Хубулава Интернэшнл

14.01.200200:00

Валерьян Хубулава руководит компанией «СладКо» немногим более года, сколько и существует это кондитерское объединение. Цель 41-летнего менеджера – за три года обогнать по оборотам «Красный Октябрь» и концерн «Бабаевский». Планы выглядят чересчур амбициозными. Но сам Хубулава так не считает.

 

Он называет себя «сугубым прагматиком», но черты романтика ему скрыть не удается. Валерьян Хубулава занимается тайским боксом, но по дороге на работу в своей Audi A8 Quatro слушает Led Zeppelin. Вы можете встретить его и на рок-концерте, и в театре – причем не на «статусном» спектакле, а на богемно-демократичном фестивале NET.

Миссию своей компании он формулирует предельно конкретно: «Стать для покупателей символом качества и инноваций и за счет этого занять второе место в кондитерской отрасли России». На первое место, которое в России занимает Nestle, Валерьян Хубулава не претендует.

Сам президент «СладКо» говорит, что никогда не подчинял себя работе и делал все лишь ради собственного удовольствия. Первое, что выдает в нем неисправимого романтика, – его склонность к перемене мест.

 

Москва – Тбилиси – Казань

Свои первые большие деньги, $150 тыс. чистыми, будущий кондитер заработал в 1992 году на перепродаже крупной партии кроссовок Adidas. Судя по рассказу Валерьяна Хубулавы, сделку он провернул легко: понадобились деньги, «вышел» на Adidas, нашел покупателей, взял кредит под контракт, получил товар, доставил клиентам.

«Просто я знал, куда и кому звонить, – поясняет он. – Знал, как оформлять импортные операции, как договариваться с банкирами о кредитах».

Склонность к предпринимательству Валерьян Хубулава приобрел, как ни странно, в советской авиационной промышленности. В 1983 году он окончил Московский институт управления им. С. Орджоникидзе и был направлен на столичный завод «Салют», выпускавший двигатели для военных самолетов. Там Валерьян отработал около года в сборочном цехе (мастером смены), а затем перевелся на Тбилисский авиазавод, где получил место инженера в отделе научной организации труда.

«Таких молодых специалистов, как я, на заводе было 2800 человек, – рассказывает Хубулава. – Выделиться здесь можно было только одним способом: работая на своем участке лучше предшественников».

«Валера мне сразу запомнился своим стремлением показать себя на деле, – вспоминает генеральный директор Тбилисского авиационного завода Важа Тордия. – Как-то раз мне позвонил директор Казанского авиазавода: «Важа, дорогой, у тебя там работает сын моего хорошего друга, Валерьян Хубулава. Присмотри за ним, пожалуйста». Я ответил: «Передай другу, чтобы не беспокоился. Валера сам умеет позаботиться о себе».

Молодому инженеру поручили внедрять на заводе бригадный подряд – новый для того времени метод организации производства, когда заказ распределяется среди рабочих команд, самостоятельно делящих общий заработок. Через некоторое время Хубулава пошел на повышение. Сначала его назначили главным специалистом по внутреннему хозрасчету, затем – начальником соответствующего отдела, а в 1987 году, когда госпредприятиям разрешили самостоятельно заниматься экспортом и импортом, – заместителем гендиректора по внешнеторговым связям.

На этой должности он успел заключить долгосрочный контракт с General Aircraft Corporation на поставку деталей для маломестных гражданских самолетов, но когда распался Советский Союз, а в Грузии началась гражданская война, Валерьян Хубулава решил навсегда покинуть Тбилиси и уехал в Казань – там жили его родители.

«Искать работу по специальности я не стал, хотя меня звали к себе директора московского и нижегородского авиационных заводов, – рассказывает Хубулава. – Карьера на госпредприятии меня больше не прельщала – в стране во всю развивался частный бизнес. К тому же жена-ирландка предлагала уехать жить к ней на родину».

