Top.Mail.Ru
архив

Художник, что рисует дом

Борис Валуев - ведущий архитектор компании ART trading Contract. В его послужном списке - работа на крупные корпорации и исполнение заказов известных персон. В прошлом Валуев был главным художником театра "Сатирикон", а еще раньше - живописцем-монументалистом.

Борис Валуев - персона, известная в довольно узком кругу. Но круг этот состоит сплошь из "очень важных персон". Архитектор создавал интерьеры, в которых проводят свои рабочие часы руководители Сбербанка, Национального резервного банка, Автобанка, корпорации "БИН", компании "Московская сотовая связь". Внутреннее убранство нового дворца президента Ингушетии Руслана Аушева - тоже работа Валуева. А имена многочисленных клиентов, которым Валуев оформлял частные апартаменты, автор держит в тайне.

Где нужно родиться и в какой обстановке провести детство и юность, чтобы научиться создавать дорогие интерьеры? Борис Валуев рос в обычной московской коммуналке, где спал на раскладушке, которую днем прятали за пианино.

Он родился в послевоенном 1947-м. Вырос на Большой Дмитровке.

В Строгановку по окончании школы поступил за компанию с друзьями - на факультет проектирования интерьеров. О том, что это такое, Борис тогда только догадывался. Валуев до сих пор вспоминает, как получил задание спроектировать номер гостиницы. Максимум, что он смог придумать тогда для создания "шикарной атмосферы", - белый телефон. В его глазах это было олицетворением комфорта и роскоши. Однако уже на втором курсе Борис Валуев интерьерами увлекся всерьез.

Большинство преподавателей Строгановки, включая ректора Григория Захарова (проектировал станцию метро "Курская кольцевая"), любили советский ампир. А студенты предпочитали менее помпезную архитектуру. Валуев в студенческие годы увлекался конструктивизмом, идеями Корбюзье и мало верил ректору, который предрекал: "Ты еще будешь капитолии рисовать".

Теперь он действительно часто проектирует классику - клиенты просят. А в советские годы коттеджей в таком количестве не строили и кабинеты по последней европейской моде не отделывали. В рабочих же столовых архитектурные изыски не приветствовались. Поэтому в молодые годы непосредственно по специальности Борис Валуев не работал.

Заказы с потолка

После окончания Строгановки Валуева пригласили архитектором в "Моспроект". Восемь лет он увлеченно проектировал объекты, большинство из которых так никогда и не были построены, хотя собирали многочисленные призы на конкурсах.

В начале 80-х Валуев вдруг почувствовал, что нужно менять жизнь: годы идут, а его проекты так и не воплощаются в реальность. Мысль эта пришла Валуеву по дороге с работы, и уже на следующий день он уволился из "Моспроекта", положив трудовую книжку в кухонный шкафчик. Там она и пролежала следующие 15 лет.

Расставшись с проектной организацией, Борис Валуев познакомился с художником Олегом Филатчевым и стал заниматься монументальной живописью в его мастерской. В 1989 году Филатчев получил заказ на роспись помещений советского посольства в Вашингтоне, Валуев поехал помогать - расписывал плафоны.

Он вспоминает, как по многу часов стоял в посольских залах, запрокинув голову, а вечером выходил в огромный город, говорящий на языке, которого он совершенно не знал.

Под потолками Валуев простоял полгода. По его первоначальному замыслу плафоны должны были быть украшены цветами, представляющими гербарный мир всего Советского Союза. Но по настоянию тогдашнего главного архитектора страны Михаила Посохина вместо растений на потолках были изображены флаги союзных республик.

Ровно через два года, в 1991-м, Валуеву пришлось возвращаться к той же работе и снова стоять с запрокинутой головой. После развала СССР вместо флагов на потолке посольства все-таки появились цветы.

Совсем недавно, кстати, Борис Валуев получил свежий заказ на роспись плафонов. Ему предложили поработать над потолками ресторана при бассейне "Чайка".

В том же 1991-м, когда эпоха монументального искусства закончилась, Валуев принял предложение режиссера Александра Горбаня стать художником спектакля "Мнимый больной" в театре "Сатирикон". "Я чувствовал себя счастливым невероятно, - вспоминает Валуев. - Эта работа соединяла в себе все, что я знал и любил: и архитектуру, и рисунок, и интерпретацию литературного текста". Так он стал художником-постановщиком, а со временем и главным художником "Сатирикона".

Валуев говорит, что такая работа, пусть она и творческая, приучает к строгому ведению дел. К каждому спектаклю приходилось оформлять по 100 - 120 листов проектной документации. "Но театральной нагрузки - одного-двух спектаклей в год - при моей бешеной работоспособности мне было мало. Несмотря на творческий характер работы я все равно чувствовал, что пропадаю".

Видимо, поэтому Валуев с интересом отнесся к предложению перейти на работу в ART trading Contract. Эта компания спонсировала два спектакля в "Сатиртиконе". После долгих размышлений Борис Валуев принялся-таки за проектирование интерьеров.

Санта-барбара в Москве

Поначалу художник относился к бизнесу с некоторой опаской. Но все опасения исчезли после первого же проекта.

Борис Валуев нарисовал эскиз офиса для своего первого заказчика. Приехав через некоторое время на объект, он увидел, что все работы уже выполнены по его рисунку. Тогда-то он и принял окончательное решение работать в ART trading Contract, о котором теперь не жалеет.

