Top.Mail.Ru
архив

«Кинодоктора» вызывали?

«Самый сложный фильм, в котором мне приходилось сниматься», — так Леонардо Ди Каприо отзывается в интервью о киноленте «Выживший» со своим участием.

Не согласиться сложно — взять хотя бы серию дублей, где артисту пришлось плавать в ледяной реке одетым в медвежью шубу. Впрочем, на самом деле все было не так уж и страшно — после каждого заплыва Ди Каприо отправлялся в специальную машину, где гигантский фен вмиг высушивал его до нитки.

Артистам в отечественном кинематографе о таком приходится разве что мечтать: еще недавно большой удачей было присутствие на съемочной площадке теплого трейлера, не говоря уже о другой спецтехнике, например, оборудованной по всем правилам мобильной гримерной.

В Америке или Европе художнику по костюмам предоставляют передвижную костюмерную, художнику по гриму — полноценную передвижную гримерную. Эти моменты не обсуждаются в принципе, — рассказывает управляющий партнер компании «Кинодоктор» Евгений Непейвода.

Семь лет назад он, начинающий работник киноиндустрии, занимавший позицию продюсера, решил совершить локальную революцию. Выпускник Минского института культуры, занимавшийся после учебы преимущественно организацией гастролей и концертов, в 2008 г. неожиданно предложил рынку кино в аренду передвижную специальную технику для съемочных площадок, столь востребованную киношниками за рубежом. При этом производить гримуборные, костюмерные и целые комнаты отдыха на колесах он решил в России по собственному проекту. Получилось ничуть не хуже западных образцов, и почти вдвое дешевле.

Сообразили на троих

Сегодня так и хочется сказать, что название «Кинодоктор» компания получила не случайно: судя по его рассказам, состояние дел на съемочных площадках оставляло желать лучшего.

В 2004 г. Евгений Непейвода попал на настоящую «фабрику грез» российского кинематографа — Творческое телевизионное объединение Юрия Беленького, которое долгое время оставалось крупнейшим производителем телесериалов в России и отличалось весьма плотными рабочими графиками. Впрочем, работал Непейвода и в студии Сергея Жигунова, где ситуация была не проще.

Удивительно, но везде директора картин ломали голову, где найти для артистов удобные, а главное, теплые передвижные гримерные и костюмерные. О специализированной технике не приходилось и мечтать, ее место занимали в лучшем случае переделанные по принципу «кто во что горазд» микроавтобусы, «пазики» и «рафики». Да и их приходилось искать через десятые руки по знакомым.

Разные автомобили пытались под это приспособить. В СССР могли себе это позволить не многие. И у гигантов кинопроизводства такие машины были на базе «КамАЗа, — генеральный директор продакшн-компании полного цикла «АРСПРО» Антон Артемьев.

Мы приглашали на площадку заслуженных, всеми любимых артистов со всенародной известностью, но не могли им предоставить нормальные условия для работы. Мне это казалось очень большой проблемой, — вспоминает Евгений Непейвода.

Справиться с ней начинающему бизнесмену помогли друзья — сооснователь группы компаний «МИЦ» Александр Пальмов и собственник рекламного агентства «Ацтек медиа» Дмитрий Сенюк.

Наш бизнес возник не по классической схеме, мы просто все изначально дружили и до сих пор дружим, — объясняет Евгений Непейвода.

Средства на новое дело потребовались при этом довольно внушительные — на первоначальном этапе в компанию вложили $3 млн, с учетом реинвестиций. Как говорит Евгений Непейвода, ни один банк не взялся бы в те времена кредитовать не самый понятный с точки зрения финансовых гарантий проект. Кстати, зря: по словам бизнесмена, первоначальные инвестиции удалось вернуть к 2012 г.

Сделано в России

От покупки спецтехники для нужд кино на Западе «Кинодоктор» отказался во многом из-за разного подхода к кинопроизводству в России и за рубежом.

«В условиях кризиса особенно остро стоит вопрос с ремонтом и техобслуживанием. Если у вас иностранная спецтехника, все запчасти нужно сейчас заказывать по каталогу, это долго, и все цены — в евро. Представьте: комплекс уехал на три месяца в какой-то город и там сломался. Как его оперативно на месте съемок обслужить? — объясняет Евгений Непейвода. — Это комфортная техника для передвижения по хорошим дорогам и на небольшие расстояния. А в России съемки то в Сочи, то в Мурманске».

Не отвечали импортные автокомплексы для артистов и погодным условиям России — например, системы водо- и теплоснабжения не были рассчитаны на суровые зимы и хорошо работали лишь при плюсовой температуре.

Вместо этого рынку предложили собственную разработку — так появился оборудованный по последнему слову техники автокомплекс, где артистам, гримерам и костюмерам комфортно работать. Время показало, что решение оказалось более чем выигрышным, учитывая девальвацию национальной валюты. Сделай производители в далеком 2007‑м выбор в пользу импорта спецтехники, бизнес мог попросту не состояться.