Со своей супругой, уроженкой Дублина, он познакомился во время заграничной стажировки. После уговоров супруги Хубулава стал готовиться к эмиграции: «Я только решил заработать денег перед отъездом».

 

Казань – Дублин – Куала-Лумпур

Вместе с приятелем-земляком Валерьян Хубулава зарегистрировал в Казани фирму «КБС-Интернэшнл». Решили – ни много, ни мало – торговать одеждой марки Adidas. С помощью знакомого немца (пригодились внешнеторговые связи) Валерьян выяснил, что у Adidas есть большая партия кроссовок старой коллекции, которую компания готова сбыть по дешевке.

«Мне удалось на удивление быстро собрать по банкам кредиты на нужную сумму, – рассказывает он. – Пока товар везли в Россию, я договаривался с магазинами в Москве и Казани. Мы закупили 24 тыс. пар кроссовок и за два месяца распродали все».

В конце 1992 года Валерьян отбыл в Ирландию, фактически оставив фирму на попечение своим партнерам. Заработанных денег хватило на то, чтобы снять приличную квартиру в Дублине, купить новенький BMW 318, кое-какую мебель и бытовую технику.

«Жена настаивала на том, чтобы я нашел себе работу в какой-нибудь корпорации, – вспоминает Валерьян Хубулава. – На всякий случай я разослал резюме, даже ходил на собеседования. На самом деле никуда устраиваться я не хотел, а думал всерьез заняться спортивной одеждой. Просто кайфовал, что могу зарабатывать деньги, никому не подчиняясь».

Не мудрствуя лукаво, он обошел близлежащие спортивные магазины и разузнал, с какими поставщиками те работают. Так Валерьян познакомился с Питером Монаханом, владельцем фирмы по оптовой торговле спорттоварами.

«Он объяснил мне, что в Европе крайне сложно найти дешевый товар, и лучше закупаться на заводах в Малайзии, где Adidas, Nike и Reebok шьют свои коллекции, а кое-что сверх этих заказов делают и для себя, – рассказывает Валерьян Хубулава. – Питер дал мне нужные адреса и объяснил некоторые нюансы бизнеса».

Два года бывший авиастроитель курсировал между Дублином и Куала-Лумпуром, закупая костюмы и кроссовки Adidas и отправляя их в Казань. Одновременно заочно учился на факультете международного маркетинга Дублинского университета. Но, как говорит Хубулава, чем дольше он занимался такими поставками, тем меньше получал с них прибыли.

«Спортивной одеждой в России уже торговали крупные компании, появились фирменные магазины Adidas и Reebok, а также вещевые рынки с огромным количеством подделок, – поясняет он. – Однажды я понял, что еще немного, и для меня там не будет места».

Свой бизнес Валерьян Хубулава перепрофилировал быстро и без особых раздумий начал завозить в Россию из Малайзии пальмовое масло, которое продавал одному из крупнейших мыловаренных заводов. «Я тогда не думал ни о какой стратегии, меня больше интересовали быстрые деньги», – говорит он. Но в 1995 году очередная сделка по маслу обернулась для него серьезными убытками, и Валерьян решил «структурировать свои дела».

Он поступил в финансовую школу Британской ассоциации бухгалтеров и одновременно начал штудировать библиотеку Food Technology Institute. Валерьян задумал наладить в родной Казани производство соленых орешков – чтобы заработать капитал для открытия хлебозавода в Дублине.

 

Дублин – Лондон – Казань

Валерьян Хубулава пошел по проверенному пути: объехав всех крупных производителей фасовочного оборудования и упаковки в Великобритании, он не только нашел поставщиков, но и выяснил, как устроен ореховый бизнес.

