «Калины» были бы неуместны. «Роспатент» зарегистрировал знак в апреле прошлого года, но «Калина» размышляла еще целый год, прежде чем обратиться в «Роспатент» с протестом.
Беспокоиться есть из-за чего. По оценкам одного из участников рынка, в 2002 году «Торн» заработал на своей пасте около $7 млн, а сама марка заняла 2,3% рынка зубных паст. Доля же «Лесного бальзама» за 2002 год снизилась с 4,3% до 3,6%. В официальном заявлении «Калины» сказано, что в «результате нарушения их исключительных прав убытки концерна оцениваются в сотни тысяч долларов ежегодно». Правда, выглядит странным, что «Калина» не стала протестовать против регистрации марки «32 жемчужины», также принадлежащей «Торну», имея в собственном производстве пасту «32».
«Калине» предстоит доказать, что оба товарных знака сходны до «степени смешения», то есть по смысловому сходству эксплуатируют один и тот же образ и вызывают одни и те же ассоциации», – говорит Лыжин. Правда, сам же и оговаривается, что дело предстоит непростое, поскольку «критерии сходства до степени смешения всегда очень субъективны».
Для гендиректора «Торна» Георгия Пойдашева известие об атаке «Калины» на «Кедровый бальзам» стало неожиданностью. «Мы сделали запрос в патентное ведомство, но никакого официального подтверждения об обращении «Калины» не получили», – говорит Пойдашев. По мнению же одного из дистрибуторов, «Калина» на победу в государственных инстанциях не рассчитывает, а ее действия не что иное, как PR-кампания».
О бесплодности усилий «Калины» говорит и Лариса Тульникова, патентный поверенный юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». «Речь идет о словесном обозначении обеих паст, а любой лингвист докажет, что каждая из этих марок имеет разное семантическое значение, – говорит она. – Если бы «Торн» скопировал визуальное исполнение упаковки пасты у «Калины», то тогда можно было бы говорить о нарушениях».
Именно по причине имитирования дизайна чужой упаковки МАП осенью 2002 года удовлетворил иск испанской компании Еnrique Bernat, владельца карамельной марки Chupa Chups, к российской кондитерской фабрике «Меньшевик», выпускающей карамель на палочке под маркой «Лизун-Сосун». В мае этого года «Меньшевик» подал апелляцию на решение МАП, но получил отказ в пересмотре постановления. «Однако независимо от решения судов карамель под названием «Лизун-Сосун» будет продолжать выпускаться, так как запрет МАП распространяется только на определенную обертку, сама же торговая марка под таким названием зарегистрирована в установленном законом порядке», – говорится в распространенном по этому поводу пресс-релизе «Меньшевика». В общем-то фабрике нечего опасаться. Подражая популярной марке, «Лизун-Сосун» заполучил около 30% российского рынка карамелей на палочке (по крайней мере, как говорил в интервью «Ко» год назад владелец фабрики Илья Аверьянов), и теперь «Меньшевик» может спокойно сменить дизайн упаковки леденца.
Для того чтобы погреться в лучах чужой славы, иногда не нужно особой фантазии. На прошлой неделе ульяновская компания «Витязь» начала варить пиво под маркой «Симбирская корона». Догадываетесь, на что похоже?