Хуже коронавируса: Байден разгонит вторую волну санкций
Евгений Коган, управляющий ИК «Московские партнеры»:
— С победой Байдена большинство в сенате тоже могут получить демократы. Тогда в США будет демократический сенат, демократический конгресс и демократический президент, а в руках республиканцев останется только верховный суд, и то относительно. В этом случае система сдержек и противовесов будет работать слабее.
Мы знаем, что на столе у Трампа есть много антироссийских предложений, которые он не отвергает, но давать им ход не торопится. Байден может эти инициативы запустить. При желании это делается элементарно: кто-нибудь закричит, что русские опять вмешались в выборы, и всё.
Байден — сторонник альтернативной энергетики, поэтому, возможно, нефтяные компании США при нем недосчитаются инвестиций и получат дополнительные налоги. А инвестиции в альтернативную энергетику наверняка будут значительными.
Цены на нефть просядут. Но незначительно, потому что заменить углеводороды новая энергетика все равно не сможет. А курс рубля может просесть скорее из-за антироссийских санкций.
Но обещать не значит жениться. В предвыборных баталиях можно говорить что угодно, но это не означает, что все это будут исполнять. Быть в кресле оппозиции всегда проще по той простой причине, что вы за меньшее отвечаете. Как только вы приходите к власти, все кардинальным образом меняется, вы уже должны отвечать за свои слова и действия.
Нынешние санкции — это поцелуй принцессы: сравните их с санкциями против Ирана. Если США введут что-то подобное против России, это будет по сути казус белли. Американцы это понимают и вряд ли на такое пойдут. То, что можно сделать с Ираном, нельзя сделать с ядерной державой, особенно с такими имперскими амбициями, как Россия. Кроме того, большое количество американских фондов держат российские долги. Посмотрите, сколько процентов нашего долга внутреннего держит тот же BlackRock. Поэтому не все так однозначно.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа «ФБК Грант Торнтон»:
— В случае победы Джо Байдена на президентских выборах в США риск введения новых антироссийских санкций усилится. Байден последовательно и часто говорит о России, он транслирует уверенность, что победа на прошлых президентских выборах от демократов ушла из-за России. Кроме того, санкционная политика в отношении РФ начала реализовываться при демократе Обаме, а Байден тогда работал в его администрации.
Трамп не мог совсем отказаться от этой политики, но был достаточно сдержан. Байден с большей вероятностью унаследует политику Обамы. Тем более что у Америки есть подвешенные санкции против России.
В отличие от ЕС, США пока не вводили санкции из-за дела Навального — и могут это вспомнить. Кроме того, есть замороженный второй этап «химических» санкций из-за дела Скрипалей. Могут вспомнить об отключении Swift, о санкциях в отношении российского госдолга.
Доля нерезидентов на рынке ОФЗ у нас, конечно, сокращается, но все равно их около 30 %.
Санкции — один из важнейших факторов, которые понижают курс рубля. Он реагирует даже на усиление антироссийской риторики, что мы наблюдали в связи с Навальным. Если Байден победит, есть риск падения рубля — тем более, что он и так сейчас снижается в связи с падением нефти ниже психологически важной отметки 40 долларов за баррель. Думаю, что 85 руб. за доллар и 100 руб. за евро мы к концу года увидим, и это будет не разовое падение, а новый рубеж.
Ярослав Кабаков, директор по стратегии «Финам»:
— В краткосрочной перспективе победа Джо Байдена сулит рынкам высокую волатильность, но это уравнение с тремя неизвестными. Основные тенденции его правления будут конъюнктурно зависеть от конгресса и от сената, в зависимости от того, какое количество мест у демократов там будет.
В перспективе ближайшего года давление на Россию может усилиться. Опасаться стоит санкций в отношении госдолга, хотя рубль и без них проседает из-за второй волны пандемии и сокращения потребления нефти.
Если политика Байдена будет направлена на развитие возобновляемой энергетики, тогда давняя мечта саудитов о снижении внутренней добычи в США сбудется. А в среднесрочной и долгосрочной перспективе это может поддержать цену на нефть.