Киоски войны

07.02.201600:00

У неприметной палатки с овощами на Трифоновской улице, в самом центре Москвы, к вечеру выстраивается традиционная очередь из окрестных жителей – поблизости не хватает магазинов со свежей зеленью, съедобной клубникой и даже с банальными бананами и картофелем. Хозяева киоска, семья из Азербайджана, торгуют овощами в столице последние двадцать лет. Их, как и всех без исключения владельцев московских киосков, этим летом ожидают серьезные перемены. 

В Центральном административном округе (ЦАО) столицы полным ходом идет эксперимент по замене разномастных ларьков и палаток на киоски нового образца. Городские власти решили производить последние за счет бюджета, а право аренды разыгрывать на аукционе. Предполагается, что из центра старые киоски исчезнут к середине 2015 г. С осени, заявил глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк, эксперимент расширят до границ Третьего транспортного кольца, а затем его действие распространят и на все остальные округа.

Эксперимент проходит в интересах Москвы и москвичей, уверяют в мэрии и ожидают прибавки в бюджете, искоренения субаренды, роста качества торговли и обретения эстетического единства. 

Горожане вроде бы не против: на портале «Активный гражданин» идею сноса прежних киосков поддержало большинство. 

Владельцы киосков уверены в основном в обратном. Те, с кем побеседовал «Ко», говорят о переделе на рынке нестационарной розницы, который грозит столице сокращением числа уличных палаток, потерей рабочих мест и скачком цен на продукты первой необходимости. 

Уступи дорогу

В рамках эксперимента в ЦАО власти намерены установить двести киосков нового образца. Если все пойдет по плану, к концу 2016 г. в Москве появится около семисот обновленных торговых объектов. 

По задумке властей, арендатору предлагается киоск, полностью оснащенный техническим оборудованием (стеллажами, холодильниками, шкафами и пр.). Новые договоры аренды будут заключаться на пять лет, а не на три года, как ранее.

«Предприниматель может сразу начать торговую деятельность, – объясняет начальник управления мелкорозничной торговли департамента торговли и услуг Москвы Кирилл Фролов. – Ему не нужно искать производителя, заказывать объект, решать вопрос подключения к линиям электроснабжения».

Киосковых аукционов в столице пока прошло два, на них разыграли 18 киосков, преимущественно со специализацией «Мороженое». Жесткая специализация киосков, кстати, еще одно новшество. В том же киоске «Мороженое» нельзя торговать ни молоком, ни кефиром.

«С 4 мая 1992 г. я торгую в Москве мороженым. То, чем я занимаюсь 23 года, по всей видимости, в этом году подходит к логическому завершению, дальше продолжать будет уже непросто», – резюмирует гендиректор компании «Интерайс» Сергей Куранов. Он всерьез подумывает о новых направлениях бизнеса, и таких, как он, в столице сотни. 

«Люди, у которых нет сети, у которых две-четыре точки, для них все это – крушение», – подчеркивает Сергей Куранов.

Впрочем, так считают далеко не все представители делового сообщества. Основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров полагает, что реформирование системы киосков в городе – мера вынужденная. По его мнению, нововведения грозят предпринимателям ЦАО как минимум потерей бизнеса, но все же с перспективой восстановления.

«Не будем лукавить, большая часть киосков работала из рук вон плохо. Об этом говорит и уровень «поддержки» жителей города, которой просто не было, – рассуждает Михаил Гончаров. – При Лужкове были ад и анархия. Последние три года уличная сеть впервые работала по правилам, но всем известно, что конкурсы проходили с огромными сложностями и зачастую при вмешательстве рейдеров. Сейчас делается попытка создать чистую и понятную систему».

Основной проблемой по итогам аукционов грозит стать стоимость аренды, опасаются предприниматели. Даже стартовая цена (в пределах 30 000 руб. в месяц, в зависимости от расположения объекта) участникам торгов показалась завышенной. А как показали первые аукционы, в ряде случаев она увеличивалась более чем в три раза. 

