«Хватай то, что есть»: паника на авторынке взвинтила цены

17.03.202207:40

Автопроизводители с завидной регулярностью обновляют ценники на свои машины. В динамике повышения стоимости отечественный автопром не уступает зарубежному: АвтоВАЗ поднял цены на некоторые модели на 18-50%. Опрошенные «Компанией» эксперты сомневаются, что со спадом паники автомобили по обновленным ценникам продолжат покупать, при этом аналогов на замену ушедших из-за санкций и ситуации не Украине нет. На российском рынке могут появится турецкие, вьетнамские и китайские бренды, однако последние не смогут конкурировать с удобством и оснащением западных производителей, считают аналитики.

Российский авторынок влетел в зону турбулентности из-за резкого повышения ключевой ставки, дефицита чипов, волатильности рубля и санкций. Разрыв глобальных цепочек поставок из-за логистических трудностей привел к остановке большинства автозаводов в России.

Росстат отчитался, что лишь с 26 февраля по 4 марта ценники на машины иностранных брендов выросли на 15,2%, на отечественные — на 17,1%. Так, Renault Kaptur, стоивший в феврале 1 241 000 рублей, в марте подорожал до 1 724 000 рублей, ценник на Mitsubishi Outlander с 1 959 000 рублей поднялся 2 444 000 рублей, а BMW X1 с 2 830 000 рублей подорожал до 3 280 000 рублей.

АвтоВАЗ пересмотрел свои ценники во второй раз в этом месяце. Рекордсменом оказалась Lada Largus, стоимость которой сейчас составляет 1 235 900 рублей. Еще в феврале цены на автомобиль стартовали с 829 900 рублей, писал Autonews. Самая доступная модель автопроизводителя — Lada Granta. Теперь эта модель обойдется минимум в 727 900 рублей, тогда как в феврале ее можно было приобрести за 589 900 рублей.

Для стабильного выпуска Lada в АвтоВАЗе нашли выход: перенос сроков отпуска для персонала.

Сотрудники отправятся в плановый корпоративный отпуск с 4 по 24 апреля в связи с «продолжающимся кризисом в поставках электронных компонентов». До этого производитель планировал отпуск с 25 июля по 14 августа.

Перенос сроков позволит накопить нужный запас компонентов для обеспечения более стабильной дальнейшей работы.

прочитать весь текст

Вместе с ценами на автомобили АвтоВАЗ повысил стоимость технического обслуживания всех моделей Lada. Соответствующее информационное письмо уже получили все официальные дилерские центры Волжского автозавода. Например, рост цен на ТО-1, ТО-2 и ТО-3 для разных моделей варьируются в диапазоне от 1300 до 7600 рублей. В лидерах по подорожанию снова Lada Largus — ТО-6 этих автомобилей теперь обойдется в 44 600 рублей, что на 12 700 рублей больше по сравнению с прежними расценками. Однако цены у дилеров могут отличаться от этой рекомендованной стоимости.

Между тем рост цен на новые автомобили в России наблюдался и весь прошлый год. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, стоимость российских автомобилей в 2021 году увеличилась на 5-8%, а иномарок — до 20%.

В свою очередь, в «Автостате» отмечали, что такого стремительного роста стоимости автомобилей не было, начиная с кризисного 2014 года. Аналитики отмечали, что рекомендованные розничные цены на машины увеличились на 24-25%. При этом стоимость автомобилей у дилеров (с учетом дополнительного оборудования) подскочила еще выше — более чем на 35%.

Российский авторынок буксует в дефиците
Дилеры завышают цены авто на сотни тысяч рублей за счет допоборудования, но россияне все равно скупают машины и продают места в очередях
автосалон

Ценовые хулиганства

Сейчас на российском авторынке общая, но временная тенденция — «хватай то, что есть, потому что скоро и этого не будет», отмечает автоэксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. По его словам, сейчас дилеры «хулиганят» с ценами и пользуются ситуацией безвыходности покупателей. Он не исключил, что и без того подорожавшие иномарки скоро исчезнут с рынка, а стоимость оставшихся продолжит расти.

Завершение конфликта на Украине не решит проблему с ценами, поскольку санкции все еще будут работать. «Пока невозможно предсказать и я думаю сами автозаводы не имеют понятия о ценах. Ситуация меняется каждый день», — отметил Колодочкин.

Авторынок России валится в пропасть
Заводы массово останавливаются, оставшиеся в стране машины дорожают, а поставки запчастей прекращаются
автосалон

Из России не ушел ни один автопроизводитель — они были вынуждены временно подчиниться политическому климату, считает независимый автоэксперт Сергей Асланян*. Компании вернутся, только если конфликт завершится, а Россия отыграет отношение мира к ней, добавил он. «Бизнес в политическом отношении беспринципный — если выгодно, то сотрудничаем. У нас есть все основания полагать, что, когда все закончится, прежняя жизнь к нам вернется», — отметил он.

