Top.Mail.Ru
архив

Хранитель наследства

Рассказывают, что накануне недавней встречи президента Владимира Путина с крупнейшими предпринимателями некоторые из них вдруг проявили невиданную щепетильность. Они потребовали, чтобы глава Международного промышленного банка Сергей Пугачев был вычеркнут из списка приглашенных. Они, мол, не могут сидеть за одним столом с человеком, тесно связанным со скандально известным Павлом Бородиным. И кремлевские чиновники даже вроде бы согласились Пугачева из списка исключить. Но, несмотря на это, он появился на встрече в Кремле. На вопрос: "Его что, лично Путин пригласил?" - один из участников встречи ухмыльнулся: "Сомневаюсь. Скорее всего, Пугачев сам намекнул, что будет лучше его позвать".

Основатель и председатель совета директоров Международного промышленного банка Сергей Пугачев до недавнего времени считался одним из самых близких к Кремлю финансистов. Правда, настойчивое упоминание имени Пугачева в связи со скандалами с Mabetex и Bank of New York заставило было думать, что карьера Пугачева пошла на спад. Похоже, однако, что это не так. Несмотря на происки конкурентов, Сергей Пугачев все-таки сел за один стол с крупнейшими предпринимателями, приглашенными президентом в Кремль. Более того, кремлевские обитатели утверждают, что у Путина с Пугачевым настолько хорошие отношения, что они общаются без участия главы кремлевской администрации Александра Волошина. Личные отношения с президентом, конечно, очень важны. Но вполне возможно, что реальные причины влиятельности Пугачева кроются совсем в другом.

По рассказам знающих Пугачева людей, "с Путиным он знаком давно". К тому же глава Межпромбанка родом из Санкт-Петербурга. Как и президент, Пугачев окончил Ленинградский государственный университет, но гораздо позже. Говорят, что с Путиным он познакомился в начале 90-х, когда создавал Северный торговый банк, из московского филиала которого впоследствии и вырос Международный промышленный банк. Однако от более подробных рассказов все очевидцы этих "хороших отношений" уклоняются.

Пугачев вообще персона странная и непонятная. Те же очевидцы утверждают, что глава МПБ по своим лоббистским возможностям стоит в одном ряду с Мамутом и Абрамовичем. Сидевшим же за "круглым столом" у президента бизнесменам Сергей Пугачев запомнился своим предложением "равно приблизить всех олигархов", когда обсуждался вопрос об отношениях бизнеса и власти. Причем, как оказалось, несмотря на скандальную славу Пугачева и его близость к Кремлю, многие из бизнесменов воочию увидели главу Межпромбанка впервые.

Это неудивительно. Пугачев не любитель светских мероприятий. В Москве он бывает крайне редко, поскольку постоянно проживает в Америке. В российской столице появляется исключительно с кратковременными деловыми визитами. Правда, злые языки поговаривают, что он помимо всего прочего посещает известного столичного психиатра, поскольку, как и все неординарные личности, страдает нервным расстройством. Говорят, Пугачев не доверяет заокеанским светилам и, имея возможность лечиться за границей, предпочитает тем не менее пользоваться услугами отечественных врачей.

Не так часто видят Пугачева и в его собственном банке. По словам сотрудников "Межпрома", его кабинет в банке редко бывает занят. "Нельзя сказать, что Пугачев устранился от руководства МПБ: в банке все время появляются какие-то бумаги или распоряжения за его подписью, - свидетельствуют они. - А когда Пугачев в Москве, он целыми днями работает в своем кабинете". Но и здесь не обходится без странностей. Например, пригласив в банк посетителя к 20.00, Пугачев может продержать его в приемной до полуночи. На все вопросы обеспокоенного визитера секретарь отвечает: "Простите, шеф занят, ведет переговоры". И когда издерганный посетитель ближе к двум часам ночи собирается уходить, его наконец приглашают к Пугачеву. Впрочем, такими манерами "славятся" многие российские "олигархи".

Высокие отношения

Сергею Пугачеву 37 лет. Он один из основателей Международного промышленного банка и председатель совета директоров МПБ. Окончил Ленинградский государственный университет. Имеет степень доктора технических наук. Несколько лет работал в системе Промстройбанка. В нынешней должности работает с 1992 года.