Так, торги по аренде киоска «Мороженое» на улице Покровка, 47 завершились на цифре 67 320 руб., киоск на Остоженке ушел арендатору за 100 000 руб., а на Шаболовке – и вовсе за 150 000 руб. в месяц. 

Более того, с 1 июля начнет действовать торговый сбор: с каждого киоска предприниматель будет ежемесячно платить в казну дополнительно к аренде еще 27 000 руб. 

«Продажи мороженого зимой падают, выручка может снизиться в три-пять раз, – отмечает Сергей Куранов. – Раньше спасала возможность летом торговать мороженым, а зимой – пельменями, замороженными овощами. Теперь ассортимент выстроен более жестко».

Многие предприниматели работали в городе по договорам аренды земли, а это с точки зрения арендных выплат совсем мало. К примеру, киоск «Мороженое» мог платить и 2000 руб. в месяц. Были и те, кто выиграл право размещения киосков на аукционах, где стартовая цена за квадратный метр для центра Москвы начиналась от 6000 руб. Однако высокая арендная плата компенсировалась в том числе и торговлей слабоалкогольными напитками и сигаретами, которые теперь к продаже запрещены. 

«Индивидуальный предприниматель это точно потянуть не может», – уверен Сергей Рак, генеральный директор компании «Маркон» и председатель комитета по франчайзингу общественной организации «Опора России». По мнению эксперта, так смогут работать разве что сбытовые сети крупных производств. В случае с киосками «Мороженое» речь идет о компаниях «Айс-Фили», «Айсберри», «Русский холод», «Баскин Роббинс» и др., которые смогут компенсировать зимний простой, обеспечить кредитование. «Айсберри» и «Фили» входят в число победителей уже состоявшихся аукционов.

Предприниматели не исключают, что в целом такими способами место под солнцем отвоевывает сетевой ритейл, борющийся за покупателя, зачастую отдающего предпочтению продуктам из киосков.

Об этом, кстати, проговариваются и городские чиновники. К примеру, Алексей Немерюк, комментируя новую схему организации работы киосков в Москве, заметил, что «предприниматели смогут принять участие в аукционах и продолжить торговлю в том же месте, если, конечно, там останутся киоски как таковые, а их место не займут магазины». 

Впрочем, власти Москвы открыто о намерении полностью избавиться от киосков не говорят, периодически заявляя, что число киосков не уменьшится, что предприниматели получат право участвовать в аукционах на новые точки.

Однако число и точная специализация новых киосков до сих пор неизвестны – об этом предприниматели каждый раз узнают незадолго до очередного аукциона. Также никто из них точно не знает, останется ли «насиженное» место на новой карте размещения киосков в Москве или киоск «отправят» за тридевять земель, где не будет покупателей. 

На птичьих правах

Сегодня на улицах Москвы, по разным оценкам, работает от 8000 до 8500 нестационарных киосков. В эту цифру входят лавки по продаже овощей и фруктов, палатки с хлебом и выпечкой, киоски от мясокомбинатов, ларьки с цветами и мороженым, общепит всех мастей и киоски «Пресса». 

Большинство из них оказалось вне закона: сроки договоров с московскими властями, дающих право на размещение торговых объектов на оговоренных местах, истекли 1 апреля, а заключать новые власти не спешат. Формально большинство киосков столицы находится под угрозой сноса.

До 2011 г. город заключал с киоскерами договоры на аренду земли под киоски, однако затем частично их сменили аукционы, где разыгрывалось лишь право на размещение НТО. 

Столичные власти пока говорят, что не планируют сносить киоски, располагающиеся на территории Москвы на законных основаниях. Однако предпринимательская среда в это не верит. 

Лишиться киоска в одночасье можно было всегда. В результате наступления на киоски в 2010 г. сеть «Стардогс» потеряла 11–15 млн руб. выручки и треть своих автокафе, недополучив в течение двух недель 8 млн руб. выручки; у компании «Сдоба» (сеть «Пирожки из печи») 8 киосков из 21 отключили от электричества, два вывезли, потери достигли 1,3 млн руб. (итоги пострадавшие предприниматели подвели в январе 2011 г.). По оценкам экспертов, ущерб от демонтажа палаток и ларьков в столице тогда составил от 500 млн до 1 млрд руб., без работы остались около 10 000 человек.

