Top.Mail.Ru
архив

Хоть залейся

Трубопроводная монополия «Транснефть» ограничила прием добываемой на российских месторождениях нефти. Фактически впервые в России ограничения на экспорт нефти коснулись всех добывающих компаний и всех видов сырья. С начала марта транспортная монополия ввела ограничения для всех нефтяных компаний – в общей сложности на 50 000 тонн в сутки, а с 7 марта – на 100 000 тонн в сутки. Этот прецедент стал неприятным сюрпризом для нефтяников, многие из которых усмотрели в ограничениях первые последствия масштабной проблемы недостатка у России транспортных мощностей.

По словам представителей «Транснефти», причиной введенных ограничений стали рост нефтедобычи, стопроцентная загруженность трубопровода, неблагоприятные погодные условия и вызванные ими перебои с отгрузкой нефти на экспорт через терминалы российских портов. Так, например, работа порта Новороссийска с начала года неоднократно останавливалась из-за частых штормов. «В связи с этим в системе образовались избытки нефти, и в настоящее время Сибирь оказалась запертой», – заявил вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. По словам Григорьева, это краткосрочная мера и в 20-х числах марта будет восстановлен обычный режим приема нефти, поскольку работа портов уже нормализовалась.

Многие специалисты, однако, полагают, что большинство нефтяных компаний вряд ли понесут существенные убытки из-за введенных ограничений – общий объем их не так уж и велик. Избыточная нефть может содержаться на хранилищах самих компаний, так что прекращать работу скважин не придется. «У компаний есть предназначенные для нефтесбора бункеры, расположенные в непосредственной близи от самих месторождений, и они должны покрывать 2 – 3-дневный объем добычи. Благодаря им компании в случае чрезвычайной ситуации могут не глушить скважины, а заливать нефть в эти терминалы», – комментирует сложившуюся ситуацию специалист ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев.

Введение ограничений на сдачу нефти в систему АК «Транснефть» вряд ли заметно отразится на доходах нефтяных компаний еще и потому, что рост добычи в январе – феврале составил 11% против ожидаемых 9 – 10%. Лидеры же рынка – ЮКОС и «Сибнефть» добыли приблизительно на 23% больше, чем прогнозировалось. Кроме того, высокие цены на нефть, составляющие на российский сорт Urals в среднем $32 за баррель, с лихвой окупят потери нефтяников. В этой ситуации речь скорее идет об упущенной выгоде. Гораздо сильнее такие сбои будут сказываться на доходах компаний, когда цены на нефть упадут.

Что же касается руководства «Транснефти», то оно полагает, что в возникновении проблем с приемом нефти отчасти виноваты сами добывающие компании. Как утверждает Григорьев, борьба нефтяных компаний за снижение тарифов привела к исключению из тарифов инвестиционной составляющей. Это привело к тому, что хотя у «Транснефти» и есть средства на поддержание системы, но на ее развитие их уже не хватает. Трубопроводные мощности «Транснефти» ограниченны, и без дополнительных инвестиций эту проблему не решить. Компании необходимы как минимум 2 – 3 млрд руб. на расширение отдельных «узких» участков трубопровода. В идеале же, по словам вице-президента «Транснефти», для того чтобы подобные проблемы не возникали в будущем, необходимо строить новые трубопроводы – такие, как БТС-2, «Дружба – Адрия» и др. Нефтяники, в свою очередь, использовали момент, чтобы еще раз напомнить о фактическом запрете государства на создание частных трубопроводов. «Нам запрещают строить трубу до Мурманска и при этом грозят пальцем, в то время как государство не может вывезти всю добываемую нефть», – говорит представитель одной из российских нефтяных компаний.

Еще по теме