Кирпичики MBA

Мы привыкли к тому, что МВА – это долго и дорого. А что получится, если разделить программу на части?

Как правило, о

говорят как о едином целом, в лучшем случае выделяя специализацию и зарубежный модуль. Из-за этого создается впечатление, что MBA – полуторо-двухгодичная программа, по которой учишься «от» и «до». И до недавнего времени это действительно было так. Однако экономические неурядицы внесли свои коррективы. «Дело в том, что в момент кризиса и в последующий период очень медленного восстановления экономики решения об инвестициях, и прежде всего инвестициях в собственный человеческий капитал, принимаются очень непросто, – констатирует Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления Института бизнес- и делового администрирования АНХ при правительстве РФ (ИБДА). – Многие потенциальные слушатели школ бизнеса в силу разных причин не могут сразу решиться вложить 600 000 – 700 000 руб. в двухгодичную программу MBA. Технология «конструктора» (разделение программы на несколько отдельных этапов-модулей. – Прим. ред.) позволяет вкладываться в обучение малыми долями, с перерывами, приостанавливая при необходимости очередные выплаты, что облегчает инвестиционные решения». По словам директора департамента программ MBA Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт) Екатерины Лисицыной, в прошлом году наблюдался всплеск интереса к программам среднего формата (до 200 академических часов), связанный с финансовым кризисом. «Многие руководители по-прежнему сохраняли намерение поступить на программу MBA, но не скрывали того, что хотели бы растянуть процесс обучения, сделав его поэтапным», – отмечает она.

Кирпичик к кирпичику
Учитывая пожелания потенциальных клиентов, ведущие российские бизнес-школы разработали новый формат обучения, фактически разбив программу MBA на несколько этапов-уровней.
Так, с сентября прошлого года слушатели программы «MBA – Финансовый менеджмент» института «МИРБИС» сперва могут пройти программу повышения квалификации, затем дополнить ее, получив документ о профессиональной подготовке, а после «добрать» недостающие предметы и обрести степень MBA.
В ИБДА двухгодичную программу MBA делят на 7–8 модулей по 80 – 120 академических часов (Pre-MBA с комплексом дисциплин по внешней среде бизнеса, модуль «Профессиональные навыки менеджера», модули по стратегии, финансам и т.п.), предлагая слушателям собрать собственный «MBA-конструктор».
«Можно взять только один, самый актуальный в данный момент для вас модуль, – разъясняет Александр Чеканский. – Это не так дорого и позволяет понять, нужно ли вам дальнейшее обучение. Если нужно, взять еще один модуль, а потом, быть может, еще один и получить по совокупности диплом о профессиональной переподготовке. А затем, спустя какое-то время, может быть, еще пару модулей, нарастив свой индивидуальный учебный план до полноценной программы MBA».


Сергей Календжян, декан Высшей школы корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ:
«Мы более 15 лет регулярно проводим стажировки за рубежом. Наиболее востребованные у нас страны – Германия, Швейцария, Франция. Обычно мы посещаем компании, использующие на практике те методики, которые мы применяем в рамках наших программ SEMBA по теме «Делегирование полномочий и ответственности». Большим спросом пользуются семинары в области мотивации персонала, коммуникаций и культуры бизнеса в Западной Европе. Зарубежные стажировки тесно вписаны в программы MBA, DBA ВШКУ. По темам стажировки слушатели пишут эссе, выполняют специальные задания и письменные работы. Поэтому наиболее ответственные и достойные слушатели получают самостоятельные зарубежные дипломы».

Другой вариант – пройти отдельный курс или модуль, а после продолжить обучение уже по программе MBA, частью которой и являлся пройденный курс.
В том же институте «МИРБИС» специалисты в области управления персоналом могут за 8 месяцев пройти курс mini-MBA «HR – эксперт, партнер, стратег», повысив свою квалификацию до уровня бизнес-партнера, а потом продолжить обучение на степень мастера делового администрирования, ведь курс встроен в программу «MBA – Управление человеческими ресурсами».
В Высшей школе корпоративного управления АНХ при правительстве РФ (ВШКУ) абитуриенты могут выбрать из нескольких программ, называемых SEMBA и представляющих собой отдельные модули MBA, в рамках которых изучается 4–6 дисциплин. На сегодняшний день школа предлагает шесть направлений такой подготовки: «Стратегия и структура компании», «Эффективная система управления», «Человеческий капитал и лидерство», «Эффективные бизнес-коммуникации», «Финансы, аутсорсинг и оптимизация затрат», «Управление продажами».
«Для ряда людей такой формат учебы очень выгоден, так как в будущем они могут зачесть пройденные курсы в обучение по полной программе MBA, – поясняет Сергей Календжян, декан ВШКУ. – Таким образом, слушатели имеют возможность расставить приоритеты в соответствии со своими финансовыми возможностями и наличием времени для обучения.  Они выбирают для себя оптимальные расширенные модули MBA».