Правда, базовые комплектующие компания все равно предпочитает закупать за рубежом. Например, задние мосты покупают в Австрии и Италии. За рубежом приобретают пластик и автомобильные стеклопакеты, которые используют при изготовлении фургона. Сначала материал приходил из Нидерландов, затем компания стала работать с турецкими производителями.

А вот сантехнику и электрику здесь предпочитают выбирать из той, что представлена в российском масс-маркете: если в автокомплексе нужно заменить кран, розетку или лампочку, все необходимое для ремонта можно купить даже в «Леруа Мерлен».

Сегодня в парке компании более 20 единиц спецтехники, вся она собиралась в России. Сначала рассматривали вариант размещения производства в Китае, но от проекта отказались. Отечественная сборка оказалась почти вдвое дешевле зарубежной. Себестоимость единицы техники до падения рубля составляла около 300 000 евро, в то время, как аналоги за рубежом оцениваются в пределах 0,5 млн евро.

Правда, запустить производство оказалось задачей не из простых. Как оказалось, в стране не существовало ни одного предприятия, которое могло бы сделать все целиком. В сборке даже сегодня участвует целая цепочка предприятий.

Одни хорошо делают раму — мы у них заказываем эту раму, другие хорошо делают фургон, а третьи изготавливают под заказ специальные оси, оборудованные пневматикой. У нас контрактное производство, это целая история, — уточняет Евгений Непейвода.

Все, как в кино

Стартовать «Кинодоктору» пришлось не в самое простое время: первые комплексы Непейвода предложил рынку в 2008 г., когда уже разразился экономический кризис. При этом стоила услуга от новой компании выше, чем в среднем по рынку, — 18 000 руб. за рабочую смену.

Конечно, за эти деньги там было все, вплоть до цветов для артистов, но люди экономили очень сильно. Поэтому сначала мы проводили промо-смены для клиентов, — вспоминает Евгений Непейвода.

Уровень качества и комфорта в кино оценили быстро — чего стоила, к примеру, круглосуточная поддержка по телефону или готовность водителя взять на себя мелкий ремонт автокомплекса. Стоит ли удивляться, что название компании, несмотря на высокий ценник (стоимость рабочей смены сегодня начинается уже от 25 000 руб., а может доходить и до 100 000 руб.) почти превратилось в кинематографической среде в синоним качества, список клиентов пестрит звездными именами, а наличие на съемочной площадке автокомплекса от «Кинодоктора» многие артисты включают в райдер.

Сегодня услугами компании пользуются не только производители кино и сериалов. «Кинодоктор» стал частым гостем на съемках телепередач — его автокомплексы заказывали Андрей Малахов для проекта Первого канала «Барахолка» и Юлия Меньшова для «Наедине со всеми». Полюбили компанию и организаторы концертов с участием звезд. Клиентов можно перечислять довольно долго — среди них Лариса Долина, Кристина Орбакайте, Витас, Сергей Мазаев, Надежда Кадышева, Александр Буйнов, «Бурановские бабушки»... Услугами «Кинодоктора» охотно пользуются и иностранные исполнители — автокомплекс заказывали для концерта Aerosmith на празднование Дня города в Москве.

Востребованы автокомплексы и на корпоративах — к примеру, в минувший Новый год транспорт компании был расписан надолго вперед.

«В ресторанах обычно нет подсобных помещений, которые можно использовать под гримерную, да и за стол с гостями артиста не посадишь, — объясняет Евгений Непейвода. — А в нашем комплексе артист получает все необходимое четко по райдеру, и он в спокойной обстановке готовится к выступлению. Это подчеркивает его статус, и организаторам не приходится думать, где разместить артиста».

Свою роль играют и «сарафанное радио», и связи артистов. Среди клиентов компании — ресторан «The Сад», один из владельцев которого Иван Ургант лично пользовался услугами «Кинодоктора» на съемках.

Фургоны автокомплексов также могут быть использованы под рекламу — например, сейчас на нескольких машинах можно увидеть рекламу компании «МИЦ».

Западным компаниям, работающим в России, «Кинодоктор» предлагает свои авто для организации рекламных роуд-шоу и промо-туров. В итоге часть автокомплексов колесит с рекламой по стране, в том числе и по маршруту Москва — Хабаровск. Услугами уже воспользовались всем известные Warner Brothers, Avon, Mary Kay, Microsoft, Michelin.

«Это эффективный способ продвижения, на это обращают внимание. А компаниям нужно стимулировать продажи в разных регионах, — поясняет Евгений Непейвода. — Конечно, можно дать рекламу на федеральных каналах, но сегодня этим никого не вдохновишь на покупку».

Сейчас в «Кинодокторе» обсчитывают заказ для Сейшельских островов. Однако это, скорее, исключение — основные клиенты компании все же из России и стран СНГ.

Остаться в живых

Удивительно, но качество спецтехники «Кинодоктора» признают не только клиенты, включая высокооплачиваемых артистов, привыкших к комфортным условиям работы, но даже конкуренты.

