Киоски в цехах
Внедрение Axapta на Первоуральском новотрубном заводе проводилось нетрадиционно. Обычно в первую очередь ERP-система вводится в финансовом или логистическом модулях. Однако руководство и акционеры завода после детального анализа существующих проблем признали самым слабым звеном производственный блок. С него и начали.
В 1997 году Первоуральский новотрубный завод перешел в собственность группы физических лиц. Вплоть до 2000 года хозяева самостоятельно управляли заводом из Москвы. Затем акционеры решили, что пришло время перенести центр принятия решений в Первоуральск, и начали приглашать управленцев со стороны. В августе 2001 года на заводе появился новый ИТ-директор Константин Юрганов, имевший опыт работы в консалтинге и в компании Baan (производитель ERP-системы). По словам Юрганова, «отчетность предприятия в это время была непрозрачна: данные неточны и неактуальны, единого информационного пространства не существовало. Это мешало оперативной деятельности».
«Где болит»
С августа по декабрь 2001 года новый ИТ-директор разбирался в бизнес-процессах и размышлял о выборе партнера проекта.
Для реализации первого этапа Юрганов предложил выбрать один из участков: логистику, бухгалтерию, финансовый блок или производство. Решено было начинать с того, где «больше всего болит». Рассмотрев все варианты, менеджеры и акционеры признали самым слабым звеном производственный блок. Обычно этот сегмент «не прорисован» в информационных системах, кроме того, не существует стандартных типовых решений, пригодных для трубопрокатного завода. «Успех зависит от степени готовности предприятия к внедрению информационных систем, – рассказывает руководитель департамента металлургии и горной промышленности Oracle СНГ Владимир Дышловенко. – При их построении для большого предприятия лучше всего идти от планирования производства и ключевых показателей, важнейший из которых в металлургии – себестоимость продукции – часто меняется из-за изменения стоимости электроэнергии, угля, руды, кокса и других составляющих. Руководителю важно понимать, каким образом он формируется».
Партнером была выбрана компания «Корус Консалтинг». «Мы взяли на себя много рисков проекта, – рассказывает Лев Бондаренко, руководитель металлургического направления «Корус Консалтинг». – Зато теперь мы чуть ли не единственная компания, которая может показать работающий в России проект с внедренным производственным модулем». В качестве информационной системы была избрана программа Axapta компании Navision (в 2002 году Navision приобретена компанией Microsoft).
Трубы под контролем
В январе 2002 года команда приступила к внедрению проекта. Выяснилось, что в каждом из 10 цехов основного производства завода применялась собственная локальная система учета. О централизованном сборе информации в режиме реального времени никто даже не задумывался.
Планирование производственной деятельности велось приблизительно. Заказчику назывались заведомо завышенные сроки исполнения, но зачастую завод не укладывался и в них. Иногда из-за несовершенства учета клиенту сообщали, что работа не выполнена, тогда как на самом деле заказ был готов. Были и другие казусы – например, трубы отгружались по железной дороге, но получателя об этом никто не извещал. Зайдя в цех, клиент мог «уговорить» сотрудников отгрузить ему чужой готовый заказ. В итоге одни получали трубы за 3 дня, а другие не могли дождаться их и в течение месяца.
Теперь система ведет полный учет движения металла по цехам, контролирует выпуск готовой продукции и отгрузку.
На реализацию первого этапа проекта потребовалось 10 месяцев вместо изначально планируемых 8 (при этом в оговоренный бюджет «Корус» и проектная группа завода уложились). К 4 ноября 2002 года – моменту запуска системы в эксплуатацию – были разработаны все необходимые регламенты. Например, теперь, если информация о готовой трубе не введена в систему Axapta и отгрузочные документы не распечатаны, служба безопасности обязана блокировать выезд грузового транспорта с территории завода. Отдел труда и заработной платы получил указания брать информацию только из документов, сгенерированных в Axapta. В общей сложности было прописано примерно 50 жестких ограничений, которые выполнялись с момента запуска системы.
Время с 4 по 6 ноября проектная команда провела в цехах, отвечая на вопросы пользователей. Ноябрьские праздники были использованы для донастройки проекта. Через несколько недель необходимость в постоянном присутствии ИТ-специалистов отпала.
Для терминалов системы в горячих цехах металлургического производства, среди грохота, лязга и летящих искр, пришлось искать специальное место. Проектная группа разработала недорогое решение: «киоск» из гофрированного металла, раскрашенный в корпоративные цвета завода.
Таким образом, два года назад было подключено около 50 рабочих мест в двух прокатных цехах и в цехе трубной заготовки, а также в управленческих структурах завода. Параллельно за два месяца проектная команда разработала функцию подсчета себестоимости продукции в сети Axapta.
Смена привычек
Вторым шагом стало распространение системы на все цеха завода. Это заняло еще 10 месяцев. К концу 2004 года проект был полностью реализован. Сейчас Axapta контролирует движение товарно-материальных ценностей – закупки, движение по складам, списание. Также внедрен расчет плановой и формирование фактической себестоимости.
Вместе с «Корусом» завод начал строить новые блоки – финансовый, контроля качества. Ожидает автоматизации и заводская лаборатория.
В настоящее время в системе функционирует порядка 500 рабочих мест.
Конкуренты Microsoft на просьбу «Ко» прокомментировать проект ответили следующее.
«Axapta хорошо работает в небольших информационных сетях – до 150 подключенных рабочих мест. Будет ли система эффективно работать в сети на 500 мест – покажет время, – говорит исполнительный директор компании CIBER Novasoft CIS Александр Низник (компания специализируется на SAP). – При введении Axapta программисты часто сильно меняют ее код, и, таким образом, заказчик зависит от компании-внедренца. Получается что-то вроде «самописной» программы, только на базе Microsoft».
Владимир Дышловенко из Oracle также считает, что «Axapta действительно начинает вести себя неадекватно при большом количестве клиентов. И для предприятий, в которых больше 500 рабочих мест, надо выбирать более серьезные системы».