Предвидя дальнейшее расширение компании, Борис Валуев сформировал команду архитекторов, на которых он мог положиться. Взял нескольких своих учеников с факультета проектирования интерьеров. Пригласил и людей, с которыми ему хорошо работалось на предыдущих местах.

Сегодня каждый сотрудник мастерской ведет отдельный объект. А Валуев курирует их всех и за все отвечает. Он же чаще всего общается с заказчиком. Половина времени Валуева уходит теперь на работу с людьми, а не на творчество.

В среднем меблировка квартиры по проекту Валуева (не одно- и не двухкомнатной, естественно) обходится клиенту в $100 - 200 тыс. плюс стоимость сантехники и отделки. Сама разработка проекта может стоить $5 - 10 тыс. Причем в самой необходимости такого проекта клиента приходится убеждать довольно долго. Так уж устроен заказчик: готов платить деньги за навеску полочек, за материалы, вазы, но не за чертежи.

К тому же весьма типична ситуация, когда интерьеры заказывает жена, а муж в последний момент, когда проект уже готов, заявляет: "Дорогая, мне это не нравится!" Не нравится, как правило, из-за перерасхода намеченного бюджета. Иногда - из-за несовпадения вкусов. Деловые мужчины склонны к консервативному стилю, а их жены сейчас заказывают в основном либо интерьеры в духе "даниссимо" (быт итальянских пейзан прошлого века), либо пытаются в одной квартире совместить "Санта-Барбару" с продвинутым технологизмом. Валуеву приходилось быть свидетелем семейных сцен, после которых в срочном порядке менять весь проект.

В еще более трудную ситуацию архитектор попадает, когда заказчик не может четко сформулировать, чего он хочет. Тогда Борис Валуев формирует интерьер на основании визуальных впечатлений от клиента - его манеры говорить, двигаться, одеваться.

Но самый сложный случай, по мнению архитектора, - это когда клиент настойчиво требует "современную сдержанную классику", да еще в английском стиле. Хочет, например, фонтан в квартире. Приходится объяснять, что под него в такой-то комнате можно выделить только 40 квадратных сантиметров площади.

Подолгу, используя в качестве аргумента фразу "мой профессиональный долг обязывает заметить", Борис Валуев помогает клиенту формулировать запросы. Например, создается интерьер маленькой столовой. Клиенту предлагают использовать контурную мебель, а он хочет большой стол. Составляют проект с большим столом и навесными потолками - а он настаивает еще и на буфете с ножками. И чтобы роскошная люстра была. Архитектору приходится искать компромисс и придумывать связующие элементы для совмещения несовместимых деталей: главное, чтобы заказчик был уверен, что именно этого он и хотел.

Творчество контрабандой

Иногда проектировать квартиры Валуеву интереснее, чем офисы, если удается "ввернуть" что-то новое или открыть неожиданную грань: "Надо, чтобы в интерьере была какая-нибудь изюминка. Иногда мы протаскиваем творческие решения контрабандой".

Архитектор из ART trading Contract, например, любит нарушать сомасштабность вещей, считая, что так интерьер лучше играет. "В театре, конечно, для этого больше возможностей, - говорит Борис Валуев, - Собакевича в "Мертвых душах" можно посадить в огромное кресло, а Чичикова на табуреточку. Даже если бы актер играть совсем не умел, ему пришлось бы там вертеться".

С особым жаром он говорит о проектах, над которыми пришлось трудиться как над ребусом. Дворец Руслана Аушева в Магасе как раз из числа таких проектов. К моменту приезда архитекторов из ART trading Contract огромное двухэтажное здание уже было построено и отделано. Нужно было очень быстро придумать интерьеры, "расшифровывающие" назначение каждого помещения: сделать кабинеты величественными, а кухни уютными. Проект сделали всего за месяц.

Самое же любимое детище Бориса Валуева - представительский кабинет одной крупной корпорации. В наличии было полузаводское помещение с завышенными подоконниками и несимметрично расположенными дверями. Требовалось избавиться от недостатков, не выкидывая при этом денег на ветер. ("В принципе, чтобы сделать шикарным любой кабинет, нужно просто позолотить потолок", - говорит Валуев.)

Борис Валуев придумал ромбовидную вставку в навесной потолок (см. фото), которая и "сбила" масштаб вещей в кабинете, как та чичиковская табуретка. Под потолок подтянулся весь остальной интерьер - гигантский стол, кресла.

До сих пор к Валуеву приходят заказчики, узнавшие его имя от хозяина этого кабинета. Валуев вспоминает, как волновался, приехав на сдачу законченного объекта. Зашел заказчик со свитой, выдержал паузу. Архитектору стало немного не по себе. А хозяин кабинета вдруг с чувством произнес, что у него такой красоты в жизни.

Владимир Кондратьев, заместитель директора гостиничного комплекса "Космос", где часть новых интерьеров уже сделана Борисом Валуевым, а другая находится в разработке, особо отмечает способность архитектора работать в заданных рамках: "Он тщательно все прорабатывает, чтобы вписаться в существующие условия. По-моему, главное, чтобы проект вписывался в обстановку, а не чтобы люди ахали. Хотя нас уже спрашивают: "А кто вам проектировал?"

Ничего особенного в своей работе сам Валуев не видит. Правда, теперь у него появился нетрадиционный для художника-шестидесятника взгляд на вещи: Валуев считает, что дело должно быть коммерчески выгодным, иначе оно умрет.

Сейчас его архитектурная мастерская окупает себя и даже дотирует цех по производству экспериментальной мебели.

Еще по теме