При этом очередь за российским автопромом с задранными ценниками выстраиваться не будет. «УАЗ выкатывает ценник в 3,5 млн рублей, но его и за 2 млн рублей никто не будет покупать. Будет ли после этого цена расти? Конечно, будет. Но люди не будут покупать за 4, и за 4,5 млн и даже за 5 млн рублей», — сказал Асланян.

Он добавил, что сейчас сдерживающих факторов нет, поэтому «цены сегодняшнего дня могут показаться легкой шуткой на фоне того, к чему мы придем к Новому году». «Если каждый месяц ценники прибавляют по 30%, то получается как минимум 210% к концу 2022 года. У нынешнего роста цен нет экономического обоснования», — подчеркнул эксперт. Асланян напомнил, что машина не выпускается только тогда, когда к ней нет запчастей. А запчасти для сборки машин отечественного автопрома были закуплены по прежним ценам. «Паника такова, что УАЗ Патриот теперь стоит 3,5 млн. А спрашиваешь про причины: "Ну, мы испугались"», — говорит Асланян.

«С точки зрения Китая мы — микроточка на карте»

В полтора раза поднял цены и китайский Haval. В среднем стоимость автомобилей бренда, сходящих с конвейера тульского завода, увеличилась на 950-980 тыс. рублей или на 40-50%. Столь резкое подорожание в истории российского рынка встречается редко. Другие же китайские производители импортируют свою продукцию в Россию. Источники «Коммерсанта» отмечали, что модели Haval, которые уже стоят на складах дилеров подорожали на 20%.

Между тем в феврале 2022 года в России продали более 10,5 тыс. новых китайских легковых автомобилей, что на 70% больше по сравнению с тем же месяцем 2021 года, подсчитывал «Автостат». Лидерство удерживали:

На эти три марки приходится до 80% продаж китайских автомобилей в России. На фоне объявленных против РФ санкций и приостановки поставок автомобилей ряда европейских, японских и американских брендов китайские производители имеют все шансы, чтобы серьезно увеличить долю рынка, отмечали в «Автостате».

У Китая брендов больше, чем в Европе, напоминает Колодочкин. «Китай сможет заменить иностранных производителей по количеству. И не только Китай, подключатся и другие: Турция, Таиланд или даже Вьетнам. Да, они капля в море, но больше поставок следует ждать из Китая», — сказал он.

Асланян настроен более скептически. Он заявил, что «Китай тоже боится санкций», однако российский рынок этой стране совсем неинтересен. «У них в месяц продается больше автомобилей, чем у нас за год. И с точки зрения Китая мы — микроточка на карте», — пояснил он. Более того, у китайского автопрома нет подходящего для России уровня и широты модельного ряда. «Китайцы не делают машины для наших начальников, для партийной и генеральской номенклатуры. Они делают для своих, китайских начальников, но для российского генерала ФСБ такие автомобили не подойдут», — добавил эксперт.

«Золотой» никель

Геополитическая ситуация расшатала и ценники на электрокары. В частности, Tesla за неделю дважды подняла стоимость собираемых в Китае машин (седан Model 3 и кроссовер Model Y). Model 3 подорожала на $2,8 тыс., до $58,3 тыс., а кроссовер Model Y — на $3,1 тыс., до $66,3 тыс.

Другой производитель электромобилей — китайский BYD — во второй раз за последние два месяца поднял цены на свои авто — в среднем на 3–6 тыс. юаней ($471–$942), отметил главный конструктор компании Change Mobility Together и разработчик электромобилей Олег Клявин.

«Цены на электромобили выросли ввиду изменения курса доллара к рублю. Однако и производители поднимают цены из-за роста себестоимости сырья – это явление мы наблюдаем в течение года», — объяснил эксперт. По его словам, ключевая роль в процессе — увеличение стоимости основного элемента в производстве батарей — никеля.

Клявин добавил, что пока сложно говорить о динамике цен на электроавтомобили, поскольку они зависят от многих факторов. Однако планы по созданию производства отечественных электрокаров сохраняются: в электромобиле и компонентов существенно меньше, чем в автомобиле с двигателем внутреннего сгорания, а цепочка поставщиков значительно короче, добавил он. «С учетом избытка в России генерирующих мощностей, эксплуатация электромобиля выгоднее, чем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания – и этот факт будет сильно стимулировать спрос», —заключил разработчик электроавто.

* Признан в России СМИ-иноагентом.