Top.Mail.Ru
архив

Хрупкая керамика

Реанимировать предприятия, попавшие в долги, - очень непростое дело. Если предприятие не способно выполнить свои обязательства перед банком, то последний может получить над ним контроль, но что дальше делать с этим контролем?

 

Леонид Маевский, ЮниТайл
При принятии решений о путях вывода компаний из кризиса слишком легко ошибиться. Именно это, кажется, и произошло с крупнейшим в России производителем облицовочной плитки и другой керамической продукции холдингом "ЮниТайл" (UNITILE), объединяющим несколько предприятий - производителей керамической продукции и облицовочного кирпича в Ростовской, Ленинградской и Воронежской областях. Головным предприятием холдинга был завод "Стройфарфор", расположенный в городе Шахты Ростовской области.


Кризисная история

"ЮниТайл" считался лидером российского керамического рынка, но, как это часто бывает, ценой быстрого роста стал высокий уровень долговой нагрузки, сыгравший негативную роль во время финансового кризиса. В печальный для отечественной экономики 2008 год стройки встали, спрос на продукцию "Стройфарфора" резко упал, и предприятие больше не смогло обслуживать свои долги.

К 2010 г. иски к "Стройфарфору" предъявило несколько банков, крупнейшим кредитором был Сбербанк: задолженность перед ним достигала 4,2 млрд руб.

У владельца и основателя холдинга "ЮниТайл" Лазаря Шаулова не оставалось другого выхода, кроме как искать инвестора, сумевшего бы рефинансировать долги перед банками. В результате чего выбор пал на бывшего депутата Государственной Думы Леонида Маевского, пообещавшего урегулировать долги холдинга.

В итоге Леонид Маевский получил оперативный контроль и над управляющей компанией холдинга. При этом в соответствие с заключенным соглашением, по утверждению Лазаря Шаулова, господин Маевский взял на себя ряд обязательств перед ним. В частности, освободить самого Шаулова от личного поручительства по долгам его фирмы, после урегулирования долгов вернуть ему 24% акций холдинга, передать по номинальной стоимости компанию "Бизнес-Оценка" в состав холдинга и впоследствии принять участие в совместной сделке по продаже компании новому стратегическому инвестору.

За прошедшее с тех пор время основатель керамического холдинга был вынужден констатировать, что свои обязательства новый руководитель "ЮниТайл" не выполнил и выполнять не собирается.

Хуже всего, впрочем, было то, что Леонид Маевский не только не брался совершенствовать систему управления оказавшейся в его распоряжении компании, но и фактически дал ей развалиться.


Друзья и родные

Лазарю Шаулову, создавшему компанию еще пятнадцать лет назад, приходилось смотреть, как холдинг приходил в упадок: "любимчикам" топ-менеджеров продукция отпускалась не просто по льготным ценам, а даже ниже себестоимости. Например, исполнительный директор "Стройфарфора" и по совместительству глава экономической безопасности холдинга "ЮниТайл" Владимир Зоткин дал указание отпускать светло-бежевый кирпич, чья рыночная стоимость составляет 16 руб., а производственная себестоимость 5 руб., по цене 2,5 руб.

В подобного рода схемах прослеживались родственные связи. Сын руководителя компании Владислав Маевский занялся сбытом продукции предприятий холдинга, хотя до этого никогда не занимался такой деятельностью. Основав с друзьями торговую фирму, первоначально специализирующуюся на продаже кирпича, Владислав Маевский получил эксклюзивные условия от входящих в холдинг предприятий - "Стройфарфора" и Владимирского карьера тугоплавких глин (ВКТГ), а именно бессрочный кредитный лимит на продукцию предприятий, чтобы помочь в освоении новых для холдинга. Не останавливаясь на продажах, ВКТГ также заключил с компаниями Владислава Маевского договоры на поставки грузового и спецавтотранспорта, по которым приобретались красивые, но, по мнению финансовой дирекции "ЮниТайла", неэффективные и дорогие в обслуживании китайские грузовые автомобили и спецтехника.

Назначенный Леонидом Маевским на должность главы УК холдинга "ЮниТайл" Александр Бурдин успешно продвинул услуги небольшой логистической фирмы по "оптимизации закупок", осуществляемых холдингом. Как впоследствии выяснила дирекция по финансам "ЮниТайла", небольшое предприятие было зарегистрировано всего за несколько недель до заключения крупного закупочного контракта со "Стройфарфором".

