Хвост виляет быком

Рынок информационных технологий растет в три-четыре раза быстрее ВВП, не обращая ровно никакого внимания на плохие новости и взламывая оценки аналитиков при хороших новостях. «Бычий» рынок ИТ может и должен со временем стать катализатором превращения России в страну с эффективной экономикой.

 

Россия в вопросах корпоративного управления отстает от Запада на десятки лет, но при этом умудряется впитывать самые последние достижения в области информационных технологий.

 

Костюм с чужого плеча

Бурный рост самых передовых технологий автоматизации и информатизации в России стал возможен не благодаря высокому уровню организации бизнеса предприятий, а скорее вопреки. У инноваций в России пока нет «созревшей» клиентской базы, но у нас никого не пугает, когда на «хилое тело» компании-клиента натягивают костюм супергероя. Когда организация с невыстроенным менеджментом приобретает современную информационную систему, это для нее своего рода шок. В этот момент ИТ-компания становится для заказчика бизнес-консультантом, стратегом и аудитором. Впрочем, эти роли подрядчик начинает играть еще до внедрения системы – ведь перед тем как построить информационные потоки, надо исправить бизнес-процессы, формализовать стратегию, подготовить сотрудников и т.д. Подрядчику в этих условиях трудно устоять перед соблазном навязать заказчику все самое дорогое – например, убедить, что секретарям директора просто необходимы двухпроцессорные рабочие станции. Где заканчивается забота о клиенте и начинаются злоупотребления? Наиболее консервативно настроенные аналитики говорят, что российские ИТ-компании очень быстро строят пирамиду и что далеко не все ее составляющие сделаны профессионально.

 

Спутанные карты

В 2003 году прирост российского ИТ-рынка, по данным РБК, составил 25%. В абсолютных показателях рынок в 2003 году «весил» около $5,8 млрд. Подобное развитие спутало аналитикам все карты. Например, в IDC Russia три раза за прошедший год пересматривали собственные оценки, в результате чего объем рынка вырос на целый миллиард долларов. Зато теперь никто не скупится на щедрые прогнозы.

Больше других ему в этом помогает государство: в период с 2001 по 2003 год государственные затраты на ИТ составили почти $3 млрд, с 2004 по 2007 год затраты составят еще около $5 млрд.

Еще несколько лет назад российский рынок ИТ на 80% был «железным». В 2003 году на услуги и программное обеспечение приходилось почти 40% рынка, а к концу 2004-го ожидается паритет двух основных сегментов.

 

Вслепую

 

Секторы компьютеров и комплектующих – ветераны рынка информационных технологий. Несмотря на высокий уровень конкуренции, а также мизерную прибыльность (около 4%), дистрибуторы и сборщики продолжают играть главную роль.

Крупнейшие дистрибуторы ищут способы оптимизации бизнеса и увеличения прибыльности – например, активизируя работу с конечными потребителями или создавая добавленную стоимость путем введения дополнительных услуг. По мнению Кирилла Косолапова, директора по дистрибуции компании «Белый ветер», производители сейчас стараются увеличивать продажи путем создания собственных сервисных центров и поставок продукции в обход дистрибуторских каналов. В ответ дистрибуторы увеличивают серые поставки для повышения привлекательности своих продуктовых линеек. Дилеры же, в свою очередь, создают локальные псевдобрэнды путем простого маркирования продукции no name.

На рынке компьютеров производители поделили между собой несколько ниш. Российские брэнды заняли сегменты, в которых цена важнее абсолютной надежности устройств. Продукцию западных брэндов приобретают или для «пафоса», или когда заказчик не может себе позволить приобретение ненадежного оборудования. Ведь уровень отказоустойчивости компьютеров западных брэндов составляет менее 5% в год, российские же отказывают в два-три раза чаще.

Нельзя не отметить резкий рост «мини-мобильных» устройств, а именно дескноутов, ноутбуков, КПК, которые уже в ближайшие два-три года могут серьезно потеснить привычные ПК на рынке. Так, если динамика роста сохранится на уровне 60 – 90% в год, уже в 2006-м ноутбуки достигнут 30% от общего объема продаваемых компьютеров. КПК в 2006 году могут составить 10% рынка компьютеров. Сильно выросла популярность в офисах дескноутов. Внешне они не отличаются от ноутбука, но на самом деле являются обычными ПК, без внутреннего источника питания и с обычными комплектующими. Доля дескноутов составляет пока менее 1% от общего объема ПК, но еще год назад такого продукта вообще не было на рынке. Бурный рост продаж и как следствие цен на LCD-панели тоже говорит о сильном влиянии моды. За год, по данным IT Research, рынок мониторов вырос примерно на 45%, причем доля LCD-мониторов увеличилась с 14% до 30 – 35%. При этом необходимо понимать, что моду формируют сами производители. Не случайно многие модели ЭЛТ-мониторов за последний год «насильно» были сняты с производства, хотя спрос на них имелся.