Передвижные гримерки «Кинодоктора» полностью сделаны в России, они учитывают все требования, которые к ним предъявляются. От этого и высокая цена на их аренду, но спрос стабильный, — основатель компании Retrailer Андрей Калашников.

Однако при всем уровне сервиса, уникальности выбора и высоком качестве предлагаемых в аренду комплексов «Кинодоктор» не является на рынке монополистом.

«К услугам компаний и частных лиц, сдающих транспортные средства для киношников, прибегают почти все продакшн-компании, которые производят игровой контент. Зимой спасаются от холода, летом — от жары. Выбор есть, и достаточно большой. При выборе в основном опираешься на многофункциональность комплексов, иногда даже вопреки стоимости», — говорит Антон Артемьев.

Точной оценки рынка, в том числе по количеству игроков, не существует, однако разнообразные «костюмвагены», «гримвагены», трейлеры для отдыха артистов и даже передвижные туалеты под своими брендами готовы предложить съемочным группам десятки различных компаний с собственным автопарком, не говоря уже о предпринимателях, зарабатывающих на сдаче в аренду пары машин. Над созданием собственных передвижных комплексов стали задумываться и кинопроизводители. Например, подобный проект пробует разрабатывать компания «АРСПРО» (условное название «Техноваген»). Евгений Непейвода рассказывает, что в его компанию уже обращались представители нескольких ведущих производителей киноконтента с предложением о продаже лицензии на производство техники «Кинодоктора» для своих нужд. Пока им отказывают.

По разным оценкам, на долю частников приходится 30–50% рынка, большую часть (20–30%) из оставшегося забирает «Кинодоктор». При этом ценники практически у всех игроков рынка по сравнению с «Кинодоктором» значительно ниже.

С кинокомпаниями уже более пяти лет активно работает Grimvagen.ru. В автопарке не один десяток машин, причем заказчик может получить автокомплекс формата «три в одном» — на базе одной машины совмещают гримерную, костюмерную и место отдыха для артиста, объясняет основатель компании Юрий Федосов. Стоимость такого спецтранспорта — около 12 000 руб. Еще дешевле, в пределах 8000 руб., обойдется аренда гримерно-актерского комплекса Puma от «Спецфильмсервиса». Доступную спецтехнику в аренду предлагают компании «Киносервис» и «Шикарус», и этот список можно продолжать почти бесконечно. Безусловно, речь не идет о собственных разработках — компании предлагают в аренду подержанную технику из-за рубежа, зачастую непрофессиональную, например, американские автодома для путешествий, которые адаптируют под нужды кинопроизводителей. Многих заказчиков такой подход устраивает: например, транспорт от Grimvagen.ru заказывал для съемок Станислав Говорухин, технику этой компании использовали на съемках блокбастера «Тайна перевала Дятлова» и новой рекламы «Мегафона» в подмосковном Серпухове. При этом для многих работа именно в кинобизнесе является лишь небольшим сегментом — например, компания «Шикарус» больше известна на рынке аренды автокомплексов для свадеб, вечеринок и даже караоке на колесах.

Если до кризиса клиентов хватало на всех, хотя емкость рынка была ограниченной, то теперь ситуация не выглядит столь однозначной. Сегодня было бы практически невозможно выжить лишь за счет заказов от киноиндустрии — в условиях экономической нестабильности в кино серьезно урезают бюджеты, съемки идут в режиме экономии, а значит, 25 000 руб. на аренду передвижной гримерной может и не найтись.

Падение спроса на дорогую спецтехнику уже отметили в Санкт-Петербурге, рассказывает руководитель местной компании «Кинотранспорт» Даниил Юпланов.

Аренда трейлеров в принципе нестабильный бизнес. Он очень сезонный. Как, собственно, и аренда «гримвагена». В 2015 г. «гримваген» в аренду просили очень редко по сравнению с тем же 2014 г., — Андрей Калашников.

С тем, что работать стало сложнее, согласен и управляющий партнер «Кинодоктора». «Спасает то, что у нас не такое большое количество техники. Будь у нас 200–300 автомобилей, плохи были бы наши дела», — говорит Евгений Непейвода.

Неудивительно, что пока компания не спешит производить новые автомобили — с этим решили подождать до лучших времен. Сколько придется ждать, не знает никто — кризис пришел всерьез и надолго.

Кстати, преодолеть сложные времена на рынке в очередной раз поможет диверсификация бизнеса, в том числе — дополнительные услуги для клиентов, уверены в «Кинодокторе». Ведь, начав в 2007 г. с услуг для кинопроизводства, сегодня компания способна обеспечить кейтеринг на съемочной площадке, а сами автокомплексы оборудованы вендинговыми автоматами, терминалами моментальной оплаты, а также внутри комплекса установлены LCD-экраны, транслирующие за деньги рекламу заказчика. По оценке, дополнительные услуги приносят компании до 30% выручки.