Хождение в народ: МТС делает предложение массовому клименту
Сотовый оператор МТС делает предложение массовому клиенту. Новый пакет услуг «Джинс», в который войдут несколько тарифных планов, предполагает отсутствие абонентской платы и очень низкую «входную» планку: подключение к «Джинс» будет обходиться абоненту в $7 (без НДС). Аналогичные продукты у конкурентов МТС – «Вымпелкома» и «МегаФона», существуют уже давно: это пакеты «Би+» и «GSMЛайт» соответственно. Первый вице-президент МТС Михаил Сусов признал, что ранее МТС пыталась выходить на массовый рынок, не имея подходящего инструмента для работы в этом сегменте. Впрочем, стоимость подключения и тарифы в «Джинс» все же несколько выше, чем у конкурентов. Аналитик компании ACM-Consulting Антон Погребинский считает, что это сделано сознательно. «МТС опасается чрезмерного ажиотажа», – говорит он.
Отсутствие у МТС продукта для недорогих абонентов стало одной из причин отставания от конкурентов по числу новых абонентов в Московском регионе. По данным Погребинского, в октябре 2002 года на МТС приходилось только 29% новых подключений. Лидировал «Вымпелком» – он подключал 60% из всех новых абонентов, а замыкал тройку лидеров «МегаФон» с 11% новых абонентов. Теперь, считает Погребинский, доля МТС в новых подключениях может вырасти до 40%.
Михаил Сусов уверен, что время для выхода на рынок с массовым продуктом выбрано удачно. «Сейчас в Москве стабилизировалась динамика подключений: каждый месяц абонентская база всех операторов увеличивается примерно на одну и ту же величину. Рост замедляется, и это значит, что пора заняться массовым рынком», – говорит он.
Борьба за абонентов приобретает особое значение для «большой тройки» в преддверии декабрьского пика продаж. По подсчетам аналитиков ACM-Consulting, в начале следующего года показатель проникновения сотовой связи в Московском регионе достигнет 60 – 65%. Следовательно, активный прирост абонентов замедлится, рынок подойдет к точке насыщения. Декабрь – последний шанс привлечь большое количество абонентов, и эти абоненты будут в основном «недорогими».
Конкуренты считают, что МТС, выходя на рынок с новым предложением, упустила несколько важных моментов. «Дело даже не в тарифах, – говорит директор по связям с общественностью компании «Вымпелком» Михаил Умаров. – Вопрос в том, сможет ли МТС обеспечить моментальное выставление счетов. Для массового абонента важен каждый доллар, зачастую он проверяет свой счет после каждого звонка. Поэтому оператор обязан обеспечивать моментальный («онлайновый») контроль над расходами абонента. МТС этого делать пока не может. Кроме того, самая дешевая карта МТС стоит $12, а у «Вымпелкома» – $10. Для массового рынка разница в цене даже в два доллара является весьма существенной».