Top.Mail.Ru
технологии и наука

Хоть в чем-то, но супер

Олег Тиньков объявил о создании банковского суперприложения. Фото: ТАСС Олег Тиньков объявил о создании банковского суперприложения. Фото: ТАСС

Отечественные банки и IT-компании встали в очередь за суперприложениями. Бизнес преследует две основные цели: привлечь новую аудиторию и увеличить транзакционный доход. Эксперты говорят, что в России недостаточно условий для того, чтобы SuperApp взлетели.

Тиньков* показал шах «Яндексу»

Олег Тиньков, выступая в июне 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме, самоуверенно заявил: «В России много про экосистемы говорят, но реально ее смогут сделать три игрока — это Mail.ru Group с «Газпромбанком» и «Мегафоном» (имеется в виду СП структур «Газпромбанка», «Ростеха» и USM Holdings. — Примеч. ред.), «Яндекс» и, тут самое интересное, третий — это мы!»

Но на деле Тинькову удалось стать первым. Уже в начале декабря «Тинькофф» объявил о запуске банковского приложения, которое выполняет задачи не только мобильного банкинга. SuperApp позволит клиенту не выходя из онлайн решать «практически любые задачи в области финансов, досуга и лайфстайла». Через единую точку входа в сервис — Tinkoff ID — клиент попадает в маркетплейс с товарами и услугами сотни поставщиков. В банке сравнили собственное суперприложение с AppStore и WeChat.

В пресс-релизе об этом событии было скрыто послание: «Шах и мат, Сбер, "Яндекс" и "Мейл"», — оно складывалось из помеченных нижним подчеркиванием отдельных букв. Сервис назвали следующим этапом развития собственного мобильного приложения. «В отличие от других российских экосистем мы решили не покупать массово бизнесы на рынке, а привлечь лучших игроков в SuperApp — по принципу "выигрывают все"», — сообщил Артём Яманов, старший вице-президент группы «Тинькофф».

За персонализацию и релевантные предложения пользователям отвечает Олег — голосовой помощник, — а также технологии искусственного интеллекта и анализа больших данных. Алгоритмы проанализируют профиль потребления банковского клиента, а инвазивная слежка поможет точнее подобрать для него услуги из маркетплейса. К примеру, если через суперприложение будет заказан столик на двоих в ресторане поздним вечером, то клиенту в таком случае предложат по акции или с кешбэком цветы, ювелирку и такси, а потом — и аренду банкетного зала с услугами тамады.

Сервис пока доступен не во всех городах, и с минимальным набором предложений («Здоровье», «Красота», «Квесты» и «Клининг»), и только на iOS. Позднее обещают порадовать и обладателей мобильных устройств на Android, а также добавить на приложение все виды товаров, продающихся онлайн, — от книг до детского питания, и различных услуг.

Концепцию суперприложения в 2010 году предложил Майк Лазаридис, основатель компании Research In Motion, выпускающей устройства BlackBerry. Он трактовал SuperApp как «экосистему многих приложений, которую люди будут использовать каждый день».

По собственным оценкам группы компаний, сегодня продуктами экосистемы «Тинькофф» уже пользуются 10 млн человек, а к 2023 году, за счет развития суперприложения, размер аудитории должен удвоиться.

Впрочем, пионерский статус «Тинькофф» оспаривает «ВКонтакте».

«Мы предвосхитили запрос рынка и пользователей на супераппы: "ВКонтакте" — это полноценное суперприложение со всеми атрибутами», — рассказал представитель пресс-службы социальной сети.

По его словам, в открытой платформе мини-приложений представлено свыше 11 тыс. проектов, которые в том числе позволяют заказывать такси, еду, приобретать технику, одежду и т.д. У социальной сети своя платежная система и мессенджер. «Месячная аудитория платформы мини-приложений в сентябре превысила 16 млн, в некоторых проектах трафик от супераппа становится одним из ключевых (25 % заказов "Ситимобил" в Тольятти приходит через приложение VK Taxi)», — добавили в пресс-службе.

2,5 млрд — за лайфстайл для ВТБ

Вслед за «Тинькофф» создать SuperApp захотели в ВТБ. Банк запустит «Лайфстайл Платформу». Уставной капитал одноименного ООО составил 556 млн руб., а инвестиции планируются на уровне 2,5 млрд руб.

Платформа объединит сервисы на каждый день: заказ такси, еды, авиабилетов, билетов на поезда, в кино и на мероприятия. В нем станут доступны к оформлению виртуальные банковские карты, можно будет также оформить заявку на кредит, сделать переводы. У банка ВТБ и партнеров сейчас 50 млн клиентов. Платформа к 2022 году привлечет еще как минимум 4 млн пользователей.