По рассказам людей, близко знакомых с Пугачевым, он очень религиозный человек. Говорят, что он не жалеет на содержание богоугодных заведений и постоянно оказывает финансовую поддержку женскому монастырю в Подмосковье. Хорошо знаком с Патриархом Алексием. Кроме того, как оказалось, глава Межпромбанка часто общается с духовником Владимира Путина отцом Тихоном.

Длительное отсутствие Пугачева в столице, похоже, никак не сказывается на положении дел в его банке. "Международный промышленный" уже несколько лет стабильно входит в десятку крупнейших кредитных учреждений. И не только благодаря покровительству бывшего управделами Павла Бородина. Своей устойчивостью банк во многом обязан председателю правления МПБ Сергею Веремеенко. Именно он ведает всем банковским бизнесом. "Пугачев занимался только взаимоотношениями с Бородиным и "семьей", а Веремеенко - всем остальным", - рассказывает один из банкиров. Во всяком случае, именно благодаря связям и влиянию Веремеенко МПБ стал одним из главных банков в Башкирии. Веремеенко удалось "окучить" практически все эффективно работающие предприятия республики (в основном это нефтехимия и нефтепереработка).

Два Сергея познакомились еще в 1992 году. Пугачев быстро оценил потенциал Веремеенко и предложил ему пост управляющего банком в Москве. Удачливый и продвинутый предприниматель из Уфы к тому времени уже имел собственный бизнес в Башкирии и был одним из лидеров кооперативного движения республики. По рассказам его земляков, "в Уфе у Сергея был первый серьезный кооператив, они там что-то изготавливали - в отличие, например, от Анатолия Климина (производителя модной одежды, владельца марки Tom Klaim. - Прим. "Ко"), который заработал стартовый капитал на нескольких уфимских платных туалетах".

Молодой бизнесмен быстро уговорил Пугачева открыть филиал банка и в Уфе, который возглавил брат Веремеенко - Александр. Благодаря финансовой поддержке из столицы энергичные братья очень быстро "окучили" местную власть и промышленность. Причем настолько эффективно, что уже через некоторое время Башкирия считалась вотчиной МПБ. (Рассказывают, что Веремеенко так удачно лоббировал интересы "Межпрома" в правительстве Муртазы Рахимова, что некоторые губернаторы, в частности Александр Лебедь, были абсолютно уверены, что банк Рахимова - это "Межпром", а не Башкредитбанк.) Во всяком случае, попытки других столичных банков, например Альфа-банка или "Российского кредита", открыть свой филиал в Уфе не увенчались успехом.

Конечно, усиление позиций МПБ в республике раздражало местных банкиров. Поговаривали, что руководитель Башкредитбанка Азат Курманаев и Веремеенко всегда конкурировали за близость к руководителю республики. Характерна одна из фраз Муртазы Рахимова: "Азат мне, может, и племянник, но Сережа мне сын".

По свидетельству людей, знающих Сергея Веремеенко, "бизнес Межпромбанка шел хорошо благодаря его таланту правильно общаться с правительственными чиновниками". "Веремеенко быстро усвоил язык общения, принятый в правительственной тусовке, - говорит один из них. - Он возил в Уфу Черномырдина и других высокопоставленных чиновников, никогда не жалел денег на PR-проекты, всегда давал кредиты нужным людям и был достаточно щедр в отличие от местных банкиров".

Однако засвеченный в правительственных кругах банкир довольно быстро нажил себе и врагов. Не исключено, что Веремеенко перешел кому-то дорогу в Башкирии. А может быть, агрессивная политика банка сильно досаждала кому-то в Москве. Во всяком случае, в 1998 году

на управляющего МПБ было совершено два покушения. Правда, об этом мало кому известно.

Тайное и явное

Куда Межпромбанк кредиты не гонял…

Международный промышленный банк основан в 1992 году. Один из немногих оставшихся паевых банков - при том, что ЦБ еще в 1998 году принял решение о перерегистрации всех паевых банков в АО. Однако МПБ до сих пор не выполнил распоряжения Центробанка. Многие годы стабильно входит в десятку крупнейших. На 1 июня 2000 года собственный капитал МПБ составил 26,5 млрд руб.