При этом Леонид Маевский, несмотря на настоятельные рекомендации Шаулова, не стал реформировать систему дистрибуции продукции холдинга, созданную специально для чрезвычайных условий финансового кризиса. Сейчас, в посткризисных условиях, эта система стала фактически сдерживать развитие компании, поскольку она предполагает наличие нескольких дистрибьюторов на один регион продаж, что, в свою очередь, приводит к ценовым войнам не только между дистрибьюторами, но даже между дистрибьюторами и холдингом.


Сибирская аналогия

Долю в капитале "ЮниТайла" в результате санации получили не только структуры Леонида Маевского, но и бывший инвестбанкир Родион Романов, который стал, таким образом, партнером Маевского по управлению керамическим холдингом и который контролировал все более или менее успешные переговоры с банками-кредиторами. Переговоры, за которые брался сам Маевский, в большинстве случаев к успеху не приводили.

Причина последнего, по-видимому, кроется в том, что Леонид Маевский уже успел завоевать довольно сомнительную репутацию в качестве "спасителя" попавших в тяжелую финансовую ситуацию компаний. Дело в том, что почти одновременно с "ЮниТайлом" Леонид Маевский пытался "спасать" другую компанию, а именно группу "Сибирский аграрный холдинг" (САХО), одного из крупнейших в России производителя зерновых.

История САХО очень похожа на историю с "ЮниТайлом": агрохолдинг не смог выплачивать долги, в начале 2013 г. Маевский и его компания "Бизнес-Оценка" пришли на помощь, предложив рефинансировать задолженность и договориться с банками в обмен на долю в капитале компании. Однако дело пошло туго. Важнейшим кредитором САХО был банк ВТБ, но в сентябре прошлого года пресс-служба ВТБ сообщила о прекращении диалога с САХО о погашении долга: "Холдинг до сих пор не представил ВТБ финансовую модель своего развития, из которой следовала бы реальная возможность погасить долг в разумные сроки. Вероятно, причина этого в том, что САХО нечего предложить в качестве разумного варианта погашения долга".

Не прошло и года, как совет директоров САХО принимает решение о расторжении соглашения о сотрудничестве с Маевским, поскольку последний не смог договориться с банками-кредиторами о реструктуризации задолженности предприятий группы, а его команда сорвала проведение посевных и уборочных работ и обанкротила компании САХО. Одновременно совет директоров обратился в прокуратуру с заявлением о хищении имущества и денежных средств группы топ-менеджерами управляющей компании САХО, подконтрольными, по мнению заявителей, Маевскому.


В ожидании стратегического партнера

Что же касается предприятий холдинга "ЮниТайл", то выходом для них и разрешением конфликта между основателем и нынешним владельцем холдинга могло бы стать появление нового стратегического инвестора. Пока Леониду Маевскому не удалось добиться полного контроля над керамической корпорацией. Хотя в настоящее время он владеет управляющей компанией холдинга и оперативно управляет всеми ее предприятиями, собственником головного завода, ОАО "Стройфарфор", по-прежнему является Лазарь Шаулов. Маевский пытался добиться, чтобы скупленные им долги завода (за деньги самого завода) были бы конвертированы в контрольный пакет акций, а когда это не удалось, сделал попытку банкротить завод. Плюс на фоне этого стало известно, что против Лазаря Шаулова возбуждаются уголовные дела.

В 2013 г. интерес к холдингу проявлял инвестиционный фонд Unicorn Capital Partners, но сделка так и не состоялась. На момент сдачи номера в печать Леонид Маевский не ответил на вопросы редакции и не опроверг свою связь с ООО "Диадема", инициировавшим процесс банкротства.

Новым шансом для "ЮниТайла" может стать участие компании "А1" (инвестиционное подразделение группы "Альфа"), которой Лазарь Шаулов переуступил свои права на "Стройфарфор". Остается только надеяться, что сами предприятия и их трудовые коллективы не пострадают в ходе этих корпоративных войн.


В конце прошлого года доселе никому неизвестная фирма "Диадема" в одночасье оказалась в центре внимания, подав иски с требованием банкротства целого ряда предприятий индустрии стройматериалов, среди которых ОАО "Стройфарфор", Владимировский карьер тугоплавких глин, Воронежский керамический завод, ОАО "Кварц". Все они входят в холдинг "Юнитайл", который является одним из крупнейших в стране производителей керамической плитки.

Официальные представители "ЮниТайла" заявили, что в ситуации с волной исков о банкротстве в холдинге еще не разобрались и кто стоит за "Диадемой" и на что направлены ее действия, они пока не знаем. Неосведомленность руководства "ЮниТайла" выглядет несколько странной.


Леонид Маевский, ЮниТайл


Источник: Деловой квартал Ростов-на-Дону