ВТБ ведет переговоры о присоединении к проекту с «Магнитом», «Ростелекомом», Tele2, «Динамо», «Почта Банком», «Почтой России», РЖД, СОГАЗ: ВТБ либо имеет пакеты акций в этих компаниях, любо же сотрудничает с ними в рамках своей программы лояльности для держателей карт. Также объявлено о потенциальном сотрудничестве с лидерами рынка в своих сегментах — с «Яндексом» («Яндекс.Такси» и «Яндекс.Афиша»), Burger King, ivi.ru.

Объединить множество сервисов дочерних компаний в состоянии и Сбербанк. К тому же у «Сбербанк-Онлайн» достаточно большая аудитория клиентов: 47 млн человек пользуется приложением хотя бы раз в месяц, а 20 млн — ежедневно.

Сбербанк официально не заявлял о работе над SuperApp, однако в ноябре 2019 года подал заявку на регистрацию одноименного товарного знака, следует из материалов «СПАРК-Интерфакс». В финансовой организации сообщили, что сделали это на перспективу.

К категории SuperApp относятся Gojek/Get (Индонезия), Meituan (Китай), Alipay (Китай), Fave (Сингапур), Paytm (Индия), PhonePe (Индия) и Reliance Jio (Индия).

МТС сообщили о работе над сервисом, который может стать суперприложением. Это следует из документов по обновлению стратегии развития компании. Предполагается, что приложение «Мой МТС» будет включать в себя мобильные, финансовые, развлекательные и образовательные услуги, телемедицину и партнерские сервисы. База приложения сейчас составляет 20 млн человек.

Известно, что только 1,3 % абонентов МТС используют несколько сервисов компании. МТС планирует увеличить этот показатель до 40 % к 2023 году, а также — повысить лояльность абонентов, увеличить ARPU.

Однако не перед всеми компаниями стоят «суперцели». «Райффайзенбанк» не собирается становиться экосистемой сервисов.

«Мы фокусируемся на финансовых продуктах и сервисах, делаем их максимально удобными и простыми для клиентов, дополняя нужной клиентам функциональностью. В принятии решений мы отталкиваемся от предпочтений клиентов», — рассказал Виталий Лавринец, руководитель управления развития розничных цифровых платформ «Райффайзенбанка».

SuperApp без бедности и закрытого рынка

Создаваемые российскими компаниями суперприложения — это попытка повторить успех WeChat и увеличить собственный доход, считают эксперты.

«Недаром же Герман Греф и его коллеги говорят, что они теперь не банки. Кто угодно — маркетплейсы, экосистемы, но не банки, потому что основным видом дохода становится получение не маржи, а комиссии. Говоря формальным языком, происходит переход от "принципальной" модели к "агентской ", которая менее рискованная, более конкурентная и сильнее зависит от технологий. Это контуры будущей трансформации банковской системы и полной смены компетенций», — рассказывал в интервью «Ко» и Константин Корищенко, профессор РАНХиГС, экс-зампред российского ЦБ.

На долю транзакционного бизнеса приходится 32% общей выручки группы «Тинькофф». «С транзакции, скажем, через приложение "Яндекс.Еда" "Тинькофф" может получить порядка 3 % с суммы покупки. Но банку хочется участвовать и в доходах партнера. За привлечение клиента через свое суперприложение комиссия банка может доходить до 30 % от чека, при этом сохраняется транзакционный доход. Получается, что вместе с ростом аудитории SuperApp вырастет и комиссионный доход банка, складывающийся из транзакционной модели и условий партнерского договора», — полагает Сергей Кравцов, владелец OMMG.

Основу суперприложения должны составлять крупные игроки, считает Сергей Либин, аналитик «Райффайзенбанка». На них придется большая часть заказов для банка, и они обеспечат должный уровень сервиса для клиентов. «Площадку SuperApp смогут эффективно использовать и локальные игроки. Они получат преимущества для конкуренции с ведущими федеральными компаниями», — говорит он.

Эксперты не берутся прогнозировать, смогут ли SuperApp в России на 100 % повторить успех WeChat. В Китае мессенджер WeChat появился в 2011 году, когда уровень проникновения ПК и скорость интернета были низкими. У большинства пользователей тогда не имелось банковских карт и электронной почты. WeChat добавил финансовый и социальный функционал и добился успеха. К тому же китайский рынок закрыт для мировых IT-гигантов, а явных лидеров в своих нишах на тот момент не было.

В Индии успех суперприложений обеспечила бедность. Согласно ООН, страна лидирует по количеству людей, проживающих за чертой бедности (364 млн человек). Большинство просто не в состоянии купить смартфоны среднего ценового сегмента. «Из-за нехватки постоянной памяти пользователи не могут скачать множество приложений. Суперприложения решили эту проблему», — заключает Сергей Либин..

В России нет таких проблем, а значит — предпосылок для роста суперприложений.



* признан в России иноагентом.

Еще по теме