Периодически город менял требования к внешнему виду киосков. Если долгое время каждый изготавливал киоски сообразно собственным представлениям, то в 2011 г. Москомархитектура разработала проекты ларьков нового типа. Старые киоски предпринимателям пришлось отправить на свалку, а на новые серьезно потратиться (производство киоска оценивалось в 350 000–400 000 руб.). 

«В 2011 г. было ощущние, что это надолго, что, если мы изготовим киоски по новым требованиям Москомархитектуры, у нас будет возможность продолжать бизнес. При этом в договорах ничего прописано не было. Прошло три года, и закручивается новый передел», – говорит Сергей Куранов.

 

Катком и бульдозером

«Вывод напрашивается один, что это персональная заморочка Сергея Семеновича (Собянина. – Прим. «Ко»). Из  20 000 (киосков. – Прим. «Ко») он оставил 7000, теперь из 7000 он оставит 4000 и дальше будет давить и их», – заявил «Ко» один из участников рынка.

Впрочем, идея периодически сносить киоски, затем меняя их на новые, принадлежит не действующему мэру. О том, что число киосков нужно сокращать – из-за антисанитарии, сомнительного качества товара и уклонения от уплаты налогов, власти столицы заявляли с неизменной периодичностью. 

Один из первых массовых сносов помнят жители района «Аэропорт»: в 2000 г. под нож пошли киоски на площади у памятника Эрнсту Тельману около метро (вместо них появилась торговая галерея). В 2004 г., после теракта у метро «Рижская», власти взялись за снос ларьков у метро.

В 2006 г. московское правительство и вовсе объявило о намерении убрать с улиц все ларьки. По словам Владимира Ресина, бывшего тогда первым заместителем мэра Москвы, «настал момент, когда эти палатки надо «приговорить» – без них вполне можно обойтись». Убирать планировалось как минимум до 20% от общего числа киосков в год. Реализовать эти намерения помешал кризис. В начале 2009 г. являвшийся тогда мэром Москвы Юрий Лужков наложил двухлетний мораторий на борьбу с киосками, призвав спасать малый бизнес, рабочие места и бюджет. Хотя одновременно в Северном административном округе «вендетту» киоскам объявил префект САО тогда Олег Митволь. Впрочем, дело ограничилось временным запретом на торговлю пивом и табаком, который отменила мэрия, публично назвав господина Митволя «человеком неопытным».

Не впервые взялся за уличную торговлю и нынешний мэр столицы Сергей Собянин. Первый год его работы запомнился предпринимателям и москвичам настоящим «крестовым походом» против киосков. Под нож пошли палатки у метро «Улица 1905 года», ларьки у «Белорусской», «Третьяковской», на Новом Арбате и остатки киосков на Тверской. Вместе с ними постов лишились главы двух управ – Тверской и Пресненской, и инициативу по сносу подхватили их коллеги по всему городу.

Тот факт, что у большинства сносимых киосков – в течение первых дней после заявлений мэра их было демонтировано четыреста – сроки аренды действовали до конца 2010 г., мало кого волновал.

«Уже через несколько недель выяснилось, что официальных распоряжений по поводу сноса правительство Москвы не издавало. В распоряжении мэра об упорядочении объектов мелкорозничной торговли о сносе не было ни слова. Речь шла о разработке новой схемы размещения объектов мелкорозничной торговли», – напоминает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго.

Впрочем, это не помешало продолжить наступление на киоски. В результате вместо двадцати с лишним тысяч объектов нестационарной торговли к 2015 г. на улицах города осталось около восьми тысяч.

Жирный крест

8000 киосков, все еще работающих на столичных улицах, в бюджет города вносят вклад довольно незначительный. 