В новый проект он вложил $150 тыс. На казанской кондитерской фабрике «Заря», которой руководил его отец Зураб Хубулава, Валерьян арендовал пустующий цех. Придумал торговую марку – «Казанские орешки». Купил несколько пикапов для доставки товара в магазины. Собрал команду торговых представителей. Договорился с местным телеканалом насчет репортажа об открытии своего заводика. «Я хотел организовать все так, как сделали бы менеджеры-профессионалы на Западе», – вспоминает он.

«У нас тогда никто не занимался производством такой продукции, все завозилось из Москвы, – говорит Виктор Клетнев, нынешний директор «Казанских орешков», вместе с Хубулавой создававший компанию. – Валерьян сказал: «Вот и отлично, мы будем сами формировать рынок».

«Казанские орешки» стартовали в 1996 году. Как говорит Виктор Клетнев, некоторые местные предприниматели попытались «вдогонку» заняться тем же, но продержались недолго. А фирма, созданная Хубулавой, за несколько лет довела свои продажи до $2 млн в год.

В конце декабря 1996 года Валерьян приехал отмечать новогодний праздник к родителям в Казань. «Ради любопытства я попросил отца показать бухгалтерский баланс «Зари», – рассказывает он. – Смотрю счет прибылей и убытков и понимаю, что все могло быть гораздо лучше. Вдруг меня осенило: зачем создавать что-то в Ирландии, когда здесь, в Казани, есть работающий бизнес, доходность которого можно увеличить».

Полгода Валерьян Хубулава вникал в особенности кондитерской отрасли, а летом 1997 года окончательно вернулся в Россию и нанялся на «Зарю» исполнительным директором. Свою долю в «Казанских орешках» он вскоре продал партнерам.

 

Казань – Ульяновск – Екатеринбург

Как говорит Валерьян Хубулава, разбирая «финансовые завалы», он понял, что «Заре» не обойтись без сторонних инвестиций. В поисках денег Хубулава вышел на инвестиционный фонд Baring Vostok Capital Partners, который в то время скупал акции кондитерских предприятий для создания профильного холдинга.

Валерьян Хубулава занялся консолидацией акций «Зари», которые, по его словам, в основном были на руках у рабочих. В конце 1997 года Baring Vostok вместе с фондами-партнерами приобрел 88% акций фабрики.

На балансе «Зари» появилось $4,5 млн. Часть этих денег Хубулава успел потратить на новое оборудование и финансовый консалтинг. Затем случился август 1998 года, и капиталы фабрики «накрылись» вместе с банком «СБС-Агро». Выручил инвестор – осенью того же года Baring Vostok решил объединить три подконтрольные фонду фабрики («Волжанку» в Ульяновске, «Конфи» в Екатеринбурге и «Зарю» в Казани).

Управляющий партнер Baring Vostok Майкл Калви предложил Хубулаве заняться подготовкой слияния. «Мы оценили его западный менталитет в вопросах управления», – объясняет Майкл Калви свой выбор.

На все про все у Валерьяна Хубулавы вместе с инвесторами и приглашенными консультантами (среди которых был бывший вице-президент компании Mars Боб Вербик) ушло два года. Пришлось разбираться с бюджетами и долгами фабрик, пересматривать ассортимент, налаживать маркетинг и логистику, договариваться с дистрибуторами, а с октября 2000 года – собирать менеджерскую команду для будущей компании.

В 1999 году «Заря», «Конфи» и «Волжанка» наторговали на $104 млн с общей прибылью в $600 тыс., а в 2000 году – на $106 млн, но уже с прибылью в $5 млн. А в феврале 2001 года Baring Vostok вместе с другими акционерами фабрик учредил кондитерское объединение «СладКо». Валерьян Хубулава был назначен президентом компании.

По его расчетам, в этом году оборот «СладКо» должен составить около $135 млн. Кстати, у ближайшего конкурента, группы «Красный Октябрь», объемы продаж будут ненамного выше.

«Чем я сейчас больше всего доволен? – говорит Валерьян Хубулава. – Тем, что «СладКо» еще можно развивать и развивать».