Хозяйство управделами приросло гостиницей
НАВЕРНОЕ, Сергей Михалков и не мог предполагать в давние советские годы, насколько пророческими окажутся его слова из поэмы «Дядя Степа - милиционер»: «Жив, здоров и невредим мальчик Паша Бородин». Неизвестно, было ли Михалкову, как у Маяковского Марксу, «видение Кремля», но управляющий делами президента РФ Павел Бородин действительно показывал до сей поры чудеса политической выживаемости. Каждый раз, когда над «завхозом президента» сгущались и снова расходились тучи, невольно возникал вопрос: кто же тот дядя Степа, что очередной раз вытащил непотопляемого Пал Палыча из пучины президентского гнева? Как отмечают знающие люди, он и сам себе неплохой дядя Степа.
И хозяйство у него вполне «гулливеровское». Как сказал Бородин на церемонии по случаю открытия отеля «Золотое кольцо Swiss Diamond» (бывший первый корпус московской гостиницы «Белград»): «Управление делами администрации президента является крупнейшей компанией по управлению недвижимостью. В России под нашим управлением находится недвижимость на сумму около $600 млрд, а за рубежом - на $50 млрд».
Нет слов, гостиница «Золотое кольцо Swiss Diamond» удалась на славу (хотя $70 млн, затраченных на реконструкцию старого «Белграда», вполне хватило бы на постройку нового здания с нуля). И действительно, на реконструкцию отеля, находящегося в федеральной собственности, не пошло ни копейки из бюджета - все средства привлекла у частных инвесторов компания Swiss Diamond, а строительство осуществляла материнская для нее группа компаний MABETEX. Глава группы MABETEX Бержет Паколли - косовский албанец, давно перебравшийся в швейцарский Лугано, - был на диво благообразен и приветлив, но с прессой разговаривал осторожно.
Дело в том, что накануне в офисе MABETEX в Лугано швейцарская полиция провела обыск. С чего бы так?
MABETEX работает по всему миру. Самый известный проект, осуществленный фирмой, - архитектурный комплекс парламента Непала в Катманду. На наш рынок фирма пришла в 1988 году. Первым значительным проектом МАВЕТЕХ в России стало строительство больницы в Норильске. Однако известна компания и своей реставрацией Кремля, и оформлением кабинетов - в том числе и премьерского - в Белом доме, и строительством доброй половины новой столицы Казахстана Астаны, и суперсовременным зданием Комдрагмета Якутии. Сейчас MABETEX, по сведениям Ко, рассматривается как главный претендент на строительство нового здания парламентского центра и реконструкцию гостиницы администрации президента в одном из арбатских переулков. MABETEX, кстати, уже попадала в поле зрения российской прессы, когда купила по заказу кремлевской администрации два потрясающе красивых и страшно дорогих морских катера. В общем, фирма давно и успешно работает в России, причем ведомство Бородина отнюдь не последний заказчик МАВЕТЕХ.
У Бородина есть еще один повод для беспокойства. Несмотря на то что управляющий делами президента отрицает свою причастность к деятельности ЗАО «Согласие» на Ломоносовском месторождении алмазов под Архангельском, возглавляемое им ведомство, как уже писал Ко, по крайней мере раньше участвовало - и напрямую, и косвенно - в уставном капитале «Согласия», у которого как раз начались проблемы: партнер компании по освоению месторождения - De Beers на днях заявил о том, что, возможно, он выйдет из проекта. По сведениям Ко, именно разногласия между De Beers и «Согласием», а не проблемы с законодательной базой, не позволяют начать разработку алмазов в обозримом будущем. Проблемы даже вызвали перенос собрания акционеров «Севералмаза», формального разработчика проекта, с февраля на март. Другого же инвестора в Ломоносовское месторождение малопримечательная компания, возглавляемая Арой Абрамяном, найдет вряд ли. Разве что Пал Палычу удастся пробить у Бориса Ельцина давно обещанный «алмазный кредит» на сумму $900 млн.