По оценкам аналитика холдинга «Финам» Тимура Нигматуллина, на киоски в Московском регионе приходится порядка 1% от объема розничной торговли. За январь–март 2015 г. он превысил триллион рублей.

Безусловно, все владельцы киосков платят за аренду, но ставки ее далеко не всегда были велики (отчисления по договорам аренды земли составляли и 2000 руб. в месяц), многие работают по системе субаренды, а значит, платежи идут мимо бюджета. Кроме того, предприниматели работают по упрощенной схеме налогообложения, отчисляя 6% с оборота, который показывают не все. При этом обороты у киосков могут быть небольшие, к тому же, не весь оборот розница предъявляет – по кассе зачастую проводятся далеко не все операции (например, чеков зачастую не дают в палатках с овощами или хлебом).

«Если брать в целом, киоски приносят городу не так уж и много», – соглашается Сергей Рак. 

В прошлом году, рассказывает он, контрольное управление при мэрии подвело итоги реализации права на размещение киосков через аукционы. 

«Около 800 млн руб. город тогда потратил на обустройство торговых площадок, на сумму около 2 млрд руб. были заключены договоры трехлетней аренды, – рассказывает Сергей Рак. – Правда, что-то разыгрывалось без аукционов, например, пресса. В целом город вроде бы выиграл, но в бюджетной части это копейки, мизер». 

Это не повод убирать киоски с улиц Москвы, полагают предприниматели. Тем более что в городе есть места, где киоски предоставляют возможность купить продукты, не отправляясь в супермаркет за тридевять земель. Киосками активно пользуются семьи с колясками, инвалиды, люди с собаками. 

«У нас есть важная социальная функция, мы создаем комфортную среду, – подчеркивает Сергей Куранов. – Первые этажи домов в городе исторически построены под квартиры, там нет места под стрит-ритейл. Москвичам остается посещать сетевые магазины либо отправляться за покупками в выходные за МКАД».

Кроме того, киоски – это еще и рабочие места для десятков тысяч горожан, рискующих лишиться заработка. Отчасти в целях сохранения рабочих мест и сдерживания роста цен на продукты в Санкт-Петербурге отказались от сноса киосков, более того, их число здесь будет увеличено с 3600 до 5700, а договоры владельцы киосков получили возможность продлить без аукционов.

Наиболее прибыльным «клиентом» для бюджета всегда оставался общепит. К примеру, одна точка «Стардогс» у ВДНХ платит 210 000 руб. в пересчете на месяц. Если оценить выплаты всех компаний, работающих под брендом «Стардогс», можно говорить о 50 млн руб. ежегодных отчислений.

Именно от уличного общепита власти Москвы, похоже, намерены избавиться в первую очередь – торговать хот-догами и сэндвичами могут запретить. 

Подобная категоричная позиция подкрепляется данными проверок Роспотребнадзора и пугающей статистикой роста пищевых отравлений. В ходе апрельского рейда ведомство проверило 61 точку общепита, и нарушения найдены во всех. Дело пока обернулось штрафами на сумму более чем 6 млн руб. и закрытием 39 точек общепита. 

Предприниматели не исключает, что речь идет о зачистке территории города «под своих». Кто это будет – проект, аналогичный «Русскому бистро», «Едим дома», или какой-то новый игрок, неизвестно. Возможно, что место киосков займет разъездная торговля с фургонов, которую развивают рестораторы.

«Московский рынок самый емкий, здесь мы начинали, двадцать лет успешно работаем, не хочется уходить по нерыночным основаниям, давая дорогу другим компаниям», – отмечает Сергей Рак.

«Распил» в два конца

«Официально снос киосков связан с оптимизацией розничной торговли, инфраструктуры города для удобства москвичей, – рассуждает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Юрий Гульбин. – Неофициально речь идет о возможности пополнить бюджет за счет новых арендаторов или новых арендных расценок, а также новых киосочных металлоконструкций».

В неформальных беседах предприниматели все чаще склоняются к тому, что реформа нестационарной розницы затеяна ради истории с производством. 