К этому времени отношения между управляющим делами президента Павлом Бородиным и Межпромбанком достигли своего апогея. Взаимная приязнь управделами и Сергея Пугачева ни для кого уже не являлась секретом. Схема работы была довольно простой: Межпромбанк кредитовал управление делами президента, а Павел Бородин в качестве благодарности помогал с переводом на обслуживание в банк счетов крупных предприятий - например, компании "АЛРОСА". Ведь суммы на содержание хозяйства Пал Палыча требовались огромные. По некоторым данным, только на реконструкцию Кремля три года назад было израсходовано порядка $300 млн. Около $40 млн пошло на закупку медицинского оборудования для ЦКБ.

Структура корреспондентских отношений МПБ типична для российской экономики, где главная задача банка - помочь клиенту эффективно спрятать прибыль в офф-шор или инвестировать в активы за рубежом, а в случае необходимости инвестировать или произвести платеж внутри страны - быстро и с минимальными издержками вернуть средства клиента из-за границы. Поэтому большинство крупных банков, имеющих широкую сеть корреспондентских счетов за рубежом, как правило, открывают корреспондентские счета НОСТРО в крупных международных банках, а у себя открывают корреспондентские счета ЛОРО многочисленных (и малоизвестных) офф-шорных банков, являющихся в подавляющем большинстве случаев скрытыми дочерними структурами самого банка. Именно через них средства клиентов, как правило, утекают за рубеж по самым разнообразным схемам.

Так, например, большинство корреспондентских счетов НОСТРО МПБ открыто в крупных международных банках - ABN Amro (в Нидерландах и США), Brussels Lambert (Бельгия), Commerzbank, Deutsche bank (Германия), Credit Suiss (Швейцария), Den Danske Bank (Дания) и т.д. Среди тех, с кем установлены особенно тесные корреспондентские отношения (открыто не менее трех корреспондентских счетов НОСТРО), есть и Credinastalt Bankverein, прославившийся недавними публикациями в итальянской прессе, где речь идет о расследовании швейцарской прокуратурой сомнительных сделок этого банка с российскими банками. В частности, активно упоминается так называемое дело об исчезнувшем транше МВФ в начале августа 1998 года.

Что же касается корреспондентских счетов ЛОРО в Международном промышленном банке, то здесь он может предложить своим клиентам широчайший географический спектр офф-шорных услуг: от экзотических банков на Багамских островах (Citicorp Banking или United Industrial Bankcorp, например) до более родных и близких прибалтийских офф-шоров, которые, как известно, "ближе, чем Швейцария" (эстонский H&N Financing Group). Или, на худой конец, югославского финансового посредника с характерным названием International Media Bank.

МПБ, в свою очередь, обладая дешевыми ресурсами, привлеченными от западных партнеров, кредитовало ведомство Бородина на достаточно льготных условиях. (Ставки по рублевым кредитам, например, в 1997 году составляли всего 20% годовых. О том, как МПБ грамотно использовал западные кредитные ресурсы, "Ко" писал 24 января 2000 года.) Однако закончились эти отношения довольно плачевно, сильно подпортив репутацию Пугачева.

Все началось с банального скандала между бывшим генеральным прокурором Юрием Скуратовым и его завхозом - Назиром Хапсироковым, пожелавшим приобрести статус заместителя опального ныне прокурора. Конфликт, в который оказались втянуты чуть ли не все политические институты и влиятельнейшие бизнесмены, перерос в череду "антикоррупционных дел", среди которых особое место занимало дело Бородина. Ему инкриминировали и незаконное предпринимательство, и отмывание незаконных доходов, и получение взяток за контракты с Mabetex, и перевод на швейцарские счета больших сумм в валюте. В итоге кресло под Бородиным зашаталось, управделами приобрел славу казнокрада и махинатора.

Бизнес МПБ оказался под угрозой. Ведь ведомство Пал Палыча осталось должно банку сотни миллионов долларов. К примеру, весной прошлого года управление делами президента было крупнейшим заемщиком банка. Общая сумма кредитов составляла без малого 4 млрд руб. (Бывший управделами Генпрокуратуры Назир Хапсироков, кстати, теперь работает в Межпромбанке под началом Сергея Пугачева. По слухам, связями и влиянием этого человека пользовались и Павел Бородин, и Борис Березовский. А в прокуратуре его называли "агентом Кремля". Скорее всего, появление Хапсирокова в Межпромбанке не случайно. Не исключено, что Пугачев тоже собирается воспользоваться его связями. Или наоборот - амбициозного завхоза хотят нейтрализовать.)

На этом злоключения МПБ не закончились. В печати стали появляться сообщения о том, что женевская прокуратура может обвинить дочерей экс-президента России Бориса Ельцина Елену Окулову и Татьяну Дьяченко "в получении взяток в рамках дела о коррупции в Кремле ("дела Бородина") в связи с предоставлением подрядов строительной компании Mabetex". Во время обыска в кабинете главы Mabetex Беджета Паколли дотошные швейцарцы обнаружили бумаги, свидетельствовавшие о том, что три карточки Eurocard были эмитированы Межпромбанком, в котором Наина Ельцина и ее дочери Татьяна и Елена имели личные счета. Впоследствии Беджет Паколли в одном из интервью подтвердил, что поддерживал деловые отношения с Сергеем Пугачевым. "Директор банка Сергей Пугачев, для которого мы выполняли некоторые работы, в 1995 году обратился ко мне с вопросом о том, не могу ли я покрыть своими гарантиями карточки, которые он хочет эмитировать для некоторых своих клиентов... Никаких имен Пугачев не упоминал, и о том , что речь идет о членах семьи президента, я узнал, лишь когда получил документы из банка", -утверждал Паколли. (Итальянские журналисты сумели раздобыть распечатку всех операций по трем карточкам за 1995 - 1999 годы. В общей сложности было израсходовано около $30 тыс., причем все расходы оплачивались с личных счетов Татьяны Дьяченко, Елены Окуловой и Наины Ельциной в МПБ. )

Потом вдруг имя Межпромбанка всплыло в связи с громким скандалом вокруг Bank of New York. Оказалось, что вице-президент МПБ Элеонора Раздорская имела совместный бизнес с владельцем фирмы Benex Петром Берлином и была его содиректором в одной из офф-шорных компаний.

Надо заметить, что российские фигуранты всех этих громких разбирательств (впрочем, как и российские власти) реагировали на публичные разоблачения с удивительным спокойствием. Павла Бородина по-тихому сослали в Минск секретарем российско-белорусского союза. Элеонора Раздорская из Межпромбанка ушла и теперь работает в одной из аффилированых с Межпромбанком структур. Говорят, что Сергей Пугачев никогда не увольняет своих топ-менеджеров. Даже провинившихся просто переводят на другую работу. Что же касается Раздорской, то она, как известно, много сделала для банка в период августовского кризиса. И благодарный Пугачев, по слухам, компенсировал Раздорской потерю статуса высокой зарплатой.

Кто хитрее всех на свете

При этом, как ни странно, под прицел правоохранительных органов Межпромбанк не попал. МПБ счастливо удалось избежать и разбирательств в ходе прошлогодней перепалки между московской мэрией и Кремлем. Правда, осенью прошлого года в прессе промелькнуло сообщение о том, что "в Международном промышленном банке работали сотрудники Московской налоговой полиции". Однако в пресс-службе банка спокойно заявили, что это была всего лишь плановая проверка "некоторых юридических клиентов банка". И подчеркнули при этом, что "в ходе проверки все вопросы были сняты и банк продолжает работу в прежнем режиме". Похоже, Межпромбанк решили не трогать. "Попробуй тронь, - пояснил "Ко" один из банкиров. - Там столько осталось от Бородина, что если начать копать... А лишний скандал Путину сейчас совсем не нужен, поэтому с Пугачевым лучше дружить".

Не исключено, что такого же мнения придерживаются и в Центробанке. Во всяком случае, там, похоже, сквозь пальцы смотрят на странные манипуляции "Межпрома" с собственным капиталом. В апреле 2000 года его размеры неожиданно уменьшились в два раза (с 26 млрд руб. до 13 млрд), но уже в мае собственный капитал банка достиг прежнего уровня. Аналитики считают, что таким странным образом МПБ, возможно, решает какие-то свои внутренние проблемы. А это, по их мнению, в очередной раз подтверждает специфичность банковской кухни МПБ.

По словам сотрудников кремлевской администрации, Сергей Пугачев уже выстроил хорошие отношения и с новым управделами президента Владимиром Кожиным. "А куда Кожину деваться, - комментирует ситуацию кремлевский чиновник. - Управление делами президента задолжало МПБ кругленькую сумму".

Долги порою держат крепче, чем личная привязанность.

Еще по теме