Кировск сражается с Финляндией за снег
За Северным полярным кругом на горнолыжном курорте Кировска «Большой Вудъявр» (БВ) 11 декабря открылся новый сезон. В октябре Хибины проинспектировал премьер Михаил Мишустин, а недавно готовность БВ к приему гостей оценил министр спорта Олег Матыцин. «Компания» поговорила с директором «Большого Вудъявра» Александром Лаппом о том, насколько силен русский Север как туристическое направление и на чем можно зарабатывать снежным курортам летом.
— Да, до 15 января губернатор Андрей Чибис разрешил посещение курорта только жителям Мурманской области. После этого периода, если в регионе не будет расти количество заболевших, мы откроемся и для остальных россиян.
Мы не переживаем, что к нам приедет мало туристов: в этом сезоне уже нет опасений, что не будет снега. Кроме того, как мы увидели, летом по всей России был бум турпотока: люди хотят оценить внутренние курорты. И нам нельзя ударить лицом в грязь.
— У Кировска хорошая горнолыжная история. Это — Мекка горнолыжного спорта России. Первые поклонники этого вида спорта обосновались здесь еще в 1930-е годы. В середине 70-х в городе появилась лучшая горнолыжная база в СССР. Здесь уже стояли чехословацкие подъемники и была построена кресельная канатная дорога. С тех пор комплекс все время развивался. В основном это касалось северного городского склона. С 2000-х годов компания «ФосАгро» начала осваивать южную часть горы.
Большой толчок произошел в 2013–2015 годах, когда были построены две новые канатные дороги. Первая канатка, которая наконец-то объединила два сектора катания — северный и южный склоны. И начала свою работу самая производительная по пропускной способности на нашем курорте гондольно-кресельная канатная дорога. В результате появилась сеть из восьми подъемников и единая зона катания протяженностью 30 км.
Три года назад мы пересмотрели работу службы подготовки склонов и пригласили сильных специалистов. Сегодня эту команду возглавляет коренной кировский житель Алексей Михайлов. Он долгое время проработал в Сочи на «Розе Хутор», готовя олимпийскую трассу.
Главная сложность в эксплуатации нашего комплекса — непредсказуемость и суровость хибинской погоды. Поэтому уже летом мы проводим работы по подготовке склонов, чтобы у нас не было проблем зимой.
— У нас работают только местные специалисты — нет ни одного приезжего. Все ребята — коренные жители Кировска. Нам нужно вырастить команду, которая стабильно бы работала и не стремилась никуда уезжать.
— В зимний период немногим более 130 человек, а на постоянной основе круглый год около 50 сотрудников. Сейчас мы находимся в стадии глубокой сезонности. Летнюю активность начали развивать с 2017 года и сейчас реализуем те проекты, которые нужны именно в этот период. С появлением летних опций и увеличением продолжительности зимнего сезона количество рабочих мест будет расти.
Горнолыжный курорт «Большой Вудъявр»
Расположение: горы Хибины (гора Айкуайвенчорр) в городе Кировске Мурманской области (за Северным полярным кругом, 400 км от границы с Норвегией).
Характеристики:
-
Самая высокая точка — 1060 м.
-
Перепад высот — 650 м.
-
Общая протяженность трасс — 30 км (25 маршрутов).
-
Самая длинная трасса — 2500 м.
-
Количество подъемников: 8.
Больше половины трасс имеют искусственное освещение.
Продолжительность зимнего сезона: с конца ноября по конец мая.
— Компания «ФосАгро» как градообразующее предприятие уже более 15 лет вкладывает свои инвестиции в туристическое направление Хибин. И решает сразу несколько задач. Первая — уход от городской монозависимости, потому что Кировск — город промышленный. Туристический бизнес — альтернатива, которая позволяет найти работу не только на производстве. Вторая задача — развитие туристического кластера, так как это формирует привлекательность города. За последние семь лет компания вложила в развитие туристической инфраструктуры более 5 млрд руб. Здесь нужно сказать и об аэропорте Хибины. Для России уникальное явление, когда аэропорт находится в 30 минутах езды от такого туристического центра, как «Большой Вудъявр».
— Пассажиропоток растет из года в год. Сегодня это — 90 тыс. человек в год. Если раньше летал только один авиаперевозчик — «Северсталь», то сегодня осуществляет рейсы и компания S7 Airlines. Наконец-то появилась конкуренция, что привело к снижению стоимости билетов. На сегодняшний день пропускной способности аэропорта хватает, чтобы принять всех желающих туристов.
— Сегодня иностранных инвесторов нет. Два года назад мы разработали концепцию модернизации нескольких курортов вокруг Кировска, которые включают в себя развитие трех вершин — Айкуайвенчорр с двумя склонами, Ловчорр и горы Вудъяврчорр, которая находится за озером Большой Вудъявр. В планах создание кластера, который будет состоять из более 200 км трасс, 30 канатных дорог и пяти различных деревень для проживания. Сейчас мы находимся на этапе детальной проработки этой концепции. Финальным ее этапом будет создание большого количества инвестиционных портфелей, которые мы сможем предложить будущим инвесторам. Начиная от инвестиций в строительство целого курорта и заканчивая созданием небольшого проката или отеля. Резиденты могут быть самого разного уровня.
ПАО «ФосАгро»
Крупнейший европейский производитель фосфорсодержащих удобрений. Компания была основана в 2001 году.
Акционерная структура компании (31.12.2019 года):
-
Adorabella Limited (Кипр) — 24,85 %;
-
Chlodwig Enterprises Limited (Кипр) — 18,81 %.
-
Владимир Литвиненко — 20,98 %;
-
Евгения Гурьева — 4,82 %;
-
В свободном обращении — 30,55 %.
48,47 % — акции Евгении Гурьевой, компаний Adorabella Limited и Chlodwig Enterprises Limited, переданные в трасты, экономическими бенефициарами которых являются Андрей Гурьев и члены его семьи.
Председатель совета директоров — Ксавье Роле.
Генеральный директор — Андрей Гурьев.
Количество сотрудников: 17 600 чел.
Собственный капитал: 126 млрд руб. (2019 год).
Чистая прибыль: 49,4 млрд руб. (2019).
Активы: 303 млрд руб. (2019).
— Мы запустили гондольную канатную дорогу, которая приводит на вершину горы Айкуайвенчорр (850 м над уровнем моря). Там есть широкое плато, которое позволяет даже мало подготовленному человеку в течение одного-двух часов прогуляться, насладившись природой, и увидеть панораму Кировска и Хибин. В первый же сезон после запуска такой опции за два месяца ею воспользовались 6 тыс. гостей. Притом что мы работали только по выходным. Это стало для нас весомым аргументом, чтобы пересмотреть подход к работе курорта и трансформировать его в круглогодичную историю.
Есть интересный проект — летние экологические тропы по горнолыжным трассам. Они не очень сложные. Вы поднимаетесь по канатной дороге, и остается только спуститься вниз.
Важный проект — панорамный ресторанный комплекс, который находится на вершине горы. Любопытное сооружение с точки зрения расположения, архитектуры — большие выносные безопорные конструкции, обеденный этаж в виде остекленной окружности с окнами высотой в 5 м. Его общая вместимость — 300 посадочных мест.
Ресторан должен начать работать в конце августа 2021 года. Стоимость постройки самого здания — более 400 млн руб. Важно, что со вводом его в эксплуатацию появится более 70 рабочих мест.
В октябре к нам приезжал премьер-министр Михаил Мишустин, и ему был представлен ресторан как один из проектов–резидентов Арктики. Он высоко оценил его значимость для региона.
Мы рассчитываем, что ресторан не просто станет местом питания на курорте. Он должен стать магнитом притяжения туристов даже вне горнолыжной истории.
— Ежегодно с учетом амортизации затраты курорта составляют около 270 млн руб. — это зарплатный фонд сотрудников, содержание сооружений, обновление парка спецтехники, который мы осуществляем ежегодно.
Можно сказать, что курорт окупает операционные затраты. Ежегодные инвестиции «ФосАгро» в туристический кластер Кировска составляют около 500 млн руб. Все эти деньги направляются на те проекты, которые мы реализуем для развития городской инфраструктуры, имеющей отношение к туризму и, конечно, курорту, чтобы он все время развивался.
— Традиционно у нас было два ценовых сезона — низкий и высокий. Для нас эта система является инструментом распределения туристических потоков. Нужно сделать низкий сезон более привлекательным для тех, кто хочет сэкономить. И тем самым — убрать излишний туристический поток, который к нам приезжает в высокий сезон, во время новогодних праздников и весенних детских каникул с 20 марта по 10 апреля.
В этому году мы вводим третью составляющую — пик сезона. Стоимость ски-пасса в низком сезоне остается такой же, как и прошлой зимой. В высоком рост цен составил 3 %. Это связано с тем, что мы потратили большие средства, чтобы принять все ковидные меры и бесплатно предоставить гостям средства индивидуальной защиты. А цену на пиковый сезон мы подняли на 10–13 %.
В прошлом году мы ввели систему онлайн-продаж. Приобрести ски-пасс можно через наш сайт или приложение. В этом году в условиях пандемии такое новшество приобрело по-настоящему здравый смысл. Мы это сделали, чтобы снизить живые очереди в кассах.
Цены на ски-пассы на российских и иностранных курортах в сезоне 2020/21
Название курорта |
Цена ски-пасса |
Количество дней |
Высота |
«Роза Хутор» |
8300–16 400 руб. |
5 |
2320 м |
«Домбай» |
8000–10 400 руб. |
5 |
3168 м |
«Большой Вудъявр» |
5900–6800 руб. |
5 |
1060 м |
«Рука» |
164–182 евро |
6 |
492 м |
«Трюсиль» |
440 евро |
6-8 |
1132 м |
-
Цены могут меняться по ходу сезона.
-
На курортах существуют различные акции и скидки.
-
Цены указаны в диапазоне «низкий — высокий/пиковый сезон».
-
Цены переведены в рубли по курсу на 17.12.2020.
— Турпоток ежегодно растет. За сезон 2018/19 к нам приехали 170 тыс. гостей. В прошлом году до закрытия (курорт закрылся 23 марта из-за пандемии коронавируса) нас посетили 100 тыс. человек. Эта цифра была с ростом в 15–20 % от месяца к месяцу. Если бы не пандемия, мы бы еще приросли на 20 % к прошлогодним показателям.
— Русский север стал настоящим трендом. Сегодня курорт подкупает стопроцентным наличием снега. У нас один из самых длинных в России сезонов — с конца ноября по середину мая, а иногда снег лежит даже до июня.
Но существует проблема негарантированного начала сезона. Так, в позапрошлом году была затяжная осень, и мы открылись только 13 декабря.
Система искусственного оснежения для такого курорта — огромные капиталовложения, и для решения этой проблемы мы получили поддержку Ростуризма и правительства Мурманской области. Уже в следующем сезоне будем запускать в работу эту систему на Северном склоне — 3,5 км трасс будет оснежаться на первом этапе и еще 1 км — на втором.
Инвестиции в проект составят 400 млн руб., а следующий сезон должен быть открыт уже 10–15 октября. Это прямая конкуренция финской «Руке». Там проблему позднего снега решают сохранением дополнительного снежного покрова еще с прошлого сезона. В этом у нас есть плюс, потому что в Финляндии более теплые сентябрь и начало октября. Кроме того, протяженность наших склонов в два раза больше, также у нас лучше характеристики по перепаду высот.
Это даст нам два дополнительных месяца к началу зимнего сезона — курорт сможет открываться в начале октября. Все спортсмены и любители, которые всегда ждут первого снега, будут переориентированы на Кировск.