Всего на первые двести киосков бюджет выделил 263 млн руб., стоимость производства одного киоска составила 1,3 млн руб. Участие в аукционе, только сумма обеспечения в котором превышала 70 млн руб., приняла фирма «Все сам», зарегистрированная чуть менее года назад.

Она же и выиграла аукцион. Желающие посоперничать, рассказывают предприниматели, были, однако кто-то не нашел 70 млн руб. на взнос, остальным объяснили, что участвовать в конкурсе не стоит. 

«Всем более-менее понятно, зачем это делается, зачем нужно убрать старые объекты и изготовить объекты новые. Компания вышла на первые торги практически в одиночестве, тендер отыграли в один-два шага», – говорит Сергей Куранов.

«Мы делали объекты по 350 000–400 000 руб., здесь киоск стоит 1,3 млн руб. Ну пусть будет не 350 000 руб., а 600 000 руб. Но не миллион же с лишним. Понятно, что «распил» идет в два-три конца. Чтобы это сделать, нужно было убрать старые объекты и заменить их на новые», – сказал на условиях анонимности владелец нескольких киосков. 

Он предлагает теоретический подсчет: если поставить задачу заменить все объекты нестационарной торговли, не уменьшая их числа, то затраты бюджета потянут на миллиарды рублей. 

В настоящее время объявлена очередная «порция» тендеров общей стоимостью свыше 98 млн руб.

Предприниматели, с которыми побеседовал «Ко», утверждают, что компания – победитель аукциона связана с Александром Золотаревым, известным по вендинговым киоскам, все чаще появляющимся на столичных улицах. 

Официальный телефон компании, указанный в регистрационных данных, совпадает с телефоном компании «ЭПС», которая принадлежит Александру Золотареву и занимается производством вендинговых аппаратов. 

На вопросы «Ко» ни предприниматель, ни представители компании «Все сам» не ответили, подтвердив по телефону, что конкурс на производство киосков выиграли действительно они.

Кстати, Александру Золотареву принадлежит и инициатива продажи через киоски нерецептурных медпрепаратов, которую публично поддержала мэрия. По этому проекту в ближайшее время будут также проведены конкурсы на производство вендинговых киосков. Догадаться, кто станет победителем, не очень сложно.

Передел подземки

Новые правила игры ожидают торговлю и в подземных переходах метро. Как и на улицах города, здесь появятся киоски, произведенные за счет бюджета, а право аренды разыграют на аукционах. Аукционам будет предшествовать демонтаж действующих киосков, первый снос был намечен на 1 июня 2015 г. Аукционы по аренде запланированы на конец июня.

Одной из причин реформы власти называют борьбу с субарендой. Известно, что арендаторами большинства киосков являются пять компаний, в том числе структуры бизнесменов Льва Кветного и Якуба Якубова.

«Сейчас происходит передел, выстраиваются новые цепочки, свои доверенные лица, идет передел в пользу афиллированных с Собяниным структур», – поясняет председатель оргкомитета движения «За честный рынок» Илья Хандриков.

Действующие арендаторы подземных киосков уверены, что не смогут претендовать на право аренды новых киосков из-за цены. По оценке экспертов, лишиться работы могут 15 000 человек. 

Пилотный аукцион по киоскам в метро прошел в 2014 г., на нем разыграли семь киосков в переходе станции «Новокосино». Конкурс выиграло ООО «Ванечка», аффилированное с ресторанным холдингом Ginza Project. 

Арендным аукционам предшествует проект реконструкции вестибюлей и подземных переходов на 96 станциях. По официальным данным, площадь коммерческих объектов вырастет на 3700 кв. м, до 12 300 кв. м. На проект планируется потратить 11 млрд руб., заявляли в департаменте транспорта Москвы. Большинство конкурсов уже объявлено. В настоящее время от аренды метрополитен получает более 1,1 млрд руб. в год. Предполагается, что доходы в результате нововведений вырастут до 3 млрд руб.