Что касается прогнозов, то, по словам Кирилла Косолапова, динамика рынка в 2004 году сохранится на уровне 18 – 20%. А головной болью топ-менеджеров компаний-дистрибуторов останется таможня, несмотря на новый Таможенный кодекс. Сегодня никто не может спрогнозировать, как он повлияет на бизнес.

 

Полная корзина

 

Ведущие 20 системных интеграторов, занимающих более 70% рынка, как правило, входят в холдинги, которые предлагают полный спектр продуктов и услуг заказчикам. В обязательном порядке в состав холдинга включается и дистрибуторская компания, даже если этот бизнес юридически не выделен. Сейчас всесторонняя унификация, консолидация и укрупнение устраивают и сами компании, и заказчиков. Организации снижают издержки на содержание бэк-офиса, маркетинг и работу с клиентами. Дмитрий Садков, директор департамента управленческого консалтинга IBS, считает, что основную долю рынка по-прежнему будут занимать крупные компании. Для этого есть серьезные предпосылки и у заказчиков – например, концентрация активов вокруг лидеров отраслей. А крупной организации выгоднее и одновременно опаснее размещать все заказы у одного холдинга. С одной стороны, холдинги аккумулируют у себя лучшие ресурсы, им есть что предложить заказчикам. Но все яйца в одной корзине держать не принято.

 

Вместе

Бурное развитие рынка услуг тоже подталкивает компании к альянсам и даже слияниям. Крупные заказчики уже созрели до масштабных проектов, которые под силу не каждой компании. Вместе с тем традиционные исполнители не могут себе позволить упустить таких клиентов и ищут партнеров, чтобы выглядеть в глазах заказчика единой компанией. Мы уже стали свидетелями нескольких крупных слияний – как формальных вроде создания Национальной компьютерной корпорации (НКК), так и самых реальных (покупка дистрибутором Verysell компании V6 – холдингом ЛАНИТ компании DPI). Возможно, 2004 год также принесет нам пару громких слияний, подготовка к которым держится в строжайшем секрете.

Клиенты же по-прежнему предпочитают более дорогие, но хорошо зарекомендовавшие себя в мире и в России решения известных западных разработчиков.

Для рынка тиражного ПО 2003 год стал переломным. Компании осознали целесообразность использования лицензионного ПО, заметно вырос интерес к нему даже у индивидуальных пользователей. Как объясняет Сергей Андреев, генеральный директор ABBYY, «эта ситуация связана с ростом доходов – гораздо больше людей могут теперь себе позволить покупать легальный софт. Кроме того, производители ПО начали выпускать версии для низшей ценовой категории». То есть появилась возможность купить лицензионную программу по «пиратской» цене: за 100 – 150 руб.

Участники рынка ожидают, что в 2004 году продолжится отступление контрафактного ПО: пиратской продукции будет на 7 – 10% меньше, а темпы роста лицензионного ПО останутся стабильно высокими, на уровне 40 – 50%. Производители начинают обращать все больше внимания на средние и мелкие компании, которые уже созрели для того, чтобы тратить деньги на относительно серьезные программные решения. «Корпорации уже охвачены, а на рынке малого и среднего бизнеса открываются большие перспективы», – отмечает Сергей Андреев. При этом корпоративный рынок все более становится рынком решений, которые включают в себя не только комплекс ПО, но и оборудование.

Огорчает только тот факт, что до 70% ПО импортируется, а некоторые некогда успешные российские компании проигрывают в конкурентной борьбе зарубежным.

Что касается заказного ПО, то после фазы бурного развития наступило относительное затишье. Рост этого сектора незначительно превышает рост объема рынка ИТ в целом. Спрос на заказные решения на отечественном рынке ограничен, тем более что клиенты все чаще отдают предпочтение тиражным решениям. А на мировом рынке Россия никак не может стать полноценным конкурентом Индии, Израиля, Скандинавии или Китая, и те немногие конкурентные преимущества, которые у нас есть, не позволят отнять значительную часть пирога у конкурентов.

 

На всех парусах

 

За пять послекризисных лет рынок ИТ на большой скорости прошел трудную извилистую трассу и попал на более или менее ровную дорогу. С одной стороны, не наблюдается резких скачков на новых направлениях, а с другой – продолжается довольно стабильный рост рынка в целом. Такое интенсивное, но вместе с тем спокойное развитие можно прогнозировать на несколько лет. И главное, топ-менеджеры смогут наконец составить среднесрочную стратегию развития бизнеса и замахнуться на долгосрочную. Сегодня на рынке ИТ определяющую роль играют порядка 10 холдингов, которые начинают играть заметную роль в экономике России. А значит, рынок ИТ перестает быть бедным родственником. Ведь теперь руководители ИТ-холдингов наконец-то могут позволить себе заняться развитием бизнеса, консолидацией отрасли, лоббированием.

На ближайшие годы важнейшими задачами для всего рынка ИТ будут совместная с правительством разработка стратегии развития, разработка и реализация законотворческих инициатив, протекционизм на мировых рынках, разработка алгоритмов перераспределения инвестиций из сырьевых сфер в инновационные. И тогда рынок на долгие годы обеспечит себе стабильные темпы роста, в 3 – 5 раз превышающие рост ВВП.