Первым делом – азы профессии
Выбирая программу обучения, люди нередко отдают предпочтение профпереподготовке. Оно и понятно – часть изучаемых курсов в программе переподготовки схожа с аналогичными курсами в программе MBA, а длится обучение всего год.
Например, программа профпереподготовки ВШКУ включает в себя 512 контактных часов, что чуть больше 2/3 от объема программы MBA. «По своему содержанию и прикладной направленности это исключительно полезная для слушателей программа. Для людей, которые не имеют времени или достаточных финансовых ресурсов, профпереподготовка служит важным трамплином развития знаний и навыков», – уверен Сергей Календжян.
Между тем не стоит забывать, что цель переподготовки – познакомить с новой профессией, в то время как MBA – образование управленческое.
Впрочем, у профпереподготовки есть свои плюсы. Среди прочего – знакомство с бизнес-школой, ее преподавателями, качеством предлагаемых услуг и т.д., а также возможность в будущем сократить срок обучения на MBA.


Екатерина Лисицына, директор департамента программ MBA Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт):
«Для слушателей программ MBA бизнес-школы «МИРБИС» проводятся мастер-классы по всем специализациям, причем приглашаются как российские, так и западные специалисты. В задачи мастер-классов, как правило, входят выявление причин той или иной проблемы, передача опыта и совместная отработка решения проблем. Так, в ближайшее время слушателей программ MBA нашей школы ждут мастер-классы по социальной ответственности, составлению плана маркетинга по продукту, доходности российских облигаций и др.».

«Курсы профпереподготовки действительно являются первым шагом к получению степени MBA, – рассказывает Екатерина Лисицына. – К нам в «МИРБИС» приходит много специалистов из самых различных областей, которые некоторое время назад прослушали курсы переподготовки. Мы смотрим, какие курсы они закончили, какие дисциплины входили в учебный план, какая бизнес-школа или университет являлись поставщиком услуг. В результате перезачета ряда дисциплин (не более 240 академических часов) слушатель может поступать на сокращенную программу MBA (1,5 года)».
К тому же «короткая» программа MBA стоит дешевле, экономия, как правило, составляет 25 – 30% от стоимости полной программы.
В ИБДА на основе технологии «конструктора» разработали проект «Два в одном», пользующийся большой популярностью.
«Программа MBA разбивается на два примерно равных по продолжительности этапа, – поясняет Александр Чеканский. – На первом году обучения слушатель осваивает учебный план программы профессиональной подготовки с выбранной им специализацией, а на втором году продолжает обучение, осваивая дополнительные дисциплины, которые обязательны для мастеров делового администрирования. В итоге по результатам двух лет обучения выпускник становится обладателем двух государственных документов: диплома о профессиональной переподготовке и диплома MBA».

Потренируемся?
Пожалуй, самой короткой формой бизнес-образования являются тренинги. На сегодняшний день существует не одна сотня компаний и организаций, предлагающих тренинги по самым разным темам (от повышения уверенности в себе и уроков рисования или пения до новейших методов продаж и разъяснения последних нововведений в правилах бухучета) или организующих встречи (мастер-классы) с гуру российского и зарубежного бизнеса. Цены на такие программы стартуют от 1000 руб. и могут достигать нескольких десятков тысяч рублей – все зависит от срока обучения и «раскрученности» тренера.
Безусловно, существуют ситуации, когда посещения одного-двух тренингов хватает для решения проблемы. Есть и профессии (те же бухгалтеры), для которых регулярное повышение квалификации – обязательная составляющая. Но сейчас речь не о них.
Особенность тренингов – их практичность – пришлась очень кстати в программах MBA. Конечно, лекции по теории управления и различным моделям построения бизнеса – дело хорошее. Но отличие MBA от прочих постдипломных программ заключается в прикладном характере образования.


Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ:
«Для менеджеров, совмещающих учебу с работой, исключительное значение имеют условия обучения, прежде всего режим занятий. В московских школах бизнеса традиционно преобладала вечерняя форма обучения. Однако в последние годы преодолеть столичные пробки и успеть после работы на вечерние занятия в школу бизнеса стало почти невозможно. Поэтому ИБДА, сохраняя для желающих вечернюю форму обучения, открыл на всех своих программах формат weekend – короткие трехдневные сессии (пятница, суббота, воскресенье) с занятиями в течение целого дня. Именно этот формат сейчас наиболее популярен в бизнес-образовании, причем не только у жителей Москвы и Подмосковья, но и у менеджеров из близлежащих регионов, вплоть до Урала. Ну а для менеджеров из более отдаленных регионов России предлагается так называемый модульный формат: периодические 10–12-дневные очные сессии с полным погружением в учебу».

