Христенко vs Швецов

Совладелец «Соллерса» Вадим Швецов – везунчик. Продукция уходит на ура благодаря госзакупкам, повышены пошлины на новые автомобили зарубежного производства, на заводе идет беспошлинная сборка иномарок. Возможно ли подобное для скромного российского автопроизводителя, в активах которого из российских брендов только УАЗ? Да, особенно если взять в жены дочь министра промышленности.

 

Вадима Швецова считают хорошим лоббистом. Именно он продвигал идею повышения пошлин на новые иномарки, и они увеличились с 25 до 30%. В прошлом году «Соллерс» победил в тендере на закупку почти 1500 машин «скорой помощи». Случайно? Группа «ГАЗ» – его главный конкурент – жаловалась, что условия конкурса подходили только под продукцию заводов Швецова. Но пока в этом деле разбиралась Федеральная антимонопольная служба, бюджетные средства были уже потрачены, и Минздрав стал обладателем почти 1500 автомобилей FIAT Ducato. Кстати, министр здравоохранения Татьяна Голикова является супругой Виктора Христенко. Может показаться, что опять совпадение. Но минувшей весной Вадима Швецова поддержал глава правительства Владимир Путин. Он вместе с Христенко прилетел в Набережные Челны, где сосредоточено основное производства «Соллерса». Поездку подгадали под подписание документов с итальянским FIAT о создании СП. Премьер пообещал кредит на 2,1 млрд евро. Партнерство с FIAT выведет Швецова на второе место среди российских производителей легковых автомобилей (после «АвтоВАЗа» с альянсом Renault-Nissan). А о такой возможности еще давно говорил Виктор Христенко.

«Роль государственного сектора в экономике и бизнесе с каждым годом увеличивается», – отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. И в отношении Виктора Христенко это проявляется наиболее ярко. Для Юлии Христенко брак с главой «Соллерса» уже второй. В 2004 году она вышла замуж за младшего сына президента «Роснефти» Сергея Богданчикова — Евгения. Тогда Юлия работала ведущим специалистом юридического отдела «Севморнефтегаза» (дочернее предприятие «Роснефти» и «Газпрома»), а ее отец в то время курировал энергетический сектор и, по сути, контролировал «Роснефть». «При той системе брак сына Богданчикова был логичным решением, – полагает Дмитрий Абзалов, – аппаратный вес министра был очень высок, что обеспечивало Богданчикову-старшему долгосрочное пребывание на той позиции». Но система изменилась. Курировать ТЭК стал вице-премьер Игорь Сечин, у которого были непростые отношения с Виктором Христенко. Они спроецировались и на Сергея Богданчикова, и в сентябре этого года он все-таки ушел в отставку. «Вадим Швецов – более выгодный жених, нежели Евгений Богданчиков, – полагает экономист Никита Кричевский. – Это уже состоявшийся человек с многомиллионным состоянием. Он владеет личным бизнесом и сам по себе является знаковой в стране фигурой».