«Тренинги относятся к активной форме обучения и тем самым являются неотъемлемой частью программы MBA. Их особенность заключается в том, что слушатели получают не только новые знания в предметной области, но также развивают свои профессиональные навыки, – объясняет Екатерина Лисицына.  – Во время тренингов слушатели отрабатывают на практике различные ситуации, связанные с принятием управленческих решений, взаимодействием в команде и согласованностью действий, коммуникациями в условиях дефицита времени и неопределенности».

Спроси совета
Что ж… Теорию выучили, практические навыки потренировали, даже успели что-то применить на работе. Но всегда остаются вопросы: а как это делают другие, вдруг они придумали лучший способ? Тут-то на выручку и приходят мастер-классы.
Рекламируя свои программы, бизнес-школы нередко упоминают среди преподавателей известных бизнесменов и гуру менеджмента. Конечно, далеко не все из них имеют возможность вести полноценный курс в течение всего учебного года или хотя бы семестра, а вот прийти на встречу со слушателями и за несколько часов рассказать о секретах мастерства и ответить на вопросы – другое дело.
Мастер-классы являются своего рода образовательным консалтингом, считает Екатерина Лисицына. По словам Сергея Календжяна, в большинстве своем тренинги и мастер-классы – это составные элементы второго года обучения. «Традиционно занятия у нас ведут преподаватели с большим опытом корпоративного обучения и проведения тренингов, – рассказывает он. – Мастер-классы проводят известные отечественные и зарубежные специалисты, а также руководители успешных компаний и представители властных структур».

За бугром
Большинство программ MBA предусматривает зарубежный модуль. Обязательный или добровольный, за отдельную плату или по системе «все включено» – это уже зависит от конкретной программы.
Цель таких поездок – отнюдь не экскурсии и развлечения. Слушатели посещают лекции зарубежных преподавателей и различные компании, знакомясь с опытом иностранных коллег, а в конце сдают экзамены и получают соответствующий сертификат или диплом с указанием содержания пройденного курса и осуществленных деловых визитов.
«Не секрет, что западноевропейские страны значительно опережают нас в технологической сфере, в том числе в области применения высоких управленческих технологий в бизнесе, – отмечает Александр Чеканский. – Эти передовые технологии, конечно, изучаются в ведущих школах бизнеса России.


Ульяна Самолова, президент бизнес-школы «Самолов и Самолова»:
«Сравнивать MBA и тренинги так же некорректно, как и метры с килограммами. Тренинг – это форма и метод обучения, а MBA – набор курсов. Курсы MBA в основном используют лекционную и семинарскую формы обучения, они ближе к академическому образованию. Курсы, построенные на основе тренингов, более гибкие и практичные.
Цель тренинга – формирование и развитие управленческих навыков. Поэтому в тренинге нет места абстрактным теоретическим подходам. Теоретическая модель тренинга должна быть единой, очень четкой и конкретной, разработанной на основе реального управленческого процесса. Обучившись на тренинге, руководитель может сразу на практике применить полученные знания и навыки. Соответственно и результат от обучения очень быстрый».

Но чтобы по-настоящему овладеть ими, нужно обязательно посмотреть, как они работают на практике. Эту задачу решает зарубежный учебный модуль, в рамках которого учебные занятия в школе бизнеса должны быть органически связаны с изучением практики управления в процессе посещения компаний».
По мнению Сергея Календжяна, основным условием зарубежных стажировок является разделение программы на две составные части: 50% – тренинги и дискуссии с западными специалистами, 50% – посещение фирм.
«Стажировка является продолжением учебы, расставляет акценты в ранее пройденном в соответствующих программах (MBA, EMBA, магистратура, бакалалавриат) материале с учетом особенностей и передового опыта той страны, где проводится стажировка», – поясняет Екатерина Лисицына.
Впрочем, зарубежный модуль может быть и курсом по выбору, то есть отдельным модулем, своего рода «программой в программе». В таком случае он скорее служит дополнением к основной программе, а не является ее продолжением. Некоторые бизнес-школы также предлагают зарубежные модули в качестве отдельной программы. В таких стажировках могут участвовать не только слушатели школы, но и участники с «открытого» рынка.
Что ж, за последние пару лет российские бизнес-школы существенно расширили выбор образовательных возможностей. Если раньше абитуриентам, как правило, приходилось выбирать между вечерней и модульной формой обучения, то сегодня они могут не только «конструировать» программу из «отдельных кусочков», но и самостоятельно определять темп и срок обучения, а в